Риторика нового времени
Раннее христианство
Первая реакция идеологов христианства на риторику как науку язычества была резко негативной. Проповедники возражали против использования риторических приемов, фигур и тропов, так как учение Христа сильно само по себе и не нуждается в приукрашивании. Но ведь сама практика духовной проповеди не чуждается этих средств. И само Евангелие, и тексты молитв не лишены риторических приемов, более того, они могут служить примером риторического мастерства, например псалмы Давида, «Екклесиаст», «Песня песней Соломона». Да и сам Иисус Христом был превосходным оратором. Все его поучения лаконичны, ясны, аллегоричны.
Уже к 3-4 вв. наступило осознание того факта, что само христианское учение – талантливые образцы красноречия, создававшиеся первоначально в устной форме, а затем записанные.
Учение, заложенное в Евангелии, стало основой гомилетики – теории и искусства проповеди. Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника – бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближним, уверенного в своей правоте, чувствующего себя защищенным Богом, готового на испытания, лишения ради высшей цели и награды.
Европейские страны
Античное риторическое учение, как и вся античная культура, была унаследована европейскими странами, которые входили в состав Римской империи. Первое тысячелетие не принесло значительных изменений в теории красноречия. Но вместе с тем в это время в Европу начинают проникать труды ученых Аравии и Индии, внося свой вклад в развитие науки и культуры стран Запада.
В средние века в Европе формируется строгая, логическая научная речь в первых университетах. Это лекции профессоров, диспуты. В 12 в. такая изощренная дискуссионная речь получила название схоластики (от греческого и латинского «школьная»). «В Новое время, особенно в 19 в., оба слова [риторика и схоластика] широко употреблялись как бранные; они употребляются так и до сих пор» [1, с. 115]. Однако такое презрительное отношение не совсем справедливо, так как из схоластики в дальнейшем развилась академическое красноречие, достигшее в 18-19 вв. высочайшего уровня. За долгое свое существования академическая речь выработала множество различных форм: лекции и целые лекционные курсы, семинары, доклады на научных конференциях, защита курсовых и дипломных проектов, магистерских и докторских диссертаций, научные обсуждения и пр. тщательно вырабатываются правила общения студентов с профессорами, академиками в беседе, на консультациях, зачетах и экзаменах, правила выступления студентов на различных собраниях.
С наступлением эпохи абсолютизма во Франции получили сильное развитие такие отрасли речевого мастерства и речевых стандартов, как придворный этикет, употребляемы только в высших кругах общества. В 18 в. он был позаимствован российским императорским двором, распространился за пределы придворных кругов и довольно строго соблюдался в плоть до свержении монархии.
Придворный этикет сильно повлиял на дипломатическую речь, на форму общения среди военных и чиновников.
Этикетные формы речи отражали сословное деление общества. В этом случае особенностью речевого этикета служила особая символика, обязательная для высших классов, причем знаками могли считаться не только предметы, но и поступки. Например, дворянин мог принять вызов на дуэль только от дворянина.
Системы речевого этикета существовали всегда на разных уровнях социальной лестнице, и формы общения (приветствие, прощание, приглашение, обращение, благодарность, извинение и др.) для каждого слоя были разные. И следует отметить, что речевой этикет сильно откликается на любые исторические и общественные изменения.
В течение Нового времени Европа пережила несколько этапов риторики. Наиболее наглядно их можно рассмотреть на примере Франции как наиболее ярком представителе и продолжателе античной риторики. Также Франция была и остается ведущей в вопросах филологической культуры.
В книге Н. А. Безменовой «Очерки по теории и истории риторики» дается следующая периодизация литературной и риторической истории Франции:
· Риторика схоластическая – 12-15 вв.;
· Риторика гуманистическая – 16 в.;
· Риторика реформистская – 17 в.;
· Риторика энциклопедическая и риторика натуристская – 18 в.;
· Кризис французской риторики – 19 в.
