Из зарубежной литературы
Дж. Лондон «Мексиканец»
А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»
В. Скотт «Айвенго»
М. Рид «Всадник без головы»
Ж. Верн «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта»
А. Конан Дойл «Голубой карбункул»
Учебно - тематический план
Тема | Кол-во часов | Цель изучения | Планируемые результаты. Ученик научится: | Контрол. работы, часы развития речи, внекласс. чтения | |
Введение Из мифологии | Рассказать о роли книги в духовной жизни человека. Познакомить учащихся с мифом как формой мироощущения древнего человека, с основными древнегреческими богами. | - понимать содержание основных понятий, связанных с темой и правильно применять их; - отличать мифологического героя от мифологического персонажа; - применять различные виды пересказа (близко к тексту, выборочный, краткий); - подбирать ключевые слова и с их помощью характеризовать текст; - создавать словесные иллюстрации к тексту; - сопоставлять несколько мифов и находить общие и отличительные признаки в них; - находить краеведческий материал в разных источниках, в том числе в Интернете; - подбирать материал для книжной выставки и создавать экспозицию; - готовить и проводить экскурсию по выставке; - собирать краеведческий материал, связанный с преданиями своего края; - участвовать в коллективных формах исследовательской деятельности. | 1 ч. вн.чт. | ||
Из устного народного творчества | Познакомить учащихся с жанрами УНТ: сказкой, загадками, пословицами и поговорками. На примере сказки расширить представления о добре и зле. | - применять изученные теоретико-литературные понятия о волшебных и бытовых сказках при характеристике текста; - сопоставлять волшебную и бытовую сказку и формулировать выводы о сходстве и различиях; - сопоставлять миф и волшебную сказку и формулировать выводы о различиях; - определять и характеризовать нравственную проблематику народной сказки; -находить в тексте сказок специфическую сказочную лексику и характеризовать ее роль в тексте; - определять значение непонятных слов с помощью толкового словаря; - составлять рассказ по картине; - создавать комментарий к иллюстрациям; - проводить экскурсию по одной картине; - редактировать собранный для альманаха материал; - участвовать в разработке сценария КТД; - готовить сообщение. | 1 ч. р. р. | ||
Из древнерусской литературы Басни народов мира. Русская басня Из литературы XІX века А.С.Пушкин Поэзия XIX века о родной природе. М.Ю.Лермонтов Н.В.Гоголь И.С.Тургенев Н.А.Некрасов Л.Н.Толстой А.П.Чехов Из литературы XX века И.А.Бунин Л.Н.Андреев А.И.Куприн А.А.Блок С.А.Есенин А.П. Платонов П.П. Бажов Н.Н. Носов В.П. Астафьев Е.И. Носов Родная природа в произведениях писателей XX века. Из зарубежной литературы. Д. Дефо Х.К. Андерсен М. Твен Ж. Рони-Старший Дж. Лондон А. Линдгрен Итоговый урок Всего: 102 часа | Познакомить учащихся с произведениями древнерусской литературы. Развивать умение пересказывать текст. Расширить знания учащихся о басне как жанре литературы. Формировать умение читать наизусть, по ролям. Дать краткие сведения о детских годах писателей XІX века. Проанализировать изучаемые произведения. Выявить роль художественных особенностей произведений. Развивать умение писать сочинения на литературную тему. Воспитывать нравственность на примере произведений XІX века. Дать краткие сведения о детских годах писателей XX века. Проанализировать изучаемые произведения. Выявить роль художественных особенностей произведений. Развивать умение писать сочинения на литературную тему. Воспитывать нравственность на примере произведений XX века. Расширить знания учащихся о зарубежной литературе. Познакомить с жизнью писателей в детстве. Проанализировать произведения. Подвести итоги изучения литературы в 5 классе. Дать рекомендации для летнего чтения. | - характеризовать отдельные жанры литературы Древней Руси (летопись); - характеризовать взгляды человека Древней Руси; - характеризовать нравственную позицию автора произведений древнерусской литературы; - определять место и роль вымысла в произведениях древнерусской литературы; - сопоставлять мифы и произведения древнерусской литературы и характеризовать различия; - формулировать микровыводы и выводы; - пересказывать произведения древнерусской литературы; - выражать свое отношение к человеку Древней Руси в творческой работе; - привлекать материал, изученный на уроках литературы, для подготовки к урокам истории. - сопоставлять и характеризовать басни со схожим сюжетом; - составлять вопросы по статье учебника; - выразительно читать басню, в том числе по ролям; - характеризовать басенных персонажей; - находить и объяснять мораль басни; - подбирать синонимы к данным ключевым словам; - давать обоснованный развернутый письменный ответ на поставленный вопрос; - участвовать в инсценировании басни; -использовать понятие «эзопов язык». - рассказывать об истории возникновения басни в России; - определять проблематику басен; - сопоставлять русские и зарубежные басни со схожим сюжетом, находить в них различия и комментировать их; Характеризовать образы басенных персонажей у И.