Описание и повествование как типы речи
2) Выполнениеупр. 540 - 545.
Рассуждение как тип речи.
4) Выполнение упраж.546, 548, 549.
III. Итог урока.Подготовьте небольшую устную зарисовку, где бы вы передали свои впечатления о каком-либо уголке природы, который вы наблюдали. Докажите принадлежность вашего текста к тому или иному типу речи. Назовите признаки типов речи:
1 ряд – описание,
2 ряд – повествование,
3-й ряд – рассуждение.
IV. Д. з. § 68, упр. 550.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
130. |
|
Цели урока:дать понятие об особом типе речи – оценке действительности. Научить определять этот тип речи, составлять тексты такого типа речи.
Ход урока
I. Работа по теме.
1.Понятие об особом типе речи – оценка действительности. Изучение теоретического материала по учебнику на стр. 184.
2. Тренировочные упражнения.
v Прочитайте тексты. Что в них общего?
1) Такое славное море, голубое, с нежными жилками. Горы весёлые. Дует несильный упругий ветер с гор: хорошо, не жарко. (С. Сергеев-Ценский.) 2) Ах, боже мой, какое же это было молоко! Тёпленькое, духовитое, тут тебе и травами отдаёт. И цветами. И полем – всем вместе, а ещё (теперь уж точно!), - ещё – руками самой Петровны… (Г. Троепольский.) 3) Чудный уголок! И недаром старый Тарас прожил здесь целых сорок лет. (Д. Мамин-Сибиряк.)
v Оценка чаще всего содержится в отдельных предложениях, разбросанных по всему тексту.
v Основные средства выражения оценки:
o Прилагательные (прекрасный, славный);
o Наречия на – о (хорошо, плохо);
o Отвлечённые существительные (красота);
o Слова с суффиксами оценки: - еньк -, -очк -, -ик -, -к -, -ушк-
(-юшк -) и др. (Серенький, котёночек, хвостишко, тихонечко);
o Частицы (что за, как, вот, же и др.);
o Междометия (Ах! Ох! Тьфу! Ну! Ужас!);
o Синтаксические средства (интонация восклицания, порядок слов и др.)
v Наблюдения над предложениями и фрагментами текстов со значением оценки действительности (упр – я 551 – 559).
v Найти оценочные слова
Мы сварили плов
На столе сегодня плов.
Плов хвалить – не надо слов.
Вкусен – что и говорить!
А легко ль его сварить?
Рис варить – плита нужна,
Перебрать – терпение,
Чтоб кипел – кипение,
Чтоб мешать – старание,
Чтоб не сжечь – внимание.
Надо перчить и солить.
Надо масла не забыть.
Вкусный плов!
Отличный плов!
Все за стол –
Обед готов!
(С. Капутикян)
3. Итог урока. Что представляет собой оценка действительности? Окружающие нас предметы, явления внешнего мира можно не только назвать, но и дать им оценку.
Оценка – это выражение нашего отношения (положительного или отрицательного) к действительности.
Оценивать можно предметы, признаки, действия, место, состояния и т. д.
4. Д. з. § 69, упр. 552.
урок | Тема: Рр Строение текста типа рассуждения-доказательства |
Цели урока:1. Познакомить учащихся со строением текста типа рассуждения. 2. Сформировать умение составлять собственные тексты подобного типа.
Ход урока
I. Повторение пройденного.
1.
II. Работа по теме.
- Знакомство со строением текстатипа рассуждения – доказательства: тезис, аргументы и примеры, вывод (стр. 187 -188.)
- Рассуждениетип текста, в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от других типов текста особым строением и более чёткой формой. Текст-рассуждение распадается