Схоластическая риторика. Схоластический этап развития риторики можно назвать предваряющим этапом развития национальной французской риторики, так как до 13 в. риторика во Франции преподавалась на латинском языке. И первыми трудами по риторике на французском языке стали работы Цицерона «Риторика к Эреннию» и «Об ораторском изобретении», переведенные с латинского. Этот период имеет свои признаки: стиль становится законом, это и манера одеваться, и речевой этикет; в основе обучения высокий, средний и низкий стили.
Гуманистическая риторика. Эпоха Возрождения сильно повлияла на европейскую культуру и французскую в частности. Большое значения для развитии риторики сыграло создание Дворцовой академии под патронажем Генриха 3. В этот период составляется Французская риторика, вводится королевское красноречие. Больше внимания уделяется разработке грамматики и литературной нормы языка, дикции, произношению, интонации.
Реформистская риторика. При Франциске 1 французский язык объявляется государственным, и риторика становится наиболее влиятельной сферой гуманитарного знания. Печатают множество трактатов по риторике. Например, «Источники французского красноречия» Шабанеля, «Размышления об элегантности и вежливости стиля» аббата Бельгарда, «Красноречие для обучения дамы высшего света» Левена де Тамплери и т. д. Создаются частные академии, развиваются частные виды красноречия: риторика беседы, эпистолярная риторика, риторика метаморфозы. Разворачивается широкая борьба против плебейского стиля, жаргонов, заимствований.
Энциклопедическая и натуристская риторика. Это время «эмансипации ума», осуществление «союза между мыслью и языком». Возрастает интеллектуальный потенциал нации: появляется мода на путешествия, науку, ремесла, открываются различные музеи, публикуются различного рода справочники. Укрепляется фактор логики, господствует античная формула «искусство мыслить – искусство говорить – искусство писать».
На рубеже 18-19 вв. наступает кризис риторики, риторика утрачивает авторитет и попросту не упоминается в литературе. Риторика всегда была довольно сложной наукой и непонятной для большинства читающей публики, к которой обращались великие ораторы Революции. Но главным оппонентом риторики, по мнению Н. А. Безменовой, был романтизм, боровшийся против засилья «благородного стиля», за простоту и естественность в языке.
Риторика в России
Те немногочисленные сохранившиеся сведения о речи наших предков связаны с развитием письма. Оно вошло в жизнь славян в 9 в. благодаря Кириллу и Мефодию. Риторическая культура этого периода ограничивалась дипломатическими речами, академическими и деловыми в среде торговце. С приходом христианства добавились также церковные богослужения, проповеди. В 11-12 вв. происходит расцвет ораторских жанров. Образцом проповеди может служить творчество Кирилла, епископа Туровского, инока и аскета, например его «Слово в новую неделю по Пасце». Особо нужно выделить речи-поучения, обращения к потомкам. Наилучшая из них – «Поучение чадам Великого князя Владимира Мономаха» (конец 11 – начало 12 в.). В более поздние времена возникли новые формы: повести, хождения, полемическая переписка, похвальные слова. Огромный интерес представляет переписка воеводы князя Андрея Курбского с царем Московским Иоанном Грозным (60-е года 16 в.).
До недавнего времени принято было считать, что до 17 в. теоретическая риторика не была распространена на Руси. Но в 90-е годы 20 в. В. И. Аннушкин показал, что уже в 11-13 вв. риторика упоминалась в качестве учебного средства; использовались не только ее правила, но и синонимы: витийство, благословие, краснословие, сладкоречие.
Первый в России курс риторики представлял собой перевод латинской риторики Ф. Меланхтона в переработке Лоссия. В этой книге было пять разделов: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция.
Подлинный рассвет и всеобщее признание риторики в России началось с выходом в свет труда М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию». Его риторика обращалась к античному миру и имела философские обоснования. В ней рассматривались педагогические проблемы: о природных дарованиях тех лиц, которые отбираются для риторического обучения, решается вопрос об интуициях и правилах, о корнях ораторского мастерства. Предметом науки риторики автор считает не только ораторию, но и поэзию, допускает подражания и постоянные упражнения. К риторике прилагается учение о трех штилях: высоком, среднем и низком. Заслуга Ломоносова также в том, что он впервые построил риторическую систему на основе русского языка – его лексики, фразеологии, синтаксиса.
