Сергей васильевич рахманинов
1. Ответь на вопросы:
а) в какое время жил композитор?
б) Почему он уехал за границу и чем там занимался?
в) В каких жанрах Рахманинов сочинял музыку?
г) Где и кого Рахманинов учился?
д) Какое произведение стало его экзаменационной работой и за сколько дней оно было сочинено?
е) В каких сферах проявился талант Рахманинова?
ж) Как называется знаменитый рахманиновский романс без слов?
з) Что такое этюды-картины?
и) Сколько композитор сочинил фортепианных концертов и какой самый известный, писал ли он концерты для других инструментов?
л) Почему в конце 19 века Рахманинов пережил годы кризиса?
2. Вставь пропущенные слова:
Сергей ___?______ Рахманинов - композитор, ___?______, дирижер - он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Он знал успех, его называли величайшим ___?_____ всех времен. В его лице, писали критики, Россия дала миру великого дирижера. Однако для своих современников Рахманинов-___?_____ так и остался в тени Рахманинова-______?________.
Высокий, стройный, с отрешенным лицом, с сурово- сдержанными манерами, он своей демонической , как о ней отзывались, игрой потрясал слушателей. Его друг, композитор и ___?____ Николай Метнер, писал: "Непонятно, как он остается жив, источая такое количество энергии, и какой энергии!"
Его звезда на небосклоне ___?______ музыки стремительно взошла в начале __?__-х годов 19 века. О нем заговорили сразу как о крупном музыкальном явлении. За свою дипломную работу - __?__ "__?___ " - 20-летний выпускник __?_____ консерватории получил ___?_____ медаль, а через год при горячем содействии П.И.__?____ она была поставлена на сцене Императорского Большого ___?___. По тем времена это было делом неслыханным.
О молодом ___?___ говорят в Москве и ___?_____, его хвалит сам экспансивный Стасов: "Очень свежий, светлый и плавный талант... и звонит с новой колокольни, и колокола у него новые”.
Детство Рахманинова прошло в имении его родителей под Новгородом, а затем и в самом __?______, где он жил у своей бабушки. Талант Сережи был замечен рано. После __?__ лет занятий в Петербургской консерватории его увозят в __?_____, где продолжается его музыкальное образование. И вот он - свободный художник, сочинитель. Все его надежды - на Первую __?___, сочинение которой подходит к концу.
Первое исполнение ___?__ состоялось в марте 1897 г. в Петербурге в зале Дворянского собрания. К ужасу Рахманинова __?___ была полностью провалена. Ее не приняла ни публика, ни критика. Сам ___?______ спрятался во время исполнения на лестнице, ведущей на хоры собрания, и так там и просидел, зажимая уши...
Последствия провала были тяжелы: Рахманинов замолчал на целых __?__ года и, по собственному признанию, "был подобен человеку, которого хватил удар... и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки..." Сама же партитура __?___ пропала, и ее удалось восстановить почти через 50 лет по случайно сохранившимся ___?____ голосам.
3. Выбери правильный ответ:
а) педагог, сделавший из Сережи музыканта... (1. - Римский- Корсаков, 2. - Зверев, 3. - Зилоти)
б) А.Тосканини - это... (1. - друг, 2. - учитель, 3. - дирижер, исполнитель музыки Рахманинова)
в) жанры в которых не сочинял Рахманинов... (1 - церковная музыка, 2. - оперетта, 3. - балет, 4. - фортепианная соната)
г) близкий друг композитора... (1. - Мамонтов, 2. - Шагинян, 3. - Шаляпин)
д) знаменитая "колокольная" прелюдия Рахманинова написана в тональности...(1. - до диез минор, 2. - си бемоль минор, 3. - фа диез минор)
е) до Рахманинова "Музыкальные моменты" писали... (1. - Бетховен, 2. - Шуберт, 3. - никто не писал)
ж) автор поэмы "Цыганы", на сюжет которой Рахманинов сочинил оперу "___?___"... (1. - Лермонтов, 2. - Некрасов, 3. - Пушкин )
з) историческое событие, оказавшее негативное влияние на жизнь и творчество Рахманинова (1. - убийство царя Александра II, 2. - Октябрьская социалистическая революция 1917 года, 3. - первая мировая война)
и) сколько лет прожил Рахманинов... (1. - 70 лет, 2. - 75 лет, 3. - 68 лет)
к) любимый инструмент композитора... (1. - скрипка, 2. - голос, 3. - фортепиано)
4. Составь вопросы к кроссворду:
З з 5 | ||||||||||||||
в в | З з7 | |||||||||||||
П п 1 | р р | е е | л л | ю ю | Д д 6 | и и | и и | |||||||
И | и и | р р | и и | л л | ||||||||||
А а 2 | л л | е е | к к | о о | р р | о о | ||||||||
И и 3 | в в | а а | н н | о о | в в | к к | А а 8 | и и | т т | |||||
и и | м м | ж ж | т т | |||||||||||
М м 4 | о о | с с | к к | в в | а а | е е | е е | и и | ||||||
т т | р р | р р | ||||||||||||
Ш ш 9 | а а | л л | я я | п п | и и | н н | ||||||||
кк 10 | О | н н | ц ц | е е | р р | т т | ||||||||
а а |
5. Угадай мелодии:
5.
Итоговые вопросы:
1.Кто эти композиторы? Музыкальное искусство каких стран они представляют?
Какие интересные факты из их жизни и творчества помнишь?
2. Исправь ошибки в названиях опер русских композиторов:
а) “Руслан и Алеко” - ______________________________
б) “Иван Годунов” - _______________________________
в) “Князь Салтан” - ________________________________
г) “Борис Хованщина” - _____________________________
д) “Пиковая Людмила” - ____________________________
е) “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Садко” - ________________________________
ж) “Царская дама” - ______________________
з) “Сказка о царе Сусанине” - _________________________
и) “Невеста Игорь” - ______________________.
3. Расставь цифры по порядку и узнай как Стасов назвал группу композиторов, выступивших в 60-е годы 19 века с требованием народности и реализма в русской музыке. кто туда входил?
8 4 12 5 9 1 6 2 10 7 3 11
К У А Ч У М А О Ч Я Г К