А.Крылова и С.В.Михалкова в процессе сопоставления произведений; - формулировать выводы о морали в баснях со схожим сюжетом; - выразительно читать басню ( в том числе по ролям) и участвовать в инсценировании; - готовить сообщение об одном из баснописцев; - участвовать в КТД; - подбирать материал для компьютерной презентации и редактировать его. -составлять устный рассказ-сочинение «Таким я представляю себе А.С.Пушкина»; - выразительно читать стихотворение А.С.Пушкина; - применять полученные сведения о выразительных средствах для характеристики лирического стихотворения поэта; - находить сказочные элементы в пушкинском произведении и определять их роль; - характеризовать героев и персонажей «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»; - выявлять отличие сказки А.С.Пушкина от народной волшебной сказки; - сопоставлять образно-выразительные средства в народной сказке и сказке А.С.Пушкина; - определять гуманистическую направленность пушкинской сказки; - составлять таблицы и пользоваться ими во время работы на уроке; - участвовать в КТД на разных его этапах (сценарий, театрализация). - выбирать из предложенных произведений стихотворение, наиболее соответствующее собственному мироощущению и объяснять свой выбор; - подбирать ключевые слова, сочетания слов и составлять небольшие тезисы для рассуждения; - выразительно читать стихотворения о природе; - находить в тексте стихотворения образно-выразительные средства и определять их роль; - передавать свое отношение к стихотворению через иллюстрации к тексту; - сопоставлять несколько лирических стихотворений о природе; - работать с библиотечными фондами; - составлять тематическую картотеку «Стихи поэтов нашего края о природе . XIX век». - подбирать ключевые слова и сочетания слов для рассказа о М.Ю. Лермонтове и характеристики стихотворения «Бородино»; - характеризовать образы молодого и старого солдата, участника сражения; - находить и определять тропы в стихотворении «Бородино»; - объяснять значение военных терминов с помощью толкового словаря; - выразительно читать стихотворения, посвященные Отечественной войне 1812 года; - находить ( в том числе в Интернете) материалы, посвященные Отечественной войне 1812 года и Бородинскому сражению; - составлять заочную экскурсию по панораме Ф.Рубо «Бородинская битва»; - придумывать кадры мультфильма (слайды компьютерной презентации) по мотивам стихотворения М.Ю.Лермонтова; - подбирать строки стихотворения «Бородино» для составления подписей к презентации или к мультфильму; - участвовать в дискуссии «Верность долгу». - составлять рассказ о малой родине Н.В.Гоголя; -находить в гоголевском тексте элементы преданий и легенд; - характеризовать образы повести по цитатному плану; - характеризовать юмористические эпизоды; - давать речевую характеристику персонажей повести; - составлять портрет персонажа (словесное рисование); - находить и определять фольклорные и мифологические мотивы в художественном тексте; - готовить художественный пересказ фрагмента или эпизода; - составлять вопросы для литературной викторины; - сопоставлять литературное произведение и картину художника и формулировать вывод; - участвовать в КТД. - выполнять краткий выборочный пересказ текста; - готовить художественный пересказ эпизода или фрагмента; - сопоставлять характеры персонажей по заранее составленному плану; - создавать устный портрет героя; - давать письменный отзыв на эпизод; - участвовать в дискуссии «Мог ли Герасим поступить иначе?» - читать наизусть стихотворение в прозе; - готовить вопросы для литературной викторины; - характеризовать историческое прошлое России, с опорой на произведения И.С.Тургенева; - отбирать необходимый материал для компьютерной презентации; - участвовать в проведении заочной литературной экскурсии; - сопоставлять рассказ И.С.