Тема 2. Арт-терапевтический процесс
При всем многообразии направлений, форм и технологий арт-терапевтической работы, необходимыми компонентами арт-терапевтического процесса являются три фактора: фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений и фактор вербальной обратной связи. Несмотря на комплексное воздействие вышеуказанных факторов воздействия, ключевым и специфическим является первый, опосредующий воздействие остальных.
Фактор художественной экспрессии.
Фактор связан с выражением чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными изобразительными материалами.
Художественная экспрессия представляет собой развернутый во времени акт, включающий несколько этапов:
1) этап подготовки (настройки) к изобразительной деятельности;
2) этап непосредственного отреагирования чувств («выплескивание чувств») и потребностей с минимальным осознанием клиентом психологического содержания изобразительной продукции;
3) этап трансформации хаотичной художественной экспрессии в более сложную изобразительную продукцию с постепенным осознаванием клиентом ее психологического содержания.
Разные люди проходят данные этапы с различной скоростью, что обусловлено как внутренними, так и внешними факторами. На наш взгляд, довольно образно представлена модель процесса художественной экспрессии А.Эренцвейгом, который выделял также три фазы:
1. «Шизоидная» - проекция фрагментарных частей «Я» художника на материал изображения.
2. «Маниакальная» - активизация процесса «бессознательного сканирования», с помощью которого обнаруживается «скрытый порядок» изображения, который существует в бессознательном художника, происходит взаимопроникновение художественного образа и личности творца.
3. «Депрессивная» - вторичный пересмотр и оценка произведения. В целом, изобразительный процесс представляется совокупностью переходов от состояния «океанической недифференцированности» и регресса к состоянию фокусированного сознания, позволяющему сформировать эстетический гештальт.
Представители различных арт-терапевтических школ по-разному обосновывают влияние художественной экспрессии. Ряд авторов связывают художественную экспрессию с инфантильными, регрессивными проявлениями психики, подчеркивая иллюзорность символообразования. Другие, наоборот, видят в ней прогрессивные и творческие проявления психической жизни.
Классический психоанализ рассматривает изобразительное творчество как частный аспект сублимации, связанной с трансформацией инстинктивного импульса в художественно-образное представление. З.Фрейд предполагал, что создание символических образов в изобразительном творчестве – проявление относительно примитивного психического механизма. Символ является результатом иллюзорного совмещения предмета инстинктивной потребности со свойствами внешних объектов. Если символ включается в первичные психические процессы, его содержание отрывается от свойств внешних объектов, что способствует лишь кратковременному снятию психического напряжения (невротики, дети). Если символы включены во вторичные психические процессы, то их содержание привязывается к системе внешних объектов, что ведет к осознанию человеком своих потребностей и повышению адаптивности.
К.Г.Юнг считал, что изобразительное творчество является внутренней потребностью, особого рода инстинктом, который превращает человека в инструмент выражения опыта коллективного бессознательного. Символообразование – универсальный способ психической экспрессии, который используется на различных этапах психического развития. Посредством символообразования происходит взаимовлияние личного и коллективного бессознательного.
К. Юнг полагал, что, обладая емким содержанием, символы не могут быть истолкованы однозначно. Более приемлемой формой работы с ними является взаимодействие клиента с заложенными в них энергиями путем ее выражения в образах, а также такое обсуждение образов, которое предполагает исследование множества скрытых в них значений. К. Юнга также рассматривал повышенный интерес клиента к художественно-эстетической стороне собственной творческой деятельности как препятствие для успешной работы.
Влияние К. Юнга на арт-терапевтов остается весьма значительным. Одна из юнгианских аналитиков, И. Чампернон, подчеркивала: «Более 25 лет назад я пришла к убеждению в том, что слова, в частности, прозаическая речь, являются слишком сложным способом для передачи наших наиболее глубоких переживаний. Для меня стало очевидным, что визуальные, звуковые и пластические образы — это наиболее подходящий способ для передачи тех чувств и представлений, которые вряд ли можно выразить каким-либо иным способом» (цит. по А.И.Копытин, 2001; с.98).
