Этапы развития культуры XX века: авангард – модернизм – постмодернизм (соотношение понятий)
Авангард - это, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванных научно-техническим прогрессом последнего столетия Формирование авангарду связано с отказом от позитивизма в эстетике и реализма в искусстве В философии предшественниками становления авангарда возникают идеи А Шопенгауэра, Ф Ницше, С Кьеркегора, А Бергсона Косвенным шляхом инициировали возникновение авангарда достижения в научных областях (особенно - в области ядерной физики, химии, математики, психологии, позднее - биологии, кибернетики, электроники) и технико-технологических аналогичные реализации на их базе В психологии значительного влияния задал фрейдизм и возникающий на его базе психоанализ В гуманитарных науках - это конституирование лингвистики как философско-культурологической дисциплины, отход от европоцентризм и как следствие этого ухода - рост внимания к восточным культурам Возникновение таких феноменов как теософия, антропософия и некоторых новых эзотерических учений спровоцировали о (как реакцию на них и на усилия позитивистской-сииентистського понимание мира) выплеск неохристианских учений - неотомизма, неоправославия и др. В социальных науках социалистические, коммунистические, а на рхистськи теории революционно и пафосно отразили реальные острые проблемы социальной действительности того времени Как непосредственные предтечи авангарда появляются эстетика романтизма и импрессионизм Романтизм раз делал концепцию анти имитационного (так называемого \"музыкального\") живописи и определил внимание художественного творчества к феноменам подсознательного.
Понятие модернизма (фр moderne - новейший, современный) в широком смысле используется в эстетике и искусствознании XX в для определения большого круга явлений культуры и искусства авангардно-м модернизаторских характера начиная с символизма и импрессионизма и заканчивая всеми новейшими направлениями в искусстве, культуре и гуманитарной сфере вообще Модернизм объединяет разнообразные, достаточно ь независимые направления, которые могут значительно отличаться по своим социальным или культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, поп-арт, минимализм, концептуализм и др.) Хронологически мод ернизм занимает конец XIX в и 60-е годы XX века, включая все авангардные движения вплоть до своего \"антипода\" - постмодернизма Среди теоретических предтеч модернизма называют Лессинга, Канта, романтиков К безо осередних лидеров относят Ницше, Фрейда, Бергс-на и многих философов и мыслителей XX в неклассического направления, прежде всего - экзистенциалистов и структуралистов.
Модернизм принципиально порывает с устоявшимися формами художественного отображения действительности - канонизирован реализмом, салонным искусством, академическим искусством, чувствуя кризис этих явлений и в стремлении к о обновления Для модернизма характерны активность, динамизм, страсть к движению, желание действовать против (чего-либо, кого-либо) в преодолении традиционных границ, пренебрежение к традиционным ценностям, культурная револю цийнисть.
Как главные черты модернизма выделяют:
o эстетическую стратегию автономии искусства, т.е. его принципиальную независимость от любых позахудожних контекстов (социальных, политических, религиозных и т др.);
o полный отказ от миметичного принципа в искусстве;
o акцент на художественной форме, которая понимается как главная основа произведения, тождественна его содержанию;
o абсолютизация визуальной (аудио) презентации произведения как самодостаточной формы бытия.
В главных направлений модернизма относят: абстрактный экспрессионизм, конкретное искусство, поп-арт, концептуализм, минимализм и др.
Постмодернистская культура охватывает широкий круг феноменов материальной и духовной жизни В политической культуре - это развитие различных форм постутопичнои политической мысли В философии - господство постмет и физико, пострационализма, постемпиризма (постструктурализм, постфрейдизм, постаналитична философия) В этике - постгуманизм постпуританського мира, моральная амбвивалентнисть личности Совокупность ц их феноменов свидетельствует о формировании постцивилизации, чью сущность и позволяет прояснить художественно-эстетический постмодернизм есть, в культурологическом аспекте возникновения постмодернизма связывается с по требой отражение в культуре новых форм общественной жизни и экономического порядка - общества потребителей, театрализованной политики, масс-медийных и информационных технологиилогій.
Соответственно, искусство в контексте постиндустриальной культуры переживает существенные трансформации:
* переориентация с художественного произведения на процесс его создания;
* переориентация с автора на массовую аудиторию;
* с вербальности на телесность, жест, ритуал, то есть - невербальное общение;
* искусство в своих наиболее \"продвинутых\" формах направляется не к отображению жизни, а стремится стать жизнью, что способствует формированию игрового, альтернативного типа личности;
* все большую роль играют компьютерные методы создания артефактов.