Интонационная природа музыки
Интонация – это смысловая единица музыки или звуко-смысл. Смысл этот – особого свойства, он имеет не словесную (вербальную), а чисто звуковую (невербальную) форму. Человек воспринимает интонацию целостно и одномоментно, в единстве всех сторон звучания. В процессе анализа мы этот синтез искусственно нарушаем, разбирая ее по частям.
Ощущение интонационного единства возникает на разных уровнях, включая уровень всего произведения (генеральная интонация). И речь идет не о сходстве мелодических или гармонических оборотов, тематических связях, а скорее о некой общей атмосфере музыки, которая позволяет музыканту внутренне охватить все сочинение и исполнить его “на одном дыхании”[9]. Создатель интонационной теории[10] Б. Асафьев считал, что интонация может быть размером с интервал, песню, симфонию.
В продолжение учения, В. Медушевский отметил, что в интонации отражается разнообразный опыт человека, и она имеет историческое, жанровое, национальное, психологическое, индивидуальное, речевое, пластическое измерение. В ней запечатлевается и телесная сторона: дыхание, биение сердца, мышечное напряжение.
Типология интонаций (В. Медушевский). По принадлежности к позициям внутреннего мира музыки:
- Интонация персонажа.
- Интонация лирического героя - смотрим на мир вместе с ним.
- Интонация духовного “я” (“мы”) – вечное первоначало искусства. Нет персонажа, лирического героя, фабулы, а есть то, что называют небесной, космической музыкой. Созерцание явлений мира. Надиндивидуальное искусство. Умное созерцание бытия.
Классификация интонаций (В. Холопова). Интонации, определяющие смысловой слух представителей европейской классической музыки:
- Эмоционально-выразительная.
- Предметно-изобразительная.
- Жанровая.
- Стилевая.
- Композиционная.
В обычной музыкальной практике слово интонация употребляется в тесном значении – как мелодический интервал (секундовая, квартовая, секстовая) со всем комплексом выразительных средств (ладом, метроритмом, динамикой, фактурой, гармонией, тембром, регистром, артикуляцией и пр.).
В конкретных стилях интонации в ходе употребления могут приобретать более определенный образный смысл (семантическое значение), чтои позволило Б. Асафьеву ввести понятие музыкального “словаря эпохи”, “словами” которого являются интонации.
Почему же в истории музыки, даже для профессиональных музыкантов, есть “непонятные” стили и целые эпохи?
Есть представление, что интонации не только появляются, развиваются, но и переживают времена кризиса.[11] Заметим, при рождении новых направлений в европейской музыке последних веков и смене ее стилей менялись не интервалы, составляющие звуковую основу интонации, а появлялся другой музыкальный смысл.
В. Медушевский утверждает, что интонация имеет духовно-нравственное измерение, и ее смысл – это жизнь души. Классическая музыка дает интонационно-смысловое научение мирочувствию, а не механическое воздействие звука.
Об интонации можно говорить и в отношении других видов искусства: пластическая, поэтическая, художественная, авторская, исполнительская.
“Математика гармонии”. Золотое сечение
Золотое сечение – это универсальный принцип, он встречается в строении материальных тел: человека, растений, животных, некоторых химических соединений, в планетарных и космических системах, в генных структурах живых организмов и биоритмах, в спиралях и геометрических фигурах. Есть он и во многих произведениях в разных видах искусства. Пропорция известна с древности, еще Платон говорил, что это ключ к пониманию физики космоса.
Золотое сечение возникает приделении целого на две неравные части, гдебольшая часть относится к меньшей, какцелое относится к большей. Это примерно 62% и 38%.Выражается пропорция иррациональным числом: Ф “Фи”- в честь древнегреческого скульптора Фидия (V веке до н.э.).
В современной науке известен «Закон структурной гармонии систем» Э. Сорока, согласно которому есть множество гармоничных состояний: «Обобщенные золотые сечениясуть инварианты, на основе и посредством которых в процессесамоорганизации естественные системы обретают гармоничное строение, стационарный режим существования, структурно-функциональную …устойчивость». Марутаев к числам золотого сечения относит … 1,618 1,236 0,809 0,618 0,405 0,309…
Золотое сечение в живописи
О нем в 1509 г. написал итальянец Лука Пачиоли, где назвал его Божественной пропорцией (Divina Prоpoprtione), сравнил со свойствами Самого Бога. Тогда же в эпоху Возрождения установили, наличие зрительных центров в картине. Их четыре, находятся на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев плоскости.
Используется золотое сечение в архитектуре, скульптуре. Находят его в музыке, и поэзии.
Определить в музыкальном произведении его можно в масштабах темы, мелодии, формы в целом. Для этого считают общее количество тактов, звуков или долей и умножают на 0, 618. В творчестве выдающихся композиторовзолотое сечение встречается более, чем в 90% произведений.