Представления о символическом мышлении имели также большое значение в психоаналитической теории объектных отношений (М. Кляйн, Д. Винникотт и др.). Так, по мнению М. Кляйн, символическое мышление — основа любого таланта. Соотнесение внешних объектов со своими переживаниями и фантазиями позволяет ребенку осваивать предметный мир, а художнику — творить. Она пишет, что «символы не только являются основой фантазирования и сублимации, но благодаря им также развивается способность субъекта к взаимодействию с внешним миром» (цит. по А.И.Копытин, Б.Корт, 2007; с.25).
Д. Винникотт рассматривает различные формы символического мышления как основу для формирования культурного опыта, а также предпосылку для развития подлинного «Я». Здоровая психическая конституция, основанная на подлинном «Я», по его мнению, характерна для тех субъектов, которые способны к свободному использованию символических образов в качестве инструментов связи фантазии и реальности, что позволяет этим субъектам вести интересную, насыщенную, творческую жизнь.
По мнению М.Милнер, изобразительное творчество ведет к трансформации и освоению новых форм психического опыта. Происходит взаимодействие тела и сознания, что запускает спонтанные процессы психической саморегуляции. Данные наблюдения подтверждаются множеством клинических данных (А.И.Копытин, 2001).
Образ в арт-терапии (Д.Шаверьен) является не просто результатом проекции, но и тем средством, которое опосредует взаимодействие субъективного и объективного опыта. Между художником и образом устанавливаются определенные отношения, которые характеризуются переносом и художественный образ становится средством воплощения аффектов. Д.Шаверьен также считает символообразование основным механизмом, на основе которого строится процесс коммуникации. Хотя художественные символы отличаются от «научных символических систем», они также способны опосредовать процессы познания, обеспечивая связь внутр енней и внешней — объективной реальности.
Можно выделить две группы образов: «диаграмматические образы», являющиеся результатом деятельности сознания и представляющие собой в основном фигуративные изображения (знаки) и «воплощенные образы», заключающие в себе аффекты и их энергию, оказывающие особое воздействие на авторов (талисманы). Последние максимально аутентичны и связаны с внутренней реальностью художника.
Проведенные в последние годы нейропсихологические исследования и изучение зрительного восприятия позволяют по-новому взглянуть на терапевтическую и регулятивную функции символической экспрессии. В частности, графическая деятельность характеризуется активацией максимального числа клеток коры больших полушарий головного мозга, что позволяет запускать «механизм создания новой мысли» (Ю.М.Лотман, цит.по Н.Н.Николаенко, 2007, с.8), а именно интерференцию знаковых систем правого и левого полушарий, характерную для творческого процесса. Причем, творческий импульс в виде неосознаваемых зрительных образов задается именно правым полушарием, а последующее переосмысление и оформление связано с межполушарным взаимодействием и включением всех уровней языка левого полушария.
Символические образы характеризуются наличием целого набора значений, по своему содержанию они менее специфичны и более «размыты», чем речевая экспрессия, позволяя в емкой, лаконичной форме выражать комплексные представления и передавать сложный опыт. Выражение чувств посредством символических образов в тесной связи с изобразительной деятельностью, способно приводить к катарсису, даже если содержание изобразительной продукции и смысл переживаний в процессе ее создания человеком не осознаются.
Явное преобладание левополушарных форм познавательной активности в традиционном обучении приводит к подавлению функций правого полушария, и как следствие, к снижению творческого потенциала личности, эмоциональной вялости, отсутствию непосредственного интереса, нравственной незрелости (Н.Н.Николаенко, 2007). Кроме того, при поражении правого полушария наблюдаются грубое нарушение восприятия себя и мира на фоне измененного переживания пространства и времени, неспособность выделить главное в воспринимаемых объектах, расставить приоритеты.
