Одиссей на острове циклопов. полифем
Г С Меркин
Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1
Литература. 5 класс – 1
FineReader 11
«Литература. 5 класс. Ч. 1»: ООО «ТИД «Русское слово — РС»; Москва; 2010
ISBN 978-5-9932-0448-2
Аннотация
Учебник «Литература. 5 класс» соответствует программе по литературе для 5—11 классов (авторы-составители Г.С. Меркин, С.Л. Минин, В. А. Чалмаев), допущенной Министерством образовании н пауки РФ. Он знакомит школьников с фольклором, произведениями русской и зарубежной литературы от древности до XX века включительно, содержит хрестоматийные тексты.
Учебник соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Книга - твой друг!
Книга - это духовное завещание одного поколения другому.
А.И. Герцен
Когда вам говорят о литературе, о книге, кого вы вспоминаете прежде всего? Вероятно, на память приходят стихи Александра Сергеевича Пушкина. Вы были совсем маленькими - и вам вслух читала их мама, или бабушка, или сестра, или вы слышали их по телевизору и радио. И они вам, безусловно, нравились. Потом Пушкина вы слышали в детском саду и читали в начальной школе.
Строки поэта легко запоминались. И вы полюбили их, не правда ли?
А вы задумывались над тем, что каждый писатель одновременно и читатель - очень заинтересованный, увлечённый, иногда придирчивый?
Знаете ли вы, что Александр Сергеевич Пушкин был настоящим книголюбом? Книги окружали его всегда: он видел их в кабинете отца, дяди, писателей, у которых бывал в детстве, в юности, в пору расцвета своего таланта и славы.
Пушкин был не только книгочей, но и собиратель. О таких с уважением говорят - книжник.
«Моя библиотека растёт и теснится», - с гордостью сообщал Пушкин жене в мае 1834 года. Современник Пушкина, поэт и литературный критик Пётр Александрович Плетнёв рассказывал: «Пушкин беспрестанно выписывал из Петербурга книги... Едва ли кто из наших литераторов успел собрать такую библиотеку, как он. Не выходило издания почему-либо любопытного, которого бы он не приобретал. Издерживая последние деньги, он сравнивал себя со стекольщиком, которого ремесло заставляет покупать алмазы, хотя на их покупку и богач не всякий решится».
Почему для Пушкина книги были друзьями? Он был человек общительный, его окружало очень много людей.
Друг ~ это тот кто в любую минуту готов прийти на помощь. Друг - тот, кто поймёт тебя. Друг не обманет и не предаст. Он - на все времена!
Вы хотели бы иметь таких друзей, не так ли? Вы обретёте их, и в вашей жизни рядом с вами будут настоящие друзья. Ими, конечно, должны быть близкие и родные для вас люди. Но не менее надёжными друзьями могут стать книги. Они не подведут никогда. Они всегда будут готовы разделить с вами радость; они с вами в трудные, порой горькие минуты жизни. Общаясь с ними, вы будете учиться формировать свой характер, свои привязанности и привычки, своё отношение к происходящему в мире.
Вы хотели бы, чтобы вашими друзьями были
A.C. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и А.П. Чехов, И.С. Тургенев и H.A. Некрасов? Вы можете общаться с ними один на один, без посредников, без посторонних. Представляете: они открывают только вам свои самые сокровенные мысли и планы, только вам рассказывают о любви и счастье, о горестях и поражениях. И в этот момент вы начинаете понимать: это ведь не о каком-то неведомом человеке. Это о вас: вы тоже думали об этом, но часто не могли найти ответ.
Зачем читать - ведь вы любите играть или смотреть телевизор? Многие совершенно справедливо полагают, что в книге найдёшь ответы на все вопросы. Это так и не совсем так. Есть ещё одна грань чтения: читать нужно для того, чтобы вместе с писателем ставить и искать ответы на вопросы. Знаете ли вы, что ответы эти в разные минуты вашей жизни могут быть разными? Иногда вам будет казаться, что вы уже всё поняли, ан нет: есть ещё и другое понимание.
