I. Повторение изученного
Работа по тетради «Я читаю?», с. 25.
1. Какое задание можно предложить? (Прочитать по схемам предложения.)
– Что заметили? (Одно слово имеет разные значения.)
– Как называют такие слова? (Многозначные.)
– Рассмотрите рисунки.
– Какие значения имеют слова ручка, труба?
2. Игра «Найди слово».
– Какое слово «спряталось» в первой табличке? Как вы догадались? Напечатайте это слово. (Мир.)
– Какое слово «спряталось» во второй табличке? Напечатайте его. (Нора.)
– Что можете сказать о второй табличке?
– Самостоятельно найдите «спрятанное» слово. (Мол, мул, аул.)
II. Работа над темой.
Работа с учебником, с. 37.
1. Мы сейчас играли в какую игру? («Найди слово».)
– А какие слова «спрятались» в шараде?
– Давайте попробуем её разгадать.
– Как вы думаете, что такое шарада?
– Шарада – это загадка, построенная на загадывании слова по частям или по буквам и значению.
Шараду читает построчно учитель или читающие дети.
К каждому слову составляется схема, и дети дают характеристику изученным звукам.
(Чайка, лайка, майка, зайка, гайка.)
– Что общего в словах?
– Чем различаются эти слова?
2. Проверочная работа.
Даны все изученные буквы, надо их распределить на две группы: буквы гласные и буквы согласные. После выполнения детьми задания обсуждаются варианты.
3. Рассмотрите столбики слов.
– Что вы можете сказать об этих словах?
(Есть слова в ед. и во множ. числе; слова, одинаковые по произношению, но разные по значению; имена людей – женские и мужские; названия неживых предметов.)
Учитель читает слово нора по орфоэпическим нормам, а дети смотрят на написанное в Азбуке слово.
– Что заметили? (Слышим звук [а], но пишем букву о.)
– Подчеркните букву о.
Учитель читает слово норы.
– Что заметили?
– Чем похожи и чем отличаются эти слова? (Нора – ед. ч., норы – мн. ч. В слове нора ударение падает на а, а в слове норы – на о.)
– В каком из этих слов написание буквы вызывает сомнение? Почему?
– В безударной позиции почти все гласные звуки меняют своё звучание. При письме непонятно, какую же букву писать. Это «опасное место» и при чтении, и при письме.
– О таких безударных гласных говорят, что они стоят в слабой позиции.
– Как вы думаете, почему в словах нора и норы пишется буква о?
– Слово норы является проверочным, потому что на гласную о падает ударение и она стоит в сильной позиции.
– Что можете сказать о словах второго столбика?
– Какие гласные стоят в слабой позиции, а какие – в сильной? Почему?
– Что общего в словах третьего и четвёртого столбиков? (Это имена людей.)
– На какие две группы их можно разделить? (Женские и мужские.)
III. Закрепление пройденного.
1. Чтение предложений по ролям.
(Различие интонации: панической, взывающей к помощи, плачущей при чтении левого столбика и радостной, восторженной, романтической при чтении правого столбика.)
2. Самостоятельная работа.
1) Найти к заглавным буквам пару и подчеркнуть.
2) Найти «спрятанные» буквы.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что значит, когда гласная стоит в сильной или слабой позиции?
Урок 31. СЛОГ (Азбука, с. 38)
Цель: дать понятие о слоге как о части слова.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. На доске:
I вариант
МРЛИ
УЛНА
– Что вы видите?
– Дайте характеристику звукам, которые обозначены этими буквами.
– Составьте слова из букв первой строки.
– Что заметили?
– Попробуйте составить слова из букв второй строки.
– Что заметили?
– Почему из букв этой строки вы смогли составить слова, а из другой – нет? (Из одних согласных нельзя составить слова.)
II вариант
Вернуться к заданию на с. 37, подчеркнуть такую же, но маленькую букву.
– Составьте слова из букв первой строки.
– Почему у вас ничего не получилось?
Если это задание вызывает затруднение, можно предложить составить слова из третьей строки.
– Что у вас получилось? Почему?
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: слова не могут состоять только из одних согласных.
2. И г р ы.
1) А сейчас мы с вами отправимся на спортивную площадку, где идёт игра в хоккей. Трибуны шумят, подбадривают хоккеиста.
– Покажите, как они это делают. Что кричат?
Дети скандируют (то есть отчётливо произносят слова, выделяя каждый слог.): «Шай-бу!»
Другие варианты: «Ва-ся! Во-ва! Мо-лод-цы!»
Можно разыграть сценку «На стадионе». Класс делится на три команды, и каждая команда скандирует своё слово.
2) Теперь давайте отправимся на день рождения. (Может быть, в этот день у кого-то действительно день рождения.)
– Давайте всем классом поздравим именинника.
Дети произносят слово поздравляем по частям.
– Как вы произносили слова на стадионе? А поздравляя именинника?
3) Для закрепления можно разыграть ещё одну ситуацию. Нужно позвать подружку Наташу на улицу погулять.
– Как вы будете это делать?
Девочки могут звать подружку, потом мальчики – друга: «На-та-ша! Ни-ки-та!»
Обратить внимание детей на то, что при скандировании необходимо прислушиваться к соседу, не лезть вперёд, не отставать.
– Когда вы кричали эти слова, вы делили их на части. Эти части называют слогами.
– На доске – цветок.
– Посмотрите на бутон лилии. Все лепестки сжаты, на них написано слово лилии. Вдруг цветок распустился, раскрылся, разъединился на лепестки (на части), и слово лилии разделилось на части (на слоги).
– Прочитайте, как теперь звучит это слово.
– Как вы думаете, зачем слова нужно делить на слоги?
– По слогам переносят слова с одной строки на другую.
3. Разделите слова для переноса (слова из учебника можно вынести на доску: луна, малина, лимон, налим.)
– Кто изображён на рисунках?
– На сколько частей распалось каждое слово?
– Почему?
Учитель называет слова, а дети приседают, деля слова на слоги.