Миф. Главные боги Древней Греции. Одиссей на острове циклопов

а.) Мифы – это древние легенды и предания, которые объясняют происхождение мира и природных явлений, рассказывают о делах богов и героев. Мифы объясняли мир для древних людей.

б.) Мифология – собрание мифов одного народа. В мифологии древних греков было 6 важных богов-олимпийцев: Зевс (бог-правитель мира, громовержец), Гера (супруга Зевса, покровительница семьи и брака), Посейдон (бог морей), Аид (бог царства мертвых), Деметра (богиня плодородия, урожая), Гестия (богиня домашнего очага). Все они дети Кроноса (бога времени) и Реи. Кроме них, на Олимпе жили и другие боги: Арес (бог войны), Артемида (богиня охоты, луны, покровительница девушек), Афина (богиня мудрости, наук и ремесел, богиня справедливой войны), Афродита (богиня любви), Гелиос (бог солнца), Гермес (вестник богов, бог изобретательства, покровитель торговцев и воров, проводник душ умерших), Гефест (бог огня и кузнечного дела). Надо всеми богами и смертными стояли Мойры – богини неотвратимой судьбы.

в.) Самым известным поэтом-аэдом в Древней Греции был Гомер. Он жил предположительно в 9 в. до н.э. Он сочинил две поэмы – «Иллиаду» и «Одиссею». Эти поэмы были записаны в 6 в. до н.э. Центральным героем второй поэмы стал древнегреческий герой Одиссей. Он был царем острова Итака, участвовал в Троянской войне, придумал Троянского коня. После войны он отправился домой. Его возвращение на родину заняло 10 лет. За это время он преодолел много испытаний. Одним из них стало пребывание на острове циклопов и встреча с циклопом Полифемом. Пересказ эпизода «Одиссей на острове циклопов». Во время этого приключения Одиссей проявил такие свои качества, как любознательность, смелость и хитрость. Доказать на примерах из текста проявление этих качеств героя.

2. Малые жанры фольклора: загадки, пословицы и поговорки.

а.) Фольклор – устное народное творчество. Произведения фольклора исполняются устно, передаются от одного исполнителя к другому. Каждый исполнитель по-своему меняет известный текст. Поэтому в фольклоре обычно существует множество вариантов одного и того же произведения.

б.) К малым жанрам фольклора относятся потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, а также загадки, пословицы и поговорки.

Загадка – малый жанр фольклора, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки. Загадки возникли в древности, тогда с их помощью люди называли священные для них силы окружающего мира – природные стихии, животных, духов различных мест. Позднее загадки стали использоваться при обучении ребенка. Загадки создаются с помощью различных художественных приемов: метафоры (скрытого сравнения) – «Голубой шатер весь мир накрыл» (Небо); антитезы (противопоставления) – «Из живого – мертвое, из мертвого - живое» (Яйцо); отрицания – «Не вода, а жидкое, не снег, а белое» (Молоко). Иногда загадка по форме представляет собой вопрос: «Где вода стоит столбом?» (В колодце). Многие загадки написаны в рифму – «Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает» (Лес).

Пословица – малый жанр фольклора, краткое образное изречение с поучительным смыслом. Пословицы, с одной стороны, заключают в себе житейскую мудрость народа, с другой, являются готовыми языковыми выражениями, которые легко запоминаются и воспроизводятся в речи. Многие пословицы основаны на сравнении, метафоре и обладают иносказательным смыслом. «Готовь сани летом, а телегу - зимой»: пословица о том, что к любому делу надо готовиться заранее. «Дурака учить, что на воде писать»: учить дурака бесполезно (здесь есть сравнение). «Хоть мошна пуста, да душа чиста»: мошна – кошелек, в пословице говорится о том, что главное – не богатство, а добрая душа человека.

Поговорка – малый жанр фольклора, краткое образное выражение без поучительного вывода, как в пословице. Поговорка похожа на фразеологизм. «Ума палата» - об умном человеке (здесь есть гипербола - преувеличение), «Из мухи делать слона» - преувеличивать что-либо, «яйца курицу учат» - иронично о младших, которые пытаются поучать старших, «от горшка два вершка» - иронично о ребенке.

3. Сказка. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Герои, сюжет, фантастика.

