Телемская обитель Рабле как утопия
Телемский монастырь - первая утопия, созданная французской литературой. Его название образовано от «телема», что по-гречески означает - воля, желание. Он описан Франсуа Рабле в романе: Страшные и ужасающие деяния и подвиги достославного Пантагрюэля. Телемский монастырь, построенный uthjtv hjvfyf великаном Гаргантюа. – антимонатырь. Его обитатели (телемиты) руководствуются явно нехристианским принципом: «Делай, что хочешь!». «… олицетворением всяческого ханжества во времена Рабле традиционно считалось монастырское монашество, Гаргантюа решает построить своеобразный «антимонастырь» - Телемское аббатство. Телем, явно перекликаясь с Утопией Томаса Мора, представляет собой воплощённый идеал, а потому вход в аббатство накрепко заказан всем, кто этому идеалу не соответствует, - монахам, святошам, скрягам-ростовщикам, скупцам, ревнивцам, больным и увечным, и наоборот, двери открыты для всех, кто здоров телом и душой - для людей «благорождённых», «праведных», приверженных к протестантизму и гуманизму. По контрасту с многочисленными монастырскими правилами и запретами в Телемском аббатстве господствует полная свобода, устав его сводится лишь к одному предписанию: ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ. Телемское аббатство у Рабле - это воплощённая гуманистическая утопия, но именно утопия, и её нежизненный характер подвергается немедленному осмеянию. В соответствии с принципом «Делай что хочешь», вся жизнь телемитов «была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле», так что «вставали они, когда вздумается, пили, ели, спали, когда заблагорассудится» и одевались «первое время после основания обители» сообразно своему вкусу и желанию. Но принцип свободного «хотения», когда каждый подчиняется лишь собственным побуждениям, неизбежно ведёт к анархии и беспорядку. Поэтому гуманисты подчиняли идею «доброй воли» идее «просвещённости», при которой якобы сама природа «наставляет на добрые дела» и «отвращает от порока». Утрируя этот мотив, Рабле немедленно выводит парадоксальное следствие: именно «благодаря свободе» у телемитов возникает «похвальное желание» всем поступать совершенно одинаково; «по собственной доброй воле» они отказываются от всякого разнообразия во вкусах, даже в одежде, и вводят своеобразную униформу («между мужчинами и женщинами царило такое согласие, что те и другие ходили в одеждах одной и той же ткани и одинакового цвета»). Более того: «Если кто-нибудь из мужчин или женщин предлагал: «Выпьем!» - то выпивали все; если кто-нибудь предлагал: «Сыграем!» - то играли все; если кто-нибудь предлагал: «Пойдёмте порезвимся в поле» - то резвились все». Этот автоматизм коллективного поведения превращает телемитов в самое настоящее «панургово стадо», а обитель свободы - едва ли не в добровольную казарму, так что в результате дух индивидуального своеобразия оборачивается полнейшим единообразием и взаимным подчинением людей, гуманистическая же утопия - страшноватой химерой».
Гамлет» Шекспира (1564 – 1616) и кризис идей гуманизма.
Гуманизм в широком смысле слова – изучение всей полноты человеческой природы, как противоположности животного мира. Человек тот, кто преодолел в себе природную дикость. Гуманисты стремились противопоставить средневековой концепции личности свою: признание за человеком права своими силами утверждать свое “я” в мире. Считалось, что возможности человека безграничны. Человек – смертный бог.
Кризис гуманизма заключается в том, что гуманисты увидели, что мир не идеален, а наоборот, арена войн, оплот жестокости и насилия. Происходит разочарование в ренессансном мифе о человеке. Человек, добиваясь самореализации, приходил к аморальности и вседозволенности.
В творчестве Шекспира кризис гуманизма нашел особо яркое воплощение в образе Гамлета, который разрывается между гуманистическими идеалами и необходимостью действовать в условиях не идеального общества, где любое действие противоречит духу гуманизма.
Герой идеализирует в начале действия своой мир и себя, исходя из высокого назначения человека, он проникнут верой в разумность системы жизни и, в свою способность творить судьбу. Гамлет трагически ощущает несовершенство окружающего. Дания видится ему тюрьмой, дворец Эльсинор заполнен предателями и шпионами, в роли соглядатаев выступают самые близкие ему люди. Гамлет учился в Виттенберге, культурном и духовном центре Ренессанса, там он набрался идей о величии человека. В монологе «Быть или не быть?», он ставит под сомнение целесообразность самого человеческого существования в несправедливом мироустройстве.
Конфликт трагедии усугубляется тем, что Гамлет находится в разладе с самим собой. Он осознает, что та миссия, которая выпала на его долю, невыполнима, ибо ему не дано реализовать гуманистические принципы.
Сонеты Шекспира
Сборник Шекспира состоит из 154 сонетов. В сонете всегда 14 строк. Классическая форма сонета: 2 четверостишия и 2 трехстишия с определенной системой рифм. Сонет не допускает повторения слов. Первое четверостишие содержит изложение темы, второе - ее развитие, третье - подводит к развязке, и заключительное двустишие в афористической лаконичной форме выражает итог. Иногда это вывод из сказанного выше, иногда, неожиданное противопоставление всему, о чем говорилось раньше, в некоторых случаях просто заключение, уступающее в выразительности предшествующим четверостишиям - мысль как бы затихает, успокаивается.
"Сонеты" были созданы между 1592-1598
Некоторые сонеты представляют собой последовательное от начала до конца развитие одной темы посредством множества образов и сравнений, иллюстрирующих главную мысль о страстной дружбе поэта с прекрасным юношей и не менее страстной любви к некрасивой, но пленительной женщине. Мы узнаем, что друг и возлюбленная поэта сблизились и оба, таким образом, изменили ему. Но это не убило в нем ни привязанности к другу, ни страсти к возлюбленной.
Сонетов, посвященных другу больше, чем стихов о возлюбленной. Шекспир не дал своей возлюбленной условное поэтическое имя. Из "Сонетов" мы узнаем только, что она смугла, черноволоса и не отличается верностью в любви. Единство цикла «Сонетов» не столько сюжетное, сколько идейно-эмоциональное.
Отдельные сонеты, не связанные ни с темой дружбы, ни с темой любви. Это лирические размышления поэта о разных жизненных вопросах. Эти сонеты кажутся более глубокими и более зрелыми, чем те, которые посвящены воспеванию юного друга.
В сонетах Шекспира есть внутренняя двойственность: идеальное и реальное сосуществуют в сложном сочетании. Шекспир предстает как поэт, отдающий долг возвышенной и иллюзорной романтике аристократической поэзии, то, как поэт-реалист, вкладывающий в традиционную форму сонета глубоко жизненное содержание, которое подчас требует образов, далеких от галантности. Борьба реального с идеальным здесь не увенчалась полным торжеством реального.
"Сонеты" Шекспира - вдохновенный гимн дружбе. Гуманизм проявился в этих стихотворениях, в безгранично высоком понимании дружбы. Красота друга всегда волнует поэта, который изощряется в поисках образов для ее описания.