Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений
Проблема определения предмета культурологии по А.Л. Доброхотову.
Необходимость максимально четкого определения предмета культурологии вытекает не только из потребности самоопределения сравнительно новой науки, но и из наличия«соседних» наук, которые уже имели значительный опыт решения культурологических задач. Да и сейчас большая доля достижений культурологии принадлежит на самом деле истории, философии, социологии,искусствоведению, семиотике, лингвистике, филологии, этнографии,антропологии и т.д. Есть две реальности, которые обнаруживаются простым усмотрением, без обращения к той или иной философской системе: реальность человеческого существования, которая представлена в действии, в решении, в переживании, в оценках и т. п., и природная реальность, существующая независимо от человека. Проблема заключается в том, что две указанные реальности сами по себе не состыкуются; они исключают друг друга самими принципами своего существования.
Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений.
Разнообразие определений.К-ра (от лат. cultura) – обработка, возделывание. Античность Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. Долгое время данное понятие употреблялось для определения влияния человека на природу, для выявления тех результатов, которых достигал человек в овладении её силами. Также имелось ввиду и возделывание в духовном понимании Средневековье Понятие культуры связывалось с понятием «культ»= способность человека раскрывать свой творческий потенциал в любви к Богу Возрождение К концу 17 века в трудах нем. ученого Пуффендорфа к-ра – «ценностная окраска», возвышает человека, выступает как результат собственной деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. Возраждается античное понимание к-ры. К-ра – это все рукотворное.К-ра противопоставлена природе.Просвящение 18-19в Как самостоятельное явление социальной жизни, к-ра была осознана и рассмотрена. Жан-Жак Руссо выделили к-ру как нечто, как явление, которое противостоит естественной среде, естественной Природе. Руссо трактует к-ру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому и функция к-ры у Руссо – разрушающая.Нем. просветители(и.г. Гердер), наоборот, подчеркивали "созидательный", прогрессивный характер к-ры. По их мнению, к-ра — это переход от более чувственного и животного состояния к общественному укладу. Гумбольт К-ра – господство человека над природой с помощью науки и ремесла.И.КантСвязь содержания культуры с совершенством разума. Новое время (конец19)К.Маркс основываясь на материалистическом понимании истории, выдвинул в качестве глубинного основания к-ры материальное производство, что привело к делению на материальную и духовную стороны к-ры при доминировании первой. Он расширил содержательные границы к-ры, обосновал связь к-ры со всеми сферами человеческой деятельности. (19-20)Тейлор понимал к-ру как сложное целое, слагающееся из "знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, "усвоенных человеком как членом общества". Его заслуга – он дал довольно широкое понимание к-ры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений. В подходе к опр-ю к-ры заложена еще одна веха в становлении понятия к-ра. Это исследование соотношения понятий к-ра и цив-ция. Цив-ция иногда выступает как уровень, ступень развития к-ры. Тейлор не делает различий между к-рой и цив-цией, для него к-ра и цив-ция в широком этнографическом смысле – тождественные понятия. Спенсер, который рассматривал общество и к-ру как организм, где есть свои органы и части тела. Разные части социума, имея свои функции, находятся в единстве (в системе). О.Шпенглер рассматривал к-ру как единый организм. Но каждый организм является не постоянным, а динамичным. Динамика в рамках цикла: рождение, расцвет, смерть. З.Фрейд связывал к-ру с психологическими стереотипами. Именно здесь происходит включение личности в к-ру.
Сущ. мн-во определений к-ры. Такое многообразие связано с тем, что понятие к-ры многопланово, многозначно и каждый исследователь исходит из той или иной доминанты в его содержании.
Современность 6 основных типов определений к-ры:
Появление термина, его первоначальная связь с возделыванием земли
оппозиция естественное (природное) – культурное (сотворённое человеком) Руссо
Духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект: немецкий просветители
разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса: марксизм
первое научное определение культуры путём перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Тейлор
соотношение понятий культура и цивилизация
аналогия между живым организмом и культурой, все части которого выполняют свои функции, находятся в единой динамической системе
выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому: функционализм
относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм
включение личности в культуру: психологическая антропология
распространение метода структурной лингвистики на различные области социокультурной действительности, воссозд. системы символов, отражающих строение культуры:структурализм.