II. Повторение изученного
Работа с тетрадью «Я читаю», с. 19.
III. Итог урока.
Урок 59. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗУЧЕННЫМИ
БУКВАМИ. ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ТЕКСТА.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ. ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ ЗНАКОВ
(«Знаки природы», «Я читаю», с. 18, 20, 21)
Цель:упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами, в продолжении текста по его началу.
На этом уроке для работы учитель может использовать тетрадь «Я читаю», с. 18, 20, 21.
Урок 60. ЗВУКИ [Ф], [Ф’], [Ш], БУКВЫ Фф, Шш.
ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ (Азбука, с. 68–69)
Цель:познакомить со звуками [ф], [ф’], [ш] и буквами, которые их обозначают.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Чтение учителем стихотворения Р. Суслова «Слушал Шорох тишину».
В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит.
Шорох по лесу шуршит.
– Ты куда?
– К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу.
Шу-шу-шу, да ши-ши-ши.
Тише, Шорох, не шурши.
Навостри-ка уши,
Тишину послушай!..
– Слышишь?
– Слышу.
– Что ты слышишь?
– Шебаршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат,
Дружно шишку шелушат…
– Слышишь?
– Слышу.
Две букашки
Спать устроились в ромашке.
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
«Звинь-звинь-звинь!»
А это Шмель
Прошмыгнул и сел на ель.
У пчелы-портнихи Шмель
Шьёт хорошую шинель.
Он вернётся с этой ели
В новой шёлковой шинели,
С медной шашкой,
В звонких шпорах
И умчится в вышину…
– Что ещё ты слышишь, Шорох?
– Тише! …Слышу Тишину…
– Можно ли тишину услышать?
Дети в классе слушают тишину.
– Как звучит тишина?
Нет ни мухи, ни жука,
Нет ни грома, ни гудка.
Вслушайся: звенит одна
В целом свете тишина.
– Какой звук повторялся в первом стихотворении?
– О чём пойдёт речь на уроке?
– Что можете сказать об этом звуке?
– Какой буквой обозначается этот звук? Найдите её в алфавите.
– На что похожа буква ш?
– Напечатайте её в тетрадях.
1) Посмотри на букву ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать е и ё.
2) Ах, табуретка хороша!
Перевернул – и буква ш!
3) На что похожа буква ш?
На зубья этого ковша.
2. На доске: шум
шумок
шумный
шут
– Что можете сказать о словах?
– Какое слово лишнее? Почему?
– Что можно сказать о словах шум, шумок, шумный?
– Выделите общую часть в словах.
– Как образовались слова? На какие вопросы они отвечают и что обозначают?
– Что означает слово шут?
– Какими словами его можно заменить? (Клоун, арлекин, скоморох, паяц.)
– Отгадайте ребусы.
3. На доске:
(Фонари, фонарики.)
– Объясните различие в значении слов.
– Как вы думаете, с какой ещё буквой мы сегодня познакомимся на уроке?
– Какой звук она обозначает? Докажите.
С буквой ЭФ на носу
Филин ухает в лесу.
– Назовите первый звук в слове филин.
– Можете ли вы различить филина и сову? (У филина большие разлетающиеся надбровья.)
– Напечатайте новую букву в тетрадях.
1) С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
2) Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
3) Я футбольный судья.
Целый день с мальчишками,
Два футбольных мяча
У меня под мышками!
– Кто из вас любит футбол?