Тургенева с тематически близкой картиной; - формулировать выводы на основе сопоставления. - соотносить представления, полученные при чтении художественного произведения, со сведениями из истории; - сопоставлять иллюстрации и картину художника, тематически близкую стихотворению, формулировать вывод; - определять лексическое значение непонятных слов по контексту и словарям; - с помощью самостоятельно подобранных ключевых слов составлять рассказ о герое; - определять отношение автора к изображаемым событиям и героям; - придумывать идею и разрабатывать содержание устного журнала; - находить, в том числе в Интернете, необходимую информацию и иллюстративный материал для реализации творческого проекта; - готовить сообщение о роли образно-выразительных средств в произведении. - характеризовать творческую историю произведения; - формулировать микровыводы и выводы об основных проблемах, поставленных в рассказе: о смысле жизни, справедливости, свободе, неволе; - сопоставлять характеры центральных героев рассказа и письменно формулировать выводы; - создавать устный портрет героя (словесное рисование); - составлять и произносить по правилам риторики рассказ о герое на основе личных впечатлений; - формулировать идею произведения; - готовить сообщение о роли образно-выразительных средств в произведении («Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядов на жизнь и судьбу»); - выявлять проблематику произведения; - определять способы выражения авторского отношения к событиям и героям. - готовить рассказ о жизни писателя с подбором иллюстративного материала; - готовить сообщение о роли книги в жизни А.П.Чехова; - определять тематику юмористических рассказов писателя; - характеризовать роль антитезы и метафоры в рассказах Чехова; - составлять письменный отзыв об эпизоде; - формулировать микровыводы и выводы по содержанию произведения; - рассказывать о личных впечатлениях; - совершенствовать умение составлять словарную статью; - выявлять и характеризовать жанровое своеобразие юмористических рассказов Чехова; - находить в тексте художественную деталь и характеризовать ее роль; - подбирать материал для проведения экспресс-опроса. - характеризовать образ-пейзаж; - определять выразительные средства создания образов и использовать их при характеристике героев и персонажей; - определять характеры главных героев произведения; -составлять цитатный план; - составлять письменный ответ на вопрос; - проводить заочную экскурсию по литературным местам («Литературный Орел»); - определять особенности стихотворения-размышления; - составлять словарные статьи для электронного словаря литературоведческих терминов; - проводить исследовательскую работу с текстом; - подбирать материал и иллюстративный ряд для компьютерной презентации. - характеризовать тематику и проблематику рассказа; - формулировать выводы на основе личных впечатлений прочитанного; - создавать устный портрет героя (словесное рисование); - находить наиболее значимые эпизоды для характеристики героя; - определять художественную идею рассказа; - составлять тезисы для последующего рассказа-размышления о герое; - воссоздавать портрет героя с элементами психологической характеристики; - выявлять скрытую авторскую позицию (авторское отношение). - пересказывать произведение с заменой лица; - характеризовать образы и сюжет рассказа; - создавать устный портрет персонажа (словесное рисование); - определять значение слов по контексту и с помощью словарей; - готовить устный ответ по цитатному плану; - выступать с сообщением об особенностях языка в рассказе; - определять неочевидные смысловые связи в произведении (микромотивы и их роль в формировании темы рассказа). - выразительно читать стихи А.А. Блока о природе; - давать письменный отзыв о поэтическом тексте; - подбирать ключевые слова для ответа; - определять идею стихотворения; - создавать компьютерную презентацию «Блоковские места России»; - выявлять ведущий художественный прием и характеризовать его роль в тексте; - составлять письменный отзыв с элементами характеристики образно-выразительных средств поэтического языка; - сопоставлять два блоковских стихотворения; - подбирать краеведческий материал о Блоке; - готовить материал для КТД. - выразительно читать стихи С.А. Есенина; - составлять цитатный план рассказа на тему «Это все о России»; - сопоставлять два стихотворения С.А.Есенина и формулировать вывод; - характеризовать образно-поэтический язык одного из стихотворений С.