Любая мыслительная деятельность, протекающая как на сознательном, так и на бессознательном уровнях (интуиция), осуществляется как в понятийной, так и в визуальной, символической форме (Р.Арнхейм, 1994). С нейропсихологической точки зрения понятно, почему люди во многих случаях могут получать доступ к ресурсам информации лишь посредством образов. Вышесказанное подчеркивает особое значение арт-терапии в комплексном развитии здоровой личности и необходимость включения арт-технологий в процесс обучения.
Таким образом, художественная экспрессия представляет собой сложный динамический процесс, своеобразие которого во многом определяет его психотерапевтические эффекты.
Иногда художественная деятельность не связана с символообразованием, а скорее с сенсорной стимуляцией, развитием моторики, выходом «сырых аффектов», развитием навыков контроля над материалами. (А.И.Копытин, 2002).
Фактор психотерапевтических отношений.
Специфика психотерапефтических отношений в арт-терапии – их опосредованность изобразительной продукцией. В данном контексте особенно важны требования к специалисту, ведущему арт-занятия.
Функции арт-терапевта: 1) создание атмосферы высокой терпимости и безопасности, необходимой для свободного самовыражения клиента; 2) структурирование и организация деятельности клиента, формирование системы правил, фокусировка внимания клиента на изобразительной работе; 3) установление с клиентом эмоционального резонанса (раппорта), необходимого для обмена чувствами, образами, идеями; 4) использование интервенций с целью оказания эмоциональной поддержки, помощи в осознании содержания изобразительной продукции (А.И.Копытин, 2002).
В развитии психотерапевтических отношений можно выделить стадии, связанные со стадиями художественной экспрессии. Перенос и контрперенос проявляются и создаются не только посредством эмоциональных реакций, но и посредством изобразительной продукции. Художественные образы могут «удерживать» связанные с переносом чувства, делая их доступными для осознания.
В арт-терапевтической работе перенос и контрперенос осуществляются по трем основным каналам коммуникации: клиент – материал (продукт) изобразительной деятельности; клиент – психотерапевт; психотерапевт – материал (продукт) изобразительной деятельности клиента.
Материал (продукт) изобразительной деятельности клиента приобретает особую значимость как дополнительный фактор переноса и контрпереноса. Он становится и специфической областью для проекции переживаний клиента, с одной стороны, и для проективной идентификации психотерапевта с переживаниями клиента, с другой стороны, что может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для арт-терапевтического процесса.
В последние годы при описании механизма возникновения контрпереноса в арт-терапевтической литературе используется понятие проективной идентификации. Оно относится, прежде всего, к тем чувствам арт-терапевта, которые отражают содержание переживаний клиента.
«Психотерапевтическое пространство» — основная «арена» взаимоотношений клиента и психотерапевта, — не является ни закрытым для влияний извне, ни нейтральным. Оно выступает в качестве одного из элементов систем более высокого порядка. Создаваемая клиентом художественная продукция тоже выступает частью этих систем. Она не только отражает содержание бессознательного, но и является результатом взаимодействия клиента с социумом и культурой.
Психотерапевтические отношения невозможно рассматривать в отрыве от той системы этических норм и установок, которые их регулируют и являются одним из факторов создания безопасного психотерапевтического пространства. На сегодняшний день в тех странах, где арт-терапия признана в качестве самостоятельной дисциплины, арт-терапевты ориентируются на специальные кодексы этических норм и принципов профессиональной деятельности
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи.
Цель обратной связи – помочь клиенту в осознании содержания своего внутреннего мира и его связи с системой отношений с внешним миром. Это - «интервенции, направленные на смыслообразование», позволяющие переводить информацию с эмоционального на когнитивный уровень, сто помогает переходу от непосредственного отреагирования своих чувств и потребностей в поведении к более сложным формам деятельности, связанным с художественным творчеством (А.И.Копытин, 2001).
Большинство арт-терапевтов воздерживаются от прямых интерпретаций, поскольку данные интерпретации блокируют активность клиента в осознании содержания внутреннего опыта; есть риск навязывания собственного видения. Приветствуются открытые вопросы, поскольку они выступают в качестве стимулятора исследовательской активности клиента.
