Разработка педагогического проекта. Тема «Мир народной игрушки». Занятие кружка для младших школьников»
Младший школьный возраст 7-11 лет.
Ведущая деятельность – учение.
Новообразования: развитие внутреннего плана действия, рефлексия, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, произвольность.
Цель урока: познакомить детей с древней русской куклой, формирование навыков работы с тканью.
Задачи: познакомить с основными видами народной игрушки, развивать моторику, развивать любовь к древне-русской культуре, способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном художественном творчестве.
Материалы: кусочки различной ткани, веревки, цветные нитки, различные украшения для куклы, ножницы, клей.
Зрительный ряд: образцы и иллюстрации с изображением народных кукол, методическое пособие с поэтапным изготовлением куклы.
План урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение нового материала.
3. Обсуждение порядка самостоятельной работы.
4. Самостоятельная работа.
5.Анализ работ.
Ход урока
1.Учитель приветствует детей, успокаивает, привлекает внимание, настраивает на работу. Объясняет тему урока.
2. Объяснение новой темы. На уроках ИЗО мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Назовите предметы, украшаемые древними образами. Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы из сучьев веток, деревьев. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы- обереги, игровые и обрядовые. Мы сегодня поподробнее узнаем как изготавливались куклы-закрутки, которые относятся к игровым. А делать их очень просто: туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Таким же способом изготовлены руки. Обращаю внимание детей на методическое пособие по изготовлению куклы-закрутки образцы таких кукол, а так же иллюстрации с изображением русских кукол.
3. Опираясь на схему, создать свою куклу-закрутку с помощью материалов, которые вы принесли на урок. Сначала делаем туловище и руки, скручивая кусок материала, затем голову, перевязывая ниткой конец скрутки. И теперь самое интересное - наряжаем свою куклу: из кусочков материала делаем юбку, платье или сарафан, на голову можно повязать платок или другой головной убор. Также на ножки можно надеть сапоги, сделанные из материала. Все зависит от вашей фантазии.
4. Самостоятельная работа учащихся ведется по намеченному плану. Учитель помогает в выборе правильных решений. Наблюдение и помощь в выполнении работы. Особое внимание обращается на аккуратность выполнения работы.
5. Подведение итогов урока. Игрушки выставляются перед классом, проводится обсуждение.
Разработка педагогического проекта. Тема «Ярмарка народных ремесел» Внеклассное занятие». 5 класс.
11 – 16 лет подростковый возраст. Ведущий вид деятельности: общение со сверстниками. Психологическое новообразование: появление чувства взрослости.
Цель урока: создание своей работы (по итогам предыдущих занятий по декоративно-прикладному искусству).
Задачи: обобщить знания и умения учащихся в области русских народных промыслов, развивать эстетическое восприятие, развивать любовь к русской культуре, способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном художественном творчестве.
Материалы: бумага, кусочки ткани, различные украшения для куклы, ножницы, клей, кисти, гуашь, пластилин.
Зрительный ряд: подборка репродукций, образцы и иллюстрации с изображением народных кукол, методическое пособие с поэтапным изготовлением куклы, репродукции с изображением дымковской, филимоновской керамической игрушки.
План урока
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме урока.
3. Самостоятельная работа.
4. Выставка и обсуждение работ.
Ход урока
1.Учитель приветствует детей, успокаивает, привлекает внимание, настраивает на работу. Объясняет тему урока.
2. Урок начинается с беседы о русской национальной художественной культуре, которая продолжает развиваться и в настоящее время. Учитель останавливается на нескольких видах декоративно-прикладного искусства, с которыми дети познакомились на предыдущих уроках: русская народная кукла-закрутка, дымковские, филимоновские глиняные игрушки. Рассказ о русских народных промыслах подкрепляется показом репродукций, обращается внимание на методические пособия по изготовлению игрушек.
Сегодня на уроке вам предстоит выполнить на выбор русскую народную куклу-закрутку, дымковскую или филимоновскую игрушку.
3. Дети приступают к работе. Учитель помогает в выборе правильных решений. Наблюдение и помощь в выполнении работы. Особое внимание обращается на аккуратность выполнения работы.
4. Подведение итогов урока. Игрушки выставляются перед классом, проводится обсуждение. Выполненные игрушки размещаем на специальной полке в виде небольшой выставки.