Разработка педагогического проекта. Тема «Натюрморт из бытовых предметов ». 8 класс.

Подростковый возраст. Вед. вид деятельности – общение со сверстниками. Основные психологические новообразования – появление чувства взрослости, развитие сознания.

Цель урока: формирование навыков изображения, выразительной компоновки натюрморта на листе бумаги; накопление практических навыков для выразительного исполнения живописными материалами.

Задачи урока: развить пространственное мышление учащихся, умение видеть и осмысленно передавать в рисунке взаимосвязи предметов в ограниченном пространстве; формировать умение передавать красками объемную форму предметов, особенности распределения света на освещенной и теневой стороне, падающие от предметов тени; развить умение видеть красоту повседневных предметов.

Зрительный ряд: репродукции натюрмортов К. Петрова-Водкина, Р. Фалька, Р. Гуттузо, выставка книг по теме, таблицы с последовательным выполнением работы.

Материалы: бумага, акварель, карандаш, резинка, баночка для воды, кисть.

План урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение нового материала.

3. Обсуждение порядка самостоятельной работы.

- подготовительный рисунок карандашом;

- решение в цвете;

4. Самостоятельная работа. Ведется самостоятельно по намеченному плану. Помогаю индивидуально. В том случае, когда это необходимо, даю советы всему классу.

5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент (проверка посещаемости урока, готовности к уроку).

2. Учитель называет тему урока. Указывает на натуру (группу из 2-3 предметов), которые ставятся на специальных столиках-подставках со стенкой для фона в трех точках класса: в середине класса и в проходах между партами. Уровень зрения выше предметной плоскости. Учитель показывает, что находится на первом, втором, третьем плане. Радость от созерцания художники передают в картине. В качестве примера учитель показывает репродукции натюрмортов известных художников. В этих произведениях убедительно и красиво показаны обычные повседневно окружающие нас предметы.

3. Учитель предлагает выполнить работу: натюрморт из бытовых предметов, обращает внимание на таблицы с последовательным выполнением работы. Вначале карандашом легко наметить на бумаге предметы, следя за тем, чтобы изображение на листе было уравновешено, четко соблюдены видимые в натуре планы с определенных точек зрения. Сравнив свой набросок с натурой, и исправив его, приступить к работе красками. В ходе работы постоянно сравнивать предметы по цвету и тону.

4. Самостоятельная работа учащихся. Выполнение набросков в карандаше. Далее выполнение нанесения цветовой гаммы натюрморта. Учитель помогает в выборе правильных решений. Наблюдение и помощь в выполнении работ: подсказываю, как правильно нанести цвет, оттенок, исправляю графические ошибки. Особое внимание обращается на красоту форм, яркость цветов и контрастность в натюрморте.

5. Подводим итоги урока:

Выставляем на доске перед классом свои работы и выбираем наиболее удавшиеся.

2. Семья как субъект и фактор воспитания. Типы семей, семейных отношений, позиции ребенка в семье. Работа педагога с семьей.

Функции семьи (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, нравственно-психологического обеспечения, коммуникативная, рекреативная) и ее воспитательный потенциал. Задачи семейного воспитания в современных условиях. Основные факторы формирующего влияния семьи. Типология семей. Подходы к процессу семейного воспитания (авторитарный, либеральный, демократический). Основные формы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей (родительские собрания, дни открытых дверей, научно-практические конференции, консультации, лектории, педагогические поручения, посещение семьи школьника, привлечение родителей к доступным формам внеклассной воспитательной работы).

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназ­наченная для оптимального удовлетворения потребностей в самосох­ранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как поме­щения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают.

Семья - это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная зна­чимость семьи в развитии личности растущего человека обще из­вестна.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социаль­ное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место про­живания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:

- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

- стать социально-экономической и психологической защи­той ребенка;

- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; .

- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Семейное воспитание имеет и свои принципы:

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

- открытость и доверительность отношении с детьми;

- оптимистичность взаимоотношений в семье;

- последовательность в своих требованиях (не требовать не­возможного);

- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значи­мых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направле­ния. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возрас­та к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребя­там знания о природе, обществе, производстве, профессиях, тех­нике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают от­ношение к миру, людям, профессии, жизни.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудно­сти и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие ин­теллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмо­циональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели ­имеют самое сильное влияние на детей.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приори­тетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуж­дение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личнос­ти, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально, с учетом конкретных ситуатив­ных условий.

Вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г. М Миньковский выделяет по этому признаку 10 типов семьи:

1) воспитательно-сильные;

2) воспитательно-устойчивые;

3) воспитательно-неустойчивые;

4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и конт­роля над ними;

5) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосфе­рой;

6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосфе­рой;

7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т. д.;

8) правонарушительские;

9) преступные;

10) психически отягощенные.

Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

Выделяют несколько типовнеправильного воспитания:

- безнадзорность, бесконтрольность (встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям);

- гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты);

- воспитание по типу «кумира семьи» ((ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются);

- воспитание по типу Золушки (т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, холодности, безразличия);

- «жесткое воспитание (за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе);

- воспитание в условиях постоянной моральной ответственности (на ребенка возлагают недетские непосильные работы, внушают мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей).

Формы и методы работы с семьей:

- родительские комитеты;

- собрания для родителей: актуальная тематика родительских собраний, интересы, запросы родителей, особое внимание уделяется обсуждению вопроса, проводятся практикумы, демонстрируются кадры из фильмов;

- конференции – выступления администрации, педагогов, родителей, обмен опытом воспитания, посещение семей, составление плана беседы;

- вовлечение родителей в деятельность школы;

- консультации для родителей;

- день открытых дверей и т.д.

Билет №9

1. Разработка педагогического проекта. Тема «Украшение и фантазия ». 2 класс.

2. Целостный педагогический процесс: основные функции и структура.

Наши рекомендации