Методические рекомендации. При подготовке первого вопроса «Истоки византийской культуры
При подготовке первого вопроса «Истоки византийской культуры, ее временные рамки и основные исторические этапы. Античная и христианская тенденции в развитии византийской культуры» обратить внимание на то, что Византия является наследницей древнегреческой культуры и культур восточной части Римской империи. Начать следует с Эдикта Константина Великого 313 года, дозволявшего свободное исповедание веры, легализовавшего христианство.
При подготовке второго вопроса «Литература, архитектура и прикладное искусство Византии. Ее влияние на Древнюю Русь». Здесь следует вспомнить патристику в первую очередь, а также переводы с греческого на древнерусский основных источников христианства, с указанием на создание кириллицы на основе греческого алфавита. Следует обратить внимание, что первые архитектурные сооружения на Руси строили византийские зодчие по своим проектам. Достижениями прикладного искусства Византии, которые отличались изысканной эстетикой, пользовались обеспеченные сословия Европы. Следует найти наглядные примеры предметов церковного обихода, костюма, предметов быта в качестве доказательства их художественного совершенства.
При подготовке третьего вопроса «Нравы, обычаи, обряды в культуре языческой Руси» учтем, что этот вопрос направляет внимание на славянские традиции в культуре русского Средневековья. Он требует признания существования элементов языческой культуры в быту, суевериях, стереотипах поведения, сохраняющихся на протяжении столетий в русской культуре. Однако они выявляют близость к природе и сохраняются в народном творчестве как идеал прекрасного в сознании наших предков.
При подготовке четвертого вопроса «Значение принятия христианства для культурной жизни Руси. Письменность и книжная культура» следует обратиться к свидетельствам историков и философов (Бердяев, Костомаров, Соловьев и другие) о тех материальных, ментальных, психологических изменениях, которые внесло христианство в культуру Руси. Уточним, что источником книжной культуры (рукописных изданий) являлись монастыри, монахи, которые создавали подлинные художественные шедевры, возводившие книгу не только в духовную, но и материальную ценность высокой значимости.
При подготовке пятого вопроса «Владимиро-Суздальская, Новгородская, Псковская и Московская храмовая архитектура и живопись» следует обратиться не только к историческим описаниям, но к иллюстрациям. Здесь важно познакомиться с языком церковной архитектуры, знать такие термины, как апсида, закомары, лопатки, алтарь, купол, фреска и другие. Следует научиться отличать стили русской архитектуры.
При подготовке вопроса «Новое время в России. Реформы Петра I и их культурное значение» следует еще раз обратиться к истории страны и отметить те революционные преобразования, которые прервали традиционную линию средневековой культуры и поставили официальный пласт культуры на европейский путь развития.
При подготовке следующего вопроса «Вклад русской культуры XIX века в мировую культуру» следует представить весь «золотой век» русской культуры, а также последующие периоды культурного состояния России в XIX веке, как условие духовного влияния на мировую культуру
При подготовке вопроса «Серебряный век» русской культуры» следует дифференцированно рассмотреть несколько течений и тенденций в искусстве и умонастроениях общества. Такие явления, как символизм, авангард в виде супрематизма, кубизма, дадаизма, акмеизма, проявления реализма, идеализация исконно русской этнической эстетики, религиозный ренессанс и другие процессы нужно рассматривать в свете их дальнейшей эволюции.
При подготовке последнего вопроса «Культура советской эпохи» следует сосредоточиться на связи советского периода с историей страны на протяжении ХХ века, а также учесть доминирование идеологии во всей культурной жизни.
Вопросы для самопроверки
1. Какова значимость для культуры средневековой России идеи мессианства («Москва – третий Рим»).
2. Актуальная ли в культуре нашего времени идея святости, порожденная средневековой культурой?
3. Что представляет собой иконографический тип?
4. Описать храм Святой Софии в Константинополе. Храм Покрова, что на Рву (Храм Василия Блаженного), Храм Покрова на Нерли, Храм Святой Софии в Новгороде.
5. Какова история Московского Кремля?
6. Что Вам известно о достижениях и шедеврах русской художественной культуры эпохи XIII-XX веков:
1) Поэты «Серебряного века.
2) Русский театр.
3) Зимний и Михайловский дворцы, Исаакиевский и Казанский собор в Петербурге. Памятник Минину и Пожарскому в Москве (скульптор Мартос).
Мемориал на Мамаевом кургане (Волгоград, Вучетич).
4) Скульптурная композиция Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».
5) Баллада о солдате Григория Чухрая. «Летят журавли» Михаила Калатозова.
6) Русское зарубежье не было продолжателем отечественной культуры вне «родной почвы», когда в Советской России устанавливалась «пролетарская» культура или наоборот?
7) Имеет ли место снижение общего уровня культуры населения в нашей стране сегодня или мы «идем на подъем»?