Предстаньте себе на минутку, что книги на земле исчезли. Что произойдёт? Мы сразу откатимся на тысячи лет назад. Исчезнет человеческий опыт, опыт жизни сотен поколений людей. Нам всё нужно будет постигать заново, каждый раз снова и снова изобретать то, что было уже открыто. Человек познаёт происшедшее до него «со скоростью перелистываемой страницы», размышляет о происшедшем часто всю жизнь.
Хорошая книга - всегда погружение в удивительную тайну. Она готова открыться вам - только приложите усилия. Она готова беседовать с вами - найдите душевные силы для этого разговора. Она готова служить вам -откройте для неё сердце и ум.
Вопросы и задания
1. Как вы поняли слова о том, что человек познаёт происшедшее до него «со скоростью перелистываемой страницы»? Свои рассуждения подкрепите примерами из жизни.
2. Назовите свою любимую книгу. Почему она вам нравится?
3. Рассмотрите учебник литературы, по которому вам предстоит учиться в этом году. Обратите внимание на введение, рассказы о писателях, вопросы и задания, статьи и словарь в конце книги, оформление и иллюстрации. Расскажите об их назначении.
Советуем прочитать
Найдите книги, в которых имеются размышления русских писателей о художественном слове и чтении. Подберите 2—3 высказывания. Составьте рукописный сборник «Слово о словах», запишите в него эти высказывания. В дальнейшем он будет постоянно вами пополняться.
Из мифологии
АНТИЧНЫМ МИФ
Таинства окружали древнего человека повсюду. И он стремился познать их и объяснить. Нашим предкам это было жизненно необходимо: нужно было знать, как отвести беду, как выжить, как обеспечить род пищей. Древние люди справедливо считали себя частью единого мира, в котором всё связано, слито неразрывно. И не только о материальном думали они. Их не менее волновало духовное, ибо от исто, по их мнению, зависела вся нынешняя и будущая судьба. Связь с космосом ощущалась ими естественно и постоянно: солнце и дождь, удачная охота и рождение ребёнка, огонь у очага — всё зависело, по их представлениям, от высших небесных сил. Эти верования, понятия, отношение к жизни и окружающему миру передавались из рода в род, от племени к племени.
В древние времена у каждого народа складывались своеобразные, часто похожие, суждения и понятия об окружающем мире, природе, жизни и смерти, о тех, кто распоряжается судьбой, — богах, и о тех, кто совершает подвиги, — героях.
Широко известны и красочны легенды и предания Древней Греции.
В Древней Греции их своеобразными хранителями были бродячие певцы — аэды. Они переходили от поселения к поселению, останавливались в домах племенных вождей и мерными голосами произносили, аккомпанируя себе на кифаре, песни и гимны в честь богов, покровителей данного племени, и героев, которые, по преданиям, были предками вождей племени.
Эти предания, в которые свято верили древние люди, слагались в большие поэмы. Наиболее популярными в Древней Греции были сотканные из таких легенд поэмы слепого певца Гомера «Илиада» и «Одиссея». Герои поэм Гомера — боги и цари — были очень известны и любимы во всей Греции. Стихи Гомера передавались от поколения к поколению. Записаны они были в Афинах лишь в VI веке до нашей эры. Эти легенды и предания были во многом заимствованы древними римлянами, и теперь часто о них говорят: «античная мифология».
Ученый H.A. Кун на основе поэм Гомера и других древних авторов — Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида — пересказал древнегреческие мифы, которые повествуют о рождении богов, подвигах мифических героев, представлениях и верованиях древних людей.
Миф- древнее народное сказание о богах и героях,
о происхождении жизни на земле.
Мифология- совокупность, система мифов.
РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА
Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрёк он своего отца Урана. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.