Интерпретации всегда в той или иной мере субъективны, что не позволяет использовать жесткие интерпретационные схемы в работе с клиентами. Однако, творческие, личностно окрашенные интерпретации позволяют по-новому увидеть известные вещи и создать интересные метафоры, помогающие пересмотреть привычные представления. Особенно ценными являются обратные связи участников арт-терапевтической группы друг другу. Различные оценки одной и той же ситуации расширяют возможности понимания, позволяют увидеть то, что ранее не замечалось.
В большинстве случаев при проведении обсуждения изобразительной продукции клиентов современные арт-терапевты предлагают им свои интерпретации скорее в форме психологических гипотез, нежели в качестве истины в последней инстанции. Чем более широкий круг связанных с работой и процессом ее создания ассоциаций клиента и информации об особенностях его развития и системе его отношений попадет в поле зрения в ходе обсуждения, тем более корректными будут эти гипотезы.
«Очень важно показать клиенту, что с образами можно взаимодействовать иначе, чем просто пытаться объяснить их скрытое содержание. Важно показать, что на образы можно реагировать творчески, используя их в качестве исходного материала и стимула для создания новых образов, позволяя им раскрывать свою созидательную энергию, то есть фактически «интерпретируя» символическую творческую экспрессию посредством творческой же экспрессии» (А.И.Копытин, Б.Корт, 2007; с.54).
Метод активного воображения К. Юнга показывает, как можно работать с образами и реагировать на них вербально и невербально, понимая при этом, что интерпретация представляет собой творческий акт и выступает составной частью динамического взаимодействия с образами. Подобное проникновение в созданные образы позволяет клиенту получить для себя новый, удивительный опыт. Признавая ценность феноменологического исследования образов в процессе интерпретации, желательно не спешить с приписыванием образам определенных значений. «Отказ от поспешного нахождения психологической нагрузки образов может выступать методом, помогающим раскрывать множество более глубоких, скрытых в них смыслов и активизировать их исцеляющие энергии» (А.И.Копытин, Б.Корт, 2007; с.56).
При организации вербальной обратной связи целесообразно использовать три канала получения информации:
1) Телесные ощущения. Детальное рассматривание изобразительной продукции и прослушивание текста, ее сопровождающего, пожжет вызывать целый спектр телесных реакций: изменение дыхания и сердцебиения, боль (часто, головная), спазм, чувство легкости, «утраты тела» и др. Видение данных симптомов и знание их психологического значения существенно расширяет возможности интерпретации и самостоятельного поиска клиентом решения интересующих его вопросов. Так, клиентка, исследовавшая причины возникновения ее хронического насморка, в процессе арт-терапии почувствовала «приятный холод», тонус в мышцах и облегчение симптомов. В связи с чем, она вполне естественно для себя начала проводить процедуры закаливания и обливания холодной водой, что до этого ей просто не приходило в голову. В результате через некоторое время она почувствовала улучшение состояния здоровья.
2) Эмоции. Знание информационной роли эмоций в психической жизни человека также позволяет углубить понимание арт-терапевтической продукции клиентами. Видение того, какие эмоции вызывает его произведение у окружающих, позволяет автору решить ряд задач социализации и скорректировать собственное поведение.
3) Ассоциации – наиболее понятный и привлекательный способ осуществления обратной связи. Ассоциации могут возникать как у самого автора, так и у «зрителей», что расширяет возможности интерпретации визуального образа и способствует возникновению инсайтов. В качестве ассоциаций участники рассказывают притчи, читают поэтические тексты или просто играют в игру «на что это похоже?», что превращает обратную связь в творческую многоплановую коммуникацию. При этом ассоциации, на наш взгляд, наиболее легко воспринимаются участниками группы, работы которых анализируются в настоящий момент.
Этапы арт-терапевтического процесса.
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе происходит моделирование системы психотерапевтических отношений, определение информационных, энергетических и материальных ресурсов данной системы, целеполагание.
Данный этап включает в себя: первую встречу с клиентом, получение от него первичных данных и определение показаний для арт-терапии.
