I. Повторение пройденного
1. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звуков [м], [м’].
Если в слове этот согласный мягкий, дети показывают зелёную карточку, а если твёрдый – синюю.
Война – … (мир); ссориться – … (мириться);
быстро – … (медленно), твёрдый – … (мягкий);
глупый – … (мудрый); большой – … (маленький).
2. Игра «Слова-невидимки».
Слова-невидимки ужасно хитры.
Вот правила этой забавной игры.
Запомни: три буквы из первого слова
В таком же порядке в составе второго
И новая буква всего лишь одна.
Словами ты строчки заполни сполна.
На доске!
Моя нора в корнях у ели.
(Лиса.)
На мне весною птицы пели.
(Липа.)
Я хитроумное стекло.
(Лупа.)
Я свечу сове в дупло.
(Луна.)
– В каких словах буква Л обозначает мягкий согласный звук? Твёрдый согласный? Почему?
Мышки вышли как-то раз
Посмотреть, который час.
(Ходьба на месте.)
Зёрнышки покушали,
Тишину послушали.
(Тихо сесть.)
II. Работа над темой.
1. Сегодня, когда вы шли в школу, наверное, встречали по дороге знакомых людей?
– Как вы их приветствовали?
– Что при этом говорили? Как смотрели?
В древности на Руси внушали детям: «Недорого ничто, дорого вежество. Учись вежеству!»
– Задумаемся над тем, что такое вежливость, вежливый человек.
– Что значит быть вежливым?
– Какого человека вы считаете вежливым и воспитанным?
– Может быть, это тот, кто знает все-все вежливые слова?
– Какие вежливые слова приветствия вы знаете?
– Когда и кому их нужно говорить?
– Послушайте стихотворение, которое называется «Вежливый слон».
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку
И вежливо очень сказал муравью:
– Можешь и ты наступить на мою!
– Что вы думаете об этом?
Можно разыграть различные ситуации, которые могут привести к ссоре.
– Чем может закончиться такая ситуация?
– А вот какой случай произошёл между кошкой и собакой. Давайте прочитаем.
3. Работа с учебником (с. 26).
– Прочитайте предложения.
– Что можно сказать о предложениях? (Они связаны между собой.)
– Можно ли сказать, что это текст (рассказ)?
– Почему?
– Как разрешить эту ссору?
– Что вы заметили в схемах предложений? (Есть не только рисунки, но и слова.)
– На какие вопросы отвечают данные слова?
– Какой частью речи они являются?
4. Работа парами.
– Возьмите карандаш, вставьте в схемы слов, где показано стрелками, нужные буквы.
– Назовите слова, в которых вставленные согласные будут мягкими.
– Назовите ударные гласные.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие вежливые слова вы запомнили? Какую роль они играют в нашей жизни?
Урок 21. МАГАЗИН. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
В МАГАЗИНЕ (Азбука, с. 27)
Цели: познакомить с названиями магазинов; с правилами поведения в магазине.
Ход урока