III. Повторение пройденного
Запись на доске:
сказка сказки
сказочник сказку
присказка в сказке
– Что можете сказать о словах первого столбика?
– Выделите общую часть в словах.
– Как называют общую часть в словах?
– Что ещё заметили в словах?
– С помощью чего образовались слова?
– Изменился ли при этом смысл слов?
– Можно ли назвать эти слова родственными (однокоренными)? Почему?
– Что можете сказать о словах второго столбика?
– Будут ли они родственными? Почему?
– Что изменилось в этих словах?
– Это форма одного и того же слова.
IV. Итог урока.
– Что было интересного на уроке?
– О чём бы вы хотели рассказать родителям?
– Что нового узнали?
Урок 53. ЗВУКИ [C], [С’], [Т], [Т’] И БУКВЫ Сс, Тт.
АНАЛИЗ, КАК БЫВАЕТ В ПРИРОДЕ И КАК НЕ БЫВАЕТ
В ПРИРОДЕ, В ПРЕДЛОЖЕНИИ, В ТЕКСТЕ
(Азбука, с. 60–61)
Цель: познакомить со звуками [c], [c’], [т], [т’] и буквами, которые их обозначают.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Наблюдение за звуками [с], [с’].
«Доскажите словечко».
1) Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака).
2) И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А всё же называются
Они – морские … (свинки).
3) На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец).
4) Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы … (санки).
– Что общего во всех словах-отгадках? (Все они начинаются со звука [с].)
– Произнесите его ещё раз. Что можно сказать об этом звуке?
– А может ли быть этот звук мягким?
– Приведите примеры таких слов.
– Найдите букву, которая обозначает эти звуки.
– Напечатайте её в тетрадях.
– На что похожа эта буква?
1) Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
2) Шёл конь,
Подковами звеня.
Как буква С
Следы коня.
3) Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
И г р а «Твёрдый – мягкий».
– Если в слове твёрдый звук [с], встают друзья Тома, если мягкий – Тима.
Сад, сено, карась, рис, колос, бусы, синий, сядь, суп.
II. Наблюдение за звуками [т], [т’].
– Какая буква стоит в алфавите после буквы с?
– Покажите её в алфавите.
– Какие звуки обозначаются этой буквой?
– Что о них можно сказать?
– На что похожа буква, которая обозначает эти звуки?
– Напечатайте эту букву в тетрадях.
– Назовите предметы, в названиях которых есть звук [т] (1-я группа), звук [т’] (2-я группа).
III. Работа с учебником (с. 60).
1. Прочитайте слова.
– Вставьте в слова с или т.
Дети самостоятельно вставляют буквы.
– Что заметили? (В слово Лиза нужно вставить букву з.)
– Какое слово лишнее? Почему?
– Разделите слова на слоги.
2. Впишите подходящие по смыслу слова.
– Что можно сказать о словах в скобках?
– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибки при написании слов?
IV. Работа с учебником (с. 61).
– Рассмотрите рисунок.
– Что заметили?
– Что так, да не так?
– Найдите на рисунке предметы, в названии которых есть новые звуки.
– Кто это? Пастух? Чабан? Ковбой? Докажите свой выбор.
Чтение стихотворения С. Белорусца.
– Почему их так назвали: подсолнух, колокольчик, одуванчик, снегирь, земляника?
V. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Дайте характеристику новым звукам.
Урок 54. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ.
СОГЛАСОВАНИЕ СЛОВ ПО СМЫСЛУ (Азбука, с. 62)
Цель: формировать представление о признаках предметов, согласовании слов по смыслу.
Ход урока
I. Работа над темой.
Работа с учебником (с. 62).
1. Чтение столбиков слов.
– Что заметили?
– Какое слово лишнее в первом (втором) столбике? Почему?
– Как получились новые слова?
2. Чтение двустишия Е. Благининой.
Дети сначала читают его шёпотом.
– Прочитайте ещё раз, подчеркните непонятные слова.
– Что значит слово сотый?
Варианты детей.
– От какого слова оно образовано?
– Кто сможет написать цифрами?
Записывают на доске.
– Теперь два задания для очень внимательных.
П е р в о е: прочитайте текст, подчеркните букву С. Сколько раз она встречается?
В т о р о е: найдите и подчеркните слова, которые различаются одной буквой.
– Кто выразительно прочитает это двустишие?
– Как правильно нужно прочитать его? (Тихо.)
– Почему?
– Сколько раз встретилась буква С в словах?
– Что это вам напоминает? (Скороговорки.)
– А как читаются скороговорки? (Быстро.)
– Попробуйте прочитать четверостишие быстро.
– Это стихотворение серьёзное или шуточное?
– А в нашем чтении это чувствуется?
Могут попробовать прочитать ещё раз два ученика.
– Произнесите двустишие наизусть всем классом.
3. Сом спит и видит сказочный сон с теми героями, которые нарисованы на картинке.
– Всмотритесь в них внимательно. Выберите, кто больше всех понравился.
– Что можно сказать о его признаках? Какой он?
Дети называют признаки предметов.
– Можно я вам загадаю загадку? О ком я говорю сказочный?
– О ком или о чём я говорю? Плывёт.
– Прочитайте шёпотом предложения под рисунком.
– Что нужно сделать?
– Индивидуальное чтение и показ действия – вы видели, как прыгал заяц?
– Какие варианты?
– Какой вывод можно сделать, как можно узнать предмет? (По его признакам. Мы опишем, какой он, и получится загадка.)
– А можно и признаки, и действия описать.
– Вот я говорю: в него играют, он прыгает, он круглый и резиновый.