Рея не хотела потерять и последнего своего ребёнка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у неё младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Крон не подозревал, что он был обманут.
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру всякий раз, когда младенец Зевс плакал, юные куреты ударяли в щиты мечами, чтобы не услыхал сто плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестёр.
Н.А. Кун
ОЛИМП
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружённый сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льётся с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далёкую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо Зевса. У трона его богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Ника. Вот входит величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену; почётом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца. А она идёт к золотому трону и садится рядом с Зевсом. Около трона Геры стоит её посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях в самые дальние края земли исполнять повеления Геры.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амброзию и нектар — пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей: счастье' п несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом — зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле п не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, чёрные тучи заволокут небо. Разгневается великий Зевс, и страшно поднимутся волосы на голоие его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнёт он своей десницей — удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт пламенная молния и сотрясётся высокий Олимп.
У тропа Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса богиня Дике, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дике доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дике — защитница правды и враг обмана.
Но хо тя посылает людям счастье и несчастье Зевс, всё же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы — мойры, живущие на Олимпе. Судьба и самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Нет такой силы, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Одни мойры ведают веления рока. Мойра Клото прядёт жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвётся нить — и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определённой мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, всё, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неутолимы великие, суровые мойры.
Есть на Олимпе и богиня счастливой судьбы — это богиня Тюхе. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен Зевс, сыплет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своём жизненном пути богиню счастья Тюхе. Но как редко это бывает!
Так царит окружённый сонмом богов на Олимпе Зевс, охраняя порядок во всём мире.
Н.А. Кун
Вопросы и задания
1. Как возникали древние легенды и предания? Кто распространял их в Древней Греции?
2. На основе чего создавал свои поэмы древнегреческий поэт Гомер?
3. Какие события предшествовали рождению главного "бога — Зевса?
4. Кем были рождены небо, горы, море?
5. Кто были родителями Реи, матери Зевса? Как вы думаете, почему для древних людей это было необычайно важно?
Для вас, любознательные
Познакомьтесь со списком наиболее значимых древнегреческих богов. О ком из них вы уже слышали или читали?
Аид — сын Кроноса (Крона) и Реи, брат Зевса, бог подземного царства, царства мёртвых.
Аполлон — сын Зевса и богини Лето, бог солнца и света, гармонии и красоты, поэзии, пения и музыки, меткий стрелок.
Apec(у римлян Марс) — сын Зевса и Геры, бог войны. Артемида(у римлян Диана) — дочь Зевса и Лето, боги мя охоты, а также богиня луны.
Асклепий(у римлян Эскулап) — сын Аполлона, бог врачевания.
Афина(у римлян Минерва) — дочь Зевса, богиня мудрости, ремёсел и искусства, а также справедливой войны, покровительница героев, защитница порядка. Афродита(Венера) — дочь Зевса, богиня любви и красоты.
Бореи— бог северного ветра, самый быстрый и сильный из всех ветров.
Гебадочь Зевса и Геры, богиня вечной юности. Гелиос— бог солнца. Ездит по небу на золотой колеснице, несёт людям и богам свет, тепло и жизнь. Гермес(у римлян Меркурий) — сын Зевса, крылатый вестник богов, покровитель изобретательства, торговли, сопровождает души умерших в Аид.
Гефест(у римлян Вулкан) — сын Зевса, бог огня и кузнечного дела, покровитель художников, муж Афродиты.
Геябогиня земли и сама Земля как мать и кормилица богов и людей.
Гипносбожество сна и сам сон; посылает людям сновидения.
Деметра — дочь Кроноса и Реи, богиня плодородия, земледелия, нахоты и урожая.
Дикедочь Зевса и Фемиды, богиня правды, ояицетв< >рение справедливости.
Дионис(у римлян Бахус) — бог плодоносящих сил земли, растительности и особенно виноградарства и виноделия.
