Аргументация к блоку «Человек и научно-техническая революция»

Проблематика Примеры
Сделала ли техника более могучим просто человека; способствует ли развитие цивилизации духовному развитию человека. 1. В «Письмах из русского музея» В. Солоухин обращается к неведомому собеседнику, который удивлён тем, что писатель собирается писать письма в век, когда проще воспользоваться телеграфом и телефоном. Автор вспоминает «и «Письма из Италии», и «Письма из далёка», и «Письма русского путешественника». Кажется, что он на стороне тех, кто считает, что «два слова вместо двух томов», ритм, темп, стиль двадцатого века предпочтительнее духовного общения в письмах. Но дальше он размышляет об удивительном парадоксе: научно-технический прогресс, казалось бы, высвободил время для развития духовных способностей, но на самом деле мы не можем сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, стало больше. Все вместе, обладающие современной техникой, мы стали мощнее. «Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?» В. Солоухин приводит нас к выводу, что развитие техники, призванное, по мнению многих, «экономить человеку время, высвободить досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей», не сделало «более могучим просто человека». Да и времени свободного у людей больше не стало. Человек «наедине с самим собой» остался таким же неуверенным и слабым, как и его предшественники «по планете Земля». 2. В романе-антиутопии Хаксли «О дивный новый мир» рассказывается о государстве, где правит технократия. Здесь уже нет людей, здесь есть особи — альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны, которые даже не рождаются, а выращиваются в стеклянных бутылях. А потом эти особи живут по строго заданному каждой касте кругу, и ни шагу в сторону! Эмоции, страсти, свободные мысли — это то, что может лишь помешать человеку. 3. В романе Е. Замятина «Мы» будущее похоже на безумие: вся жизнь подчинена определённым законам, человек потерял свое «я», свое имя, став нумером. Главное в жизни теперь - это цифры. Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Что уж говорить о вечном, о прекрасном?! Музыка Скрябина - дикость. Вдохновение - неизвестная форма эпилепсии. В цветах ничего красивого... Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы пищи и проҹее... Страшная картина». 4. В предисловии к книге "Взлом техногенной системы" В. Зеланд предупреждает : «...вроде бы, все идет своим чередом, наша цивилизация следует путем технического прогресса. В действительности прогресс, в той форме, когда его плоды приносят пользу человеку, уже закончился и двинулся в направлении, выгодном собственно системе как самостоятельно развивающейся структуре. Система, как опухоль, начала активно разрастаться сама, теперь уже независимо от воли человека. Все указывает на то, что данный процесс вышел из под контроля. Для человека это не проходит даром, его способности блокируются, возможности резко сокращаются – именно с той целью, чтобы он не мешал системе развиваться так, как ей надобно. Но человек ничего подобного не видит и не чувствует, потому что «операция» проводится под общим наркозом, в состоянии глубокого сна, о чем пациент, опять же, не подозревает. В его сознание прошивается код: «Сиди на своем рабочем месте, в своей ячейке, и нажимай на кнопки, как положено. Создавай продукты системы, и потребляй все, что она дает тебе. Подчиняйся правилу маятника: «делай как я». Следуй принципу социума: «если все так делают, значит, это правильно». И не вздумай покидать общий строй. Но главное – будь всегда на связи, в сети. Будь в системе. Не расставайся с необходимыми для этого гаджетами. Внимай входящему потоку информации. Участвуй в общем хоре кликаний и лайканий, чтобы всегда резонировать с паутиной, быть частью ее. Не ищи свой путь – тебя направят. Не думай, не утруждай свою голову – тебе расскажут и покажут. Твое дело – учиться кликать и лайкать на самом что ни на есть примитивном уровне, формировать у себя необходимые условные рефлексы, чтобы правильно лайкнуть в нужном месте в нужное время – кнопкой ли мыши, покупательской корзиной, или избирательным бюллетенем. А когда настанет час, будь готов пополнить многочисленные ряды шагающих общим строем туда, куда… Ну, в общем, тебе укажут, куда. Ты, главное, будь готов, винтик.»


Философские проблемы

По К.Г. Паустовскому. Людей всегда мучают разнообразные сожаления… О быстротечности времени

(1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьёзные и смешные.

(2)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (3)Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето – то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.

(4)Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. (5)А между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.

(6)Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. (7)Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (8)Наоборот, по ночам они разгораются. (9)И нет такого снотворного, чтобы их усыпить. (10)Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. (11)Это – сожаление о том, что не удалось – да, пожалуй, и не удастся – увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.

(12)Да что там – весь мир! (13)На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.

(14)Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. (15)Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. (16)Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. (17)Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. (18)Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, – вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черемухи, липы или ольхи. (19)Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони – с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.

(По К.Г. Паустовскому)

Сочинение

Время… В детстве, в юности, говорят, оно тянется медленно, но чем взрослее ты становишься, тем быстротечнее время. К. Г. Паустовский тоже не остался в стороне от проблемы быстротечности времени. О чём больше всего сожалеют люди, сетуя на быстротечность времени – вот тот вопрос, который волнует писателя.

Паустовский уверен в постоянном присутствии сожалений в жизни человека. А среди этих сожалений «самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени». Используя метафоры, размышляет он о человеческой жизни: «невозвратное» лето у него - это беззаботное детство. Потом «блекнет молодость». Свои сожаления есть у каждого дня, у каждого часа.

Для К. Г. Паустовского самое большое сожаление связано с тем, «что не удалось – да, пожалуй, и не удастся – увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии». Не хватает времени даже свою страны узнать получше. В его памяти встают воспоминания об увиденных местах, и такой любовью к родной земле веет от каждой его строчки.

Возможно, пока мы молоды, быстротечность времени и сожаления о том, что ты мало видел, не так сильны. Кажется, что всё ещё впереди, ты всё ещё успеешь. Но я вспоминаю свою бабушку, её рассказы о детстве, о юности. Сколько сожалений о чём-то несделанном, неувиденном в них. «Эх, вернуть бы то времечко, я бы то сделала, другое…» - говорит она. Так что, пожалуй, я соглашусь с мнением автора: придут, наверное, и ко мне сожаления… А пока я обращусь к кладезю мудрости, нашей поэзии.

С. А. Есенин – один из тех поэтов, у кого много стихов о быстротечности времени. «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая» - вот несколько стихотворений этого плана. И как у Паустовского, все они связаны с желанием лучше познать мир, природу. Самое характерное стихотворение этого плана – стихотворение «Мы теперь уходим понемногу». Лирический герой как бы подводит итог всей свей жизни. И первыми, с кем он прощается, это берёзовые рощи, пески , земля, осины:

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Несмотря на грустный тон всего стихотворения, от него веет покоем, умиротворением, потому что поэт счастлив тем, что дышал, жил, любил.

Несколько иного содержание философское стихотворения С. Я. Маршака «Все умирает на земле и в море». В нём поэт пишет о суровом знании человека своего смертного приговора, но, сознавая жизни быстротечность, живёт он полной, насыщенной жизнью, «как будто жить рассчитывает вечность

и этот мир принадлежит ему».

Великий итальянский поэт Данте говорил, что самый мудрый человек — тот, кого больше всего раздражает потеря времени. Да, наверное на Земле это самая невосполнимая потеря, и надо жить так, чтобы она была минимальной.

Наши рекомендации