а.) Сказка – прозаический жанр фольклора, произведение фантастического, приключенческого или бытового характера с вымышленными героями и событиями. Сказки бывают в основном 3 видов: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки. В волшебных сказках много фантастики: в них действуют фантастические герои, происходят необычные события, используются волшебные способности и предметы. Волшебные сказки вышли из мифов.

б.) Пересказ сказки «Царевна-лягушка». Герои: реальные – царь, три сына, жены старшего и среднего сыновей, старичок; фантастические – Василиса Премудрая, царь Кощей, волшебные помощники – животные (медведь, селезень, заяц, щука). Сюжет: сюжет складывается из сказочных мотивов: поиск жены, сложные задания (задания царя Василисе Премудрой), превращения (лягушка превращается в прекрасную девушку), путешествие и испытания (путешествие Ивана-царевича в царство Кощея и трудности на его пути), поиск заколдованной жены, сражение с фантастическим злым существом и победа над ним. Фантастика в произведении проявляется не только в волшебных героях и событиях (превращения, чудеса, борьба с фантастическими существами), но и в волшебных предметах: лягушачья кожа, игла со смертью Кощея, волшебный клубок, который указывает Ивану путь, три пары железных сапог, три железных хлеба. В произведении также используются обычные для сказки приемы: троекратный повтор (три сына, три жены, три задания женам, три волшебных предмета), градация (жены старшего, среднего и младшего сыновей, задания царя, борьба волшебных животных). Мораль сказки: добро побеждает зло, любовь и мужество Ивана-царевича помогают ему преодолеть все испытания и вернуть свою жену.

4. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Герои, сюжет, сатира.

а.) В бытовой сказке почти нет фантастики. Ее герои – обычные люди (крестьянин, работник, солдат, помещик, поп), в ней происходят правдоподобные события в реальной обстановке. Для бытовой сказки характерна сатира – высмеивание недостатков людей (глупости, жадности, гордости). В бытовой сказке, так же как и в волшебной, добро (умные, хитрые, честные, смелые герои) побеждает зло.

б.) Герои бытовой сказки «Чего на свете не бывает» - богатый барин и бедный мужик. Барин ленив (он не работает, а наслаждается жизнью), не особо умен (хотя считает себя умнее мужика), жаден (он не хочет отдавать деньги мужику) и горд, высокомерен. Барская гордость и губит барина в финале сказки. Мужик умен (сам барин думает: «Мужик-то сер, да ум-то у него не волк съел»), изобретателен (мужик придумывает невероятные истории). Пересказ сказки «Чего на свете не бывает». Победа мужика над барином в споре – это победа мужицкого ума и хитрости над барской глупостью и гордостью, тщеславием.

в.) В этой бытовой сказке есть сказочные приемы: троекратный повтор (три встречи героев), градация (рассказы мужика с каждым разом все более невероятные), гипербола (преувеличения в последней истории мужика). Также в сказке встречаются поговорки («не мели околесицы»), пословицы («мужик сер, да ум у него не волк съел», «баба попом не бывает, красная девка обедни не служит»), небылица (вся последняя история мужика).

5. Басня. Пересказ басен Эзопа «Лисица и виноград», «Ворон и лисица». Морали басен Эзопа.

а.) Басня – стихотворный или прозаический нравоучительный рассказ, в котором есть иносказание, аллегория. Аллегория – это изображение одного человека или предмета через другого человека или предмет (лиса – хитрый человек, волк – безжалостный, злой человек). В басне высмеиваются недостатки, пороки людей и общества. Обычно герои басни – животные, растения, предметы, люди. Басня состоит из рассказа и морали – краткого нравоучительного вывода. Морали может и не быть в басне, тогда она подразумевается.

б.) Эзоп – легендарный древнегреческий баснописец 6 в. до н.э. Он считается основателем басни. Так как Эзоп был рабом, то свои насмешки над могущественными и богатыми людьми он высказывал не прямо, а иносказательно, боясь наказания. Отсюда выражение – «эзопов язык». Многие последующие авторы басен брали сюжеты произведений Эзопа и переделывали их.

в.) Подробный пересказ басен Эзопа «Лисица и виноград», «Ворона и лисица». Объяснение морали басен. В первой басне осуждаются люди, обвиняющие в своих неудачах не себя, а обстоятельства, во второй – глупые и тщеславные, любящие лесть люди. Особенности басен Эзопа: они написаны прозой, невелики по размеру, в них нет больших диалогов.

Наши рекомендации