А. Есенина; - участвовать в коллективном исследовательском проекте «Константиново – Москва»; - высказывать предложения по оформлению компьютерной презентации; - участвовать в оформлении поэтической гостиной. - рассказывать о детстве писателя; - сопоставлять образы героев двух произведений; - составлять словарь предметов и явлений, воссозданных в художественном произведении; - писать словарную статью; - работать с рефлексивной таблицей; - готовить художественный пересказ фрагмента; - характеризовать своеобразие языка произведения; - готовить устное сочинение-рассуждение «Мир глазами Никиты». - составлять письменный отзыв об эпизоде; - работать с рефлексивной таблицей; - пересказывать текст от другого лица; - отличать сказ от сказки; - читать сказ выразительно (интонировать сказ); - сопоставлять сказ и сказку и формулировать выводы о сходствах и различиях. - составлять план статьи учебника; - готовить комментарии к книжной выставке; - готовить аннотации к представленным на выставке книгам; - выразительно читать по ролям; - сопоставлять текст художественного произведения с картиной, имеющую относительную тематическую близость с произведением; - выбирать форму участия в творческом проекте. - составлять развернутые тезисы; - готовить художественный пересказ текста; - характеризовать образ героя; - сопоставлять два рассказа; - определять образно-выразительные средства произведения; - выявлять художественную идею произведения; - включать в слайдовую презентацию рисунки учащихся и иллюстрации художников; - понимать важность внимательного отношения к природе; - понимать необходимость принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, не теряться в минуты опасности, бороться за жизнь. - участвовать в диспуте; - выразительно читать текст по ролям; - проводить исследовательскую работу с текстом; - самостоятельно сопоставлять изучаемое произведение с ранее прочитанными и формулировать выводы; - давать письменный ответ на вопрос; - участвовать в инсценировании; - оформлять рефлексивную таблицу и формулировать на ее основе выводы. - самостоятельно находить произведения писателей родного края; - выразительно читать наизусть стихи и фрагменты прозы о природе; - готовить сообщение о творчестве писателя, автора произведений о природе; - формулировать вывод о богатстве изображения природы в творчестве писателей России XX века; - характеризовать основные признаки лирической прозы; - участвовать в коллективном творческом проекте «Красота земли»; - участвовать в написании сценария к устному журналу. - выявлять и характеризовать сюжетные линии произведения; - выполнять художественный пересказ фрагмента; - давать оценку характеров персонажей; - писать изложение с элементами сочинения; - готовить книжную выставку по произведениям зарубежных писателей; - давать комментарий к разделам книжной выставки; - создавать иллюстрации к эпизодам романа. - готовить различные виды пересказа текста, в том числе художественный пересказ; - создавать письменный отзыв об эпизоде; - характеризовать иллюстрации к произведению и подбирать к ним подписи из текста; - заполнять и характеризовать рефлексивную таблицу; - участвовать в написании сценария для мультфильма; - участвовать в инсценировании сказки. - соотносить характер персонажа с собственными чертами; - выразительно читать по ролям; - готовить сообщение о писателе и его герое; - определять художественные детали, с помощью которых создается юмористическая ситуация; - характеризовать роль фантазии юных героев в развитии сюжета; - рассказывать о приключениях героев; - сопоставлять мир детства и мир взрослых. - составлять цитатный план по материалам отдельных глав книги; - устно и письменно характеризовать героя; - комментировать иллюстрации в учебнике; - готовить сообщение о писателе по материалам учебника и по сведениям, самостоятельно найденным ( в том числе в Интернете); - вырабатывать в себе гуманистические представления о мире и человеке. - создавать устный и письменный портрет героя; - находить в тексте нужный эпизод и выразительно его читать; - подбирать тексты к иллюстрациям; - готовить сообщение о книге И.Стоуна «Моряк в седле»; - давать оценку обстоятельствам и поступкам героев; - формировать в себе высокие нравственные качества. - готовить сообщение на материале учебника, с использованием самостоятельно найденных сведений; - составлять вопросы для литературной викторины; - готовить книжную выставку к уроку; - выделять главное в прослушанном сообщении; - актуализировать знания в ходе проведения викторины; - готовить сообщение о мультипликационных фильмах, созданных на основе произведений А. Линдгрен. | 1 ч. р.р. 4 ч. р.р. 4 ч. вн.чт. 1 контр. раб. 3 ч.р.р. 5 ч. вн.чт. 3 ч.р.р. 1 ч. вн.чт. 1 контр. раб. Р.р.- 12 ч. Вн.чт. – 11 ч. |
Поурочное планирование (календарно – тематическое планирование)