Важно разъяснить клиенту содержание, особенности и правила арт-терапевтической работы, ознакомить с «техникой безопасности». Прояснить степень регламентации работы, а также важность спонтанного самовыражения, а не техники выполнения визуальных образов.
На первом же этапе целесообразно заключение психотерапевтического контракта, который регламентирует основные цели и содержание арт-терапевтической работы, ее продолжительность, взаимные обязательства сторон и возможные дополнительные условия. Оговариваются также условия хранения художественной продукции и право собственности клиента на собственные работы.
Атмосфера арт-кабинета должна располагать к доверию и открытости, создавать ощущение защищенности. Не рекомендуется размещать на стенах работы клиентов. Позиция арт-терапевта – мягкая и недирективная. Важно предоставить клиенту возможность знакомства с изобразительными материалами.
2. Основной этап включает в себя два подэтапа.
2.1. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности клиента.
На данном этапе устанавливаются прочные психотерапевтические отношения за счет, в первую очередь, установления эмоционального резонанса между клиентом и арт-терапевтом. Происходит расширение спектра форм взаимодействия между участниками арт-процесса, а также способов спонтанного самовыражения.
К возможным проблемам на данном этапе можно отнести: сопротивление изобразительной деятельности («я не умею рисовать»), высокую тревогу, а также яркое непосредственное отреагирование негативных чувств, которое выражается в действиях деструктивного характера.
Для преодоления выше обозначенных трудностей арт-терапевту необходимо: поддерживать атмосферу терпимости (за счет высокой эмпатии и недирективной позиции), структурировать поведение и изобразительную деятельность клиента, фасилитировать эмоциональную экспрессию клиента посредством «присоединения», а также усиливать эмоциональный резонанс с клиентом, в том числе посредством обмена чувствами, ассоциациями, идеями.
В ходе психотерапевтического взаимодействия арт-терапевт выдвигает и проверяет гипотезы о причинах и механизмах имеющихся у клиента проблем и трудностей (диагностика), выявляет индивидуальные особенности, которые учитывает при планировании последующих занятий.
2.2. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность клиента.
На данном этапе происходит создание основного арт-продукта, а также осознание его психологического содержания. Это – кульминационный этап работы. В качестве иллюстрации рассмотрим метод, представленный М. Бетенски (феноменологический подход) (М.Бетенски, 2002). Под руководством арт-терапевта клиенты, не обученные никакому из искусств, учатся смотреть на продукты своего изобразительного творчества и видеть в них свои внутренние переживания, направляющие их руки в процессе творчества.
Продукт творчества является феноменом со своей собственной структурой и участники арт-терапии учится видеть все, что содержит данный продукт. Необходимо, чтобы участник абсолютно точно вербально описывал структуру своей художественной работы и связал ее с внутренним опытом. Важно, чтобы клиент самостоятельно нашел ответ на вопрос: «Что это означает в моей жизни и каковы мои дальнейшие действия?».
Часто клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением. На этом этапе они демонстрируют сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение проблем, и иногда их решение.
Так осуществляется «феноменологическое интуитивное познание»: визуальное представление; дистанцирование; процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.
Возникновение любых связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности является актом интеграции.
3. Завершающий этап (терминация) является логическим продолжением тех процессов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и которые в конечном итоге приводят к достижению определенных психокоррекционных результатов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов.
Психолог и клиент должны стремиться к тому, чтобы момент завершения психокоррекции был ими согласован и чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход клиента из арт-терапевтического процесса может нанести ему вред.
Основные задачи психолога на завершающем этапе арт -терапевтического процесса:
1) создание условий для выражения клиентом своихчувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятельности;
2) продолжение «диалога» с клиентом, необходимогодля его дистанцирования от прошлого опыта, осознания имсвоих переживаний и оценки результатов арт-терапии;
3) фокусирование внимания клиента на себе и своих внутренних ресурсах, необходимое для укрепления его личныхграниц, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы;
4) привлечение внимания клиента к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встречес новыми трудностями и использованию новых моделей поведения.