В конце 19 – начале 20 наметились кризисные явления в риторики. Она начала терять свое важное место в общественной жизни. Риторика приобрела значение крайне пренебрежительное – «внешне украшенное пустословие». Реже издаются книги по риторике, она исчезает из планов многих учебных заведений.
В первые десятилетия заметен подъем риторики. Расцвели судебное и академическое красноречие. Оживляется теоретическая деятельность: появляются книги Н. Абрамова «Дар слова», Г. Д. Давыдова «Ораторское искусство», программы курсов по этике живого слова А. Ф. Кони, Е.Е. Соловьевой и др. но этот взлет был непродолжительным.
С приходом советской власти статус риторики снова упал, ее называли устаревшей наукой. Однако новая идеология должна была искать подкрепление в новой риторической теории и практике. Во-первых, очевидно, что победа большевиков основывается на риторических умениях: «ибо они оказались убедительнее своих оппонентов в пропаганде, находчивее в аргументации, выразительнее в стиле» [4, с. 13]. Во-вторых, в стране, где речь на собраниях, митинговая агитация, политическая пропаганда заняла такое важное место, очевиден интерес к практическим вопросам ораторского искусства. В связи с этим риторику не возвратили в качестве науки, но разрешили только одно ее направления – политическую агитацию.
При этом не отказались от содержательных материалов риторика, ее приемов, таких, как работа над темой, композицией сочинений, как рассуждение и доказательство, тропы и стилистические фигуры, но стали употреблять их под другими названиями: развитие речи учащихся, культура речи. Некоторые функции риторики взяли на себя старые и новые разделы языкознания. Интенсивное развитие функциональной стилистики, возникновение практической лингвистики обеспечивали адекватный выбор средств языка. Риторика как самостоятельный предмет сохранилась лишь в некоторых университетах на факультетах классической филологии, в духовных академиях.
Игнорирование систематического, целостного предмета «риторика» привело к заметному упадку речевых умений в самых разнообразных сферах общения. Не изучались этические, философские основы общения, когнитивные аспекты речи, игнорировались история риторики, ее авторитет в глазах крупнейших ученых. Изучение языкознания теряло полноту, так как в центре внимания оказывалась лишь структура языка, а не его жизнь в речевой деятельности человека.
Возрождение риторики
В середине 20 в. вновь вспыхнул интерес к риторике, что объясняется появлением и развитием теории информации. К этому времени гуманитарные науки остро нуждались в единой теории, в особой логике гуманитарного познания. Риторика постепенно начала возрождаться, видоизменяясь, и, в конце концов, превратившись в неориторику.
Какие же определения дают современной риторики? Н. А. Михайличенко ориентирует своих слушателей на публичное выступление: «Риторика – это наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию» [13, с. 6]. Известный ученый Ю. В. Рождественский считал такое определение неполным. Он пишет: «история риторики есть история стилей жизни. Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилевая задача новой риторики состоит в понимании пользовании всеми видами слова, а не только публичной устной речью» [14, с. 3].
А. К. Михальская, соглашаясь с Рождественским, выдвигает свое определение новой риторики: «Риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи» [12, с. 34]. Что же предполагает ее определение?
Сделать речь целесообразней – значит найти ее соответствие цели говорящего.
Воздействовать на аудиторию – значит подвигнуть аудиторию на активные действия, иногда, может, изменить образ жизни мировосприятие.
Гармонизировать отношения говорящего и адресата – значит обеспечить взаимопонимание между людьми, пути решения конфликтов. На сегодняшний день это непременное условие успешной речи.