Зевс(у римлян Юпитер) — сын Кроноса и Реи, верховное божество, отец богов и людей, дарующий им жизнь и судьбу, хранитель закона и правопорядка. Охраняет государство и семью, покровительствует беглецам, ищущим прибежища.
Зефир— бог тёплого западного ветра.
Кронос(у римлян Сатурн) — сын бога неба Урана и богини земли Геи, отец Зевса. Имя Кроноса связано с греческим обозначением времени — хронос (рус. слова хроника, хронология и т.д.).
Мойры— богини неотвратимой судьбы.
Музы — дочери Зевса, богини искусства и наук. Их было девять: Каллиопа (эпической поэзии), Евтерпа (лирической поэзии), Эрато (любовной поэзии), Талия (комедии), Мельпомена (трагедии), Терпсихора (танца), Клио (истории), Урания (астрономии), Полигимния (гимнической поэзии).
Немесида (Немезида) — богиня мести и возмездия; одаривала людей счастьем или несчастьем по их заслугам. Карала людей за гордыню и преследовала тех, кто преступал закон.
Ника — богиня победы не только в сражении, но и в состязаниях.
Нимфы— женские божества, олицетворяющие силы и явления природы, живущие в горах, лесах, морях, источниках.
Нот — бог сильного южного ветра, опасный для моряков.
Океан — бог глубокой реки, омывающей всю землю. Оры — три дочери Зевса и богини Фемиды; богини времён года и порядка в природе и обществе. Паллада — прозвище богини Афины.
Персефона(у римлян Прозерпина) — дочь Зевса, богиня царства мёртвых.
Посейдон(у римлян Нептун) — сын Кроноса и Реи, брат Зевса, бог морей и всех водоёмов.
Приап — бог плодородия и деторождения.
Рея — супруга Кроноса.
Селена — богиня Луны, царица звёздного неба.
Тихе — богиня счастья и удачи.
Фемида — богиня справедливости и правосудия. Фосфор — утренняя звезда, Венера. Когда появляется на небосводе с вечера, именуется Геспер (вечерняя звезда). Эвр — юго-восточный ветер и его бог.
Эринии — богини мести и проклятия.
Эрот (у римлян Амур или Купидон) — бог любви.
Советуем прочитать
Постарайтесь разыскать любое издание книги H.A. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Познакомьтесь с этой книгой. Из неё помимо легенд вы узнаете, что уже в глубокой древности по их мотивам делались картины и рисунки, скульптуры, сочинялись музыкальные и литературные произведения. Отберите материал по одному из мифов (по вашему выбору) и расскажите о том, как использовался мифологический сюжет или образ героя в разных видах искусства.
ОДИССЕЙ НА ОСТРОВЕ ЦИКЛОПОВ. ПОЛИФЕМ
После долгого плавания прибыл я с моими спутниками к земле свирепых циклопов, не знающих законов. Не занимаются они земледелием, но, несмотря на это, земля всё даёт им в изобилии. Не сразу пристали мы к их земле. До нас доносились голоса циклопов и блеяние их стад. На следующее утро решил я плыть на своём корабле к земле циклопов, чтобы узнать, что это за народ. Быстро переплыли мы неширокий пролив и пристали к берегу. У самого моря увидели мы пещеру, заросшую лавровыми деревьями и огороженную оградой из громадных камней. Взял я с собой двенадцать надёжных товарищей, захватил мех с вином и пошёл в пещеру циклопа. Как узнали мы после, этот циклоп был страшно свиреп, он жил отдельно от других и одиноко пас свои стада. Не похож он был, как и все циклопы, на людей. Это был великан, обладал он чудовищной силой и имел только один глаз во лбу. Когда мы вошли к нему в пещеру, его не было дома. В пещере циклопа в корзинах лежало множество сыров, в вёдрах и чашах стояла простокваша. В пещере были ограды для ягнят и козлят. Спутники мои стали уговаривать меня, захватив лучших ягнят и козлят и взяв сыров, бежать на корабль, но я, к несчастью, не послушал их. Мне хотелось посмотреть на самого циклопа. Наконец пришёл циклоп. Бросил он огромную вязанку дров на землю у входа в пещеру. Увидев циклона, в страхе забились мы в самый тёмный угол пещеры.
Циклон же загнал в пещеру своё стадо, завалил скалой вход в неё и стал доить коз и овец. Подоив их, он развёл огонь, чтобы приготовить себе пищу. Тут увидел он нас и грубо спросил громовым голосом:
— Кто вы такие? Откуда пришли?
— Все мы греки, — ответил я циклопу, — плывём из-под Трои. Нас занесло сюда бурей. Мы умоляем тебя принять нас дружелюбно, как гостей. Ведь ты знаешь, что карает Зевс того, кто обижает странников и не оказывает им гостеприимства.
— Видно, что издалека пришёл ты сюда, чужеземец, — свирепо крикнул мне циклоп, — коль думаешь, что боюсь я твоих богов! Какое дело мне до Зевса! Не боюсь я гнева Зевса! Не намерен я щадить вас! Делать буду я то, что захочу! Скажи, где твои корабли?
Понял я, зачем спрашивает меня циклоп о моём корабле, и ответил ему:
— Бурей разбило мой корабль о прибрежные утёсы, лишь я со своими спутниками спасся.
Циклоп Полифем. Одиссей. Фрагмент статуи
Скульптура. Рим. Ill в. н.э. «Ослепление Полифема».
Рим. Ill в. до н.э.
Ничего не ответил мне циклоп. Быстро схватил он своими громадными руками двух моих спутников, ударил их о землю и убил. Затем он сварил их и съел. В неописуемый ужас пришли мы и стали молить Зевса о спасении. Циклоп же, окончив свой ужасный ужин, спокойно растянулся на земле и заснул. Я хотел убить его, обнажил уже меч, но, взглянув на громадную скалу, которой завален был вход, понял, что так не спастись нам. Наступило утро. Снова циклоп убил двух моих спутников. Съев их, выгнал он стадо из пещеры, а вход завалил скалой. Долго придумывал я средство, как спастись, наконец придумал. В пещере нашёл я громадное бревно, похожее на мачту. Циклоп, наверное, хотел из него сделать себе дубину. Отрубил я мечом конец бревна, заострил его, обжёг на углях и спрятал. Вечером вернулся со стадом циклоп. Опять убил он двух моих спутников и, окончив свой отвратительный ужин, хотел лечь спать. Но я подошёл к нему и предложил чашу вина. Выпил вино циклоп и сказал мне:
— Налей мне ещё да скажи, как зовут тебя, я хочу приготовить тебе подарок.
Налил я циклопу вторую чашу, он потребовал третью, налил я и третью. Подавая её, сказал я циклопу:
— Ты хочешь знать моё имя? Меня зовут Никто.
— Ну, слушай же, Никто, тебя съем я последним, это будет моим подарком тебе — так ответил мне со смехом циклоп. Выпил он третью чашу, охмелел, повалился на землю и заснул.
Тогда дал я знак товарищам, схватили мы заострённый конец бревна, разожгли его на костре и выжгли им глаз циклопу. Заревел он от страшной боли, вырвал из глаза дымящийся кол и стал звать на помощь других циклопов. Сбежались они и стали спрашивать:
— Что случилось с тобой, Полифем? Кто обидел тебя? Зачем ты разбудил нас?
Им отвечал, дико взревев, Полифем:
— Меня не силой, а хитростью губит Никто!
Рассердились циклопы и крикнули Полифему:
— Если никто тебя не обидел, то незачем так реветь! Если же ты заболел, то такова воля Зевса, а её никто не изменит.
С этими словами удалились циклопы.
Настало утро. С громкими стонами отодвинул от входа скалу Полифем и стал выпускать в поле стадо, ощупывая руками спину каждой овцы и каждой козы. Тогда я связал по три барана и под среднего привязал по одному из своих товарищей. Сам же я, вцепившись руками в густую шерсть громадного барана, любимца Полифема, повис под ним. Прошли бараны с привязанными под ними моими спутниками мимо Полифема. Последним шёл баран, под которым висел я. Остановил его Полифем, стал ласкать и жаловаться на свою беду, на то, что обидел его дерзкий Никто. Наконец пропустил он и этого барана. Так спаслись мы от верной гибели. Скорее погнали мы стадо Полифема к кораблю, где ждали нас товарищи. Не дал я товарищам оплакивать погибших. Быстро вошли мы на корабль, захватив овец Полифема, и отплыли от берега. Когда отплыли мы на такое расстояние, на которое слышен голос человека, я громко крикнул циклопу:
Одиссей у циклопа Полифема. Художник Я. Йордане. 1630 г.
— Слушай, циклоп! Своей жестокостью ты сам навлёк на себя кару Зевса. Больше не будешь ты убивать и пожирать несчастных странников.
Услышал меня циклоп, в ярости поднял он утёс и бросил его в море. Чуть не раздробил носа корабля утёс. Но шестом о ттолкнул я корабль, снова поплыли мы в море. Отплын, я крикнул Полифему:
— Знай, Полифем, что тебя ослепил Одиссей, царь Итаки!
Завыл от злости дикий циклоп и громко воскликнул:
— Сбылось пророчество, данное мне прорицателем! Я думал, что Одиссей — грозный великан, а не такой ничтожный червяк, как ты!
Стал молить Полифем отца своего Посейдона, чтобы покарал он меня за то, что лишил я его зрения. Схватил он утёс ещё больше первого и бросил в море. Упал утёс за кормой корабля. Громадная волна подхватила мой корабль и бросила далеко в море. Так спаслись мы. Счастливо достигли мы острова, где ждали нас остальные корабли. Там принесли мы богатые жертвы богам. На следующий день отправились мы в дальнейший путь по безбрежному морю, скорбя о погибших товарищах.
По Н.А. Куну
Одиссей спасается от Полифема. Скульптура. Рим. IV в. до н.э.
Вопросы и задания
1. Составьте план легенды.
2. Какой эпизод показался вам самым занимательным? Почему?
3. Каким вы представили себе Полифема? Устно опишите его.
Из устного народного творчества
В далёкие-далёкие времена, когда ещё не было письменности, народ создавал пословицы и поговорки, сказки и загадки, передавал их друг другу, из уст в уста, дополняя, изменяя, совершенствуя. Поэтому творчество народа получило название устного народного.
Искусство народа называется фольклором (от английских слов folk — народ, lore — мудрость).
Вопросы и задания
1. В начальной школе вы уже встречались с различными жанрами фольклора: пестушками, потешками, скороговорками, прибаутками, заклинками, загадками, пословицами, поговорками. Эти жанры называют малыми формами фольклора. Как вы думаете, почему?
2. Приведите примеры из малых фольклорных жанров. Какие жанры вы вспомнили?
ЗАГАДКИ
Загадки представляют собой свод знаний и понятий народа о мире и о себе, но в своеобразной, «зашифрованной» форме. В народной речи «загадать» означает задумать, предложить что-либо неизвестное для решения. Про загадку сам народ говорил: «Без лица в личине», то есть «лицо» загаданного предмета скрыто под маской — «личиной», под иносказанием.
На загаданный предмет только намекают, указав на его отдельные признаки: «Висит сито, не руками свито». Паутина здесь сравнивается с ситом по внешнему виду. Загадки открывают во всём, что нас окружает, много чудесного, например: «Не князь по породе, а ходит в короне», — князем оказывается петух: он важен, как князь, красив его яркий гребешок-корона.
В загадках выражается стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны. У многих народов существовала такая традиция: старики загадывали младшим загадки, причём не вразброс, а в определённом порядке. Сначала загадки о человеке, потом о доме, о вещах, о дворе, саде, огороде, поле, лесе, реке и в самом конце о жизни. Согласитесь, что это похоже не на игру, а на урок мироведения. Загадки — очень древний жанр фольклора. Мир изменился по сравнению с теми стародавними временами, когда возникли загадки. Но мы уже знаем, что фольклор живёт и сейчас.
Прочитайте предложенные вам загадки. Попробуйте отгадать их (не сможете — отгадки даны после текста загадок) и сделать вывод, что для народных авторов было важным в жизни.
Виден край, да не дойдёшь.
Голубой шатёр весь мир накрыл.
Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат.
Золотое яблочко по серебряному блюдечку катается.
Что выше леса, краШе света, без огня горит?
Не стукнет, не брякнет, а в окно войдёт.
На дворе горой, а в избе водой.
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.
Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает.
Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий?
Четыре ходунка, два бодунка, один хлестунок.
Один болтун, другой свистун, два брата слышалки, два видака, два бегуна и два ухвата.
Что слаще мёда, сильнее льва?
Где нода стоит столбом?
Отгадки: горизонт; небо; небо, звёзды и месяц; солнце; солнце; свет; снег; берега реки; лес; цыплёнок; корова; человек; сон;колодец.
Изображая мир, народ его поэтизировал. Каждая загадка маленькое художественное произведение.
Отгадывая загадки, вы можете увидеть в обычном — поэтическое, понять, при помощи каких художественных средств «сделаны» загадки.
Во-первых, это сравнение. Например, в загадке «Голубой шатёр весь мир накрыл» небо сравнивается с голубым шатром.
Во-вторых, это противопоставление (антитеза). Например, загадка о яйце: «Из живого — мёртвое, из мёртвого — живое».
В-третьих, отрицание. Таких загадок очень много. К примеру, о молоке: «Не вода, а жидкое, не снег, а белое».
Загадок в русском фольклоре очень много. Учёные выделяют среди них загадки-иносказания, загадки-описа-ния, загадки-вопросы, а есть ещё загадки-шутки и загадки с числами. Вот пример загадок с числами: «Сидят две кошки. Возле каждой кошки ещё по одной кошке. Сколько их всего?» или «Сидело три вороны. Охотник выстрелил и одну убил. Сколько осталось?». Если вы рассуждали правильно, то в первой загадке ответ — 3, а во второй — 1.
Вопросы и задания
1. Придумайте несколько загадок о предметах и явлениях нашей жизни. Загадайте эти загадки своим друзьям.
2. Что помогает разгадать загадку? Назовите знакомые вам образные средства языка, используемые в загадках.
3. Знаете ли вы загадки с числительными? Запишите их.
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
Вы часто слышали такую фразу: «Народная мудрость». В чём же проявляется мудрость народа? В его взглядах, отношении к людям, природе, к миру в целом. И конечно же в том, как народ свои взгляды выражает. Это происходит по-разному. И очень часто наблюдения выражаются в короткой, ёмкой фразе. Она легко запоминается, её хочется употребить при случае — ни одного лишнего слова, мысль отточена и глубока. И в то же время просто и понятно выражена.
Краткое, устойчивое, образное народное изречение называется пословицей^
Владимир Иванович Даль, записавший в народе 25 тысяч пословиц и поговорок, назвал пословицу коротенькой притчей — малым поучительным художественным произведением. Притча — это иносказание, иносказательный рассказ, нравоучение, поучение. Так и пословица — иносказательное поучение о явлениях жизни, природе и человеке.
В.И. Даль. Художник В.Г. Перов. 1872 г. Фрагмент портрета
М.А. Шолохов в предисловии к «Пословицам и поговоркам» В.И. Даля писал: «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость...
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».
Пословицы часто строятся на употреблении слов с противоположным значением — антонимах: «Мал золотник, да дорог», «Из большой тучи малый дождь», «После большого веселья слёзы бывают».
Где здесь антонимы? Назовите их.
У различных народов мира пословицы нередко очень близки по сути. Например, японской пословице «Перо сильнее меча» вполне соответствует русская — «Что написано пером, не вырубишь топором».
Литературная игра
Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и книге. (Время — 3 минуты.) Выиграл тот, кто вспомнил больше пословиц.
Вопросы и задания
1. Вначале даны пословицы других народов, затем — русские. К каждой зарубежной подберите русскую.
Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь.
С богачом о бедности не говорят. Друга узнаёшь в опасности. Если есть дым, есть и огонь. За стаей фазанов погнался — ни одного не поймал. Молчаливость лучше многословия. Зонт готовь при ясной погоде. Много людей, много и мнений. Не суди человека по его внешности. Из иголки делают палку. Плясать под чужую музыку.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Слово — серебро, молчание — золото. Друзья познаются в беде. Готовь сани летом, а телегу — зимой. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Сто голов, сто умов. Из мухи делать слона<?Сытый голодного не разумеет. Дыма без огня не бывает. Плясать под чужую дудку. По одёжке встречают, по уму провожают.
2. Назовите пословицы по двум следующим словам: дело — смело; болит — говорит; журавль — синица; брод — вода; слово — воробей; труд — рыбка; время — потеха; перо — топор.
Живое слово
1. Напишите небольшой рассказ, который можно завершить одной из следующих пословиц. Озаглавьте своё сочинение.
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. На хотенье есть терпенье. Терпенье и труд всё перетрут. Невелика капля, а камень долбит. От доброго дерева добрый и плод. Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах. Топор своего дорубится. Год не неделя: всё будет, да не теперя.
Эти пословицы и поговорки собраны и опубликованы
В.И. Далем. Как вы думаете, к какой теме они им отнесены? Вам будет легче сочинить рассказ, если вы ответите на этот вопрос.
2. Напишите записку или письмо хвалебного или шуточного содержания, состоящие из пословиц и поговорок.
Минуты творчества
Вы познакомились со множеством пословиц. К одной-двум из них сделайте рисунок. Подумайте: ваш рисунок будет иллюстрировать прямое или переносное (иносказательное) значение пословицы?
Вы, конечно, не только слышали слово «поговорка», но, может быть, и употребляли поговорки в своей речи. Поговорка — это тоже общеизвестное меткое и образное выражение, которое определяет какое-либо явление жизни. Она очень похожа на пословицу, но, в отличие от неё, поговорка грамматически и логически не закончена. Не содержит она и обобщающего поучительного смысла.
Поэт Сергей Наровчатов так характеризовал их: «Пословица — это краткое изречение, приноровляемое к разным случаям жизни. Поговорка очень близка к пословице, но, в отличие от неё, не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. «Чужими руками жар загребать» — поговорка, а если бы мы добавили к ней определяющее слово «легко», она бы превратилась в пословицу. В первом случае — намёк, во втором — вывод». Он же утверждал, что пословицы и поговорки «скорее слуги, а не хозяева в нашей жизни, а следовательно, и в творчестве народа».
Пословицы и поговорки создаются творчеством народа, а также входят в речь из произведений литературы и искусства. Например, выражения «А Васька слушает да ест» и «Слона-то я и не приметил» взяты йз басен И.А. Крылова, а «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» и «Народ безмолвствует» — из произведений A.C. Пушкина.
Пословица- краткое народное изречение с назидательным содержанием («любишь кататься — люби и саночки за собой возить»).
Поговорка- краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания («водить за нос»).
Вопросы и задания
1. Как вы поняли мысль С.С. Наровчатова о различии пословицы и поговорки?
2. Как характеризуют человека следующие поговорки? Подберите прилагательные, заменяющие их.
В рубашке родился. Семи пядей во лбу.