Основу для зарождения неориторики заложил Бахтин, выдвинувший теорию диалога, которая объяснила понятие риторики литературного произведения в наиболее полной форме. Но первым реальным основателем считается профессор Брюссельского университета Х. Перельман, который в 1958 вводит термин «неориторика». Это была попытка вывести риторику на новый уровень, научный уровень, со своими правилами, закономерностями, строгими законами.
Неориторика – это дисциплина, ориентированная на практическую деятельность, что сильно привлекает современных ученых, изучающих прагматическую сторону языка. Неориторика тесно связана с другими филологическими дисциплинами, заинтересованными в проблеме изучения общественной роли языка: «неориторика предстает как исследование семантики прозаических текстов в их социальном и идеологическом окружении» [7, с. 47]. Поэтому данный раздел риторики еще называют «литературным», так как он широко применяется для определения целесообразности, осмысленности, ценности какого-либо литературного произведения.
В эпоху неориторики активно разрабатывается теория предмета. Например, в США риторикой занимаются, в основном, филологи-классики и медиевисты, среди которых можно выделить таких исследователей, как К. Р. Уоллес, В. С. Холуэлл, Р. Мак-Кеон, Б. Вейберг, Д. Л. Кларк. В частности в 1957 Кларк пишет труд «Риторика в системе Греко-римского образования», где говорится об актуальности риторических исследований в современном мире.
В дальнейшем многие исследователи будут говорить о большом значении риторики в современном обществе. В частности этот вопрос затрагивали и русские ученый, такие как Ю. В. Рождественский и В. И. Аннушкин. последний подчеркивал широту и многоплановость новой дисциплины: «Современная риторика – учение о речевых коммуникациях развитого информационного общества. Современная риторика обращена ко всем родам, видам и жанрам речи, и прежде всего к массовой информации» [5, с. 8].
В Европе исследования риторики ведутся во всех странах. Свои школы сложили Германия, Франция, Италия.
Особого внимания заслуживает немецкая школа благодаря своей фундаментальности, многоплановости, разработанности. В связи с общим высоким уровнем развития филологических дисциплин, исследование риторики идет более чем продуктивно. Особенно заметен вклад Г. Лаусберга и его фундаментального труда «Руководство по литературной риторике». В нем содержится огромное количество фактического материала, что позволило широкому кругу исследователей включиться в изучение данной дисциплины. Также следует упомянуть работу Г. Ф. Плетта «Введение в риторический анализ текста», исследующую лингвистику и стилистику текста и уделяющую внимание истории предмета.
Кроме того, в Германии активно разрабатываются теория топики и аргументации. Был издан двухтомный труд «Исследование топосов». В 1983 году появляется библиографический указатель по риторике, топике и аргументации. Аргументация тесно связывается с лингвистикой текста.
В России возрождение риторики началось в 60-70 гг. прошлого столетия вместе с работами таких ученых, как С. С. Аверинцев, Г. З. Апресян, В. П. Вомперский и др. В современной России появляется значительное количество трудов по дидактической и теоретической риторике.
Среди причин возрождения риторики в России можно выделить следующие:
· Возрос интерес к высоким культурам древних цивилизаций. В некотором роде появилось влечение к ретро, «гонимым» областям знания.
· Немалую роль сыграл успех наук о речи, возникших на рубеже языкознания и психологии. Появились крупные исследования в области функциональной грамматики, стилистики, теории речевых актов, грамматики слушающего, теории механизмов речи и др.
· Некоторые ученые в качестве причины риторического ренессанса называют возвращение демократии в России. Парламентские дебаты, возросшая свобода прессы, первые попытки создания юридического пространства, плюрализм в образовании вызвали у многих недоумение: почему мы, имея среднее и высшее образование, не умеем говорить связно, ясно, образно?
· Среди молодежи падает интерес к изучению сухих, в чем-то формальных, курсов языка, сложных, изобилующих исключениями правил орфографии. Усилилась тяга к широким, многогранным курсам словесности, к общественно значимым умениям. Риторика, и теоретическая, и практическая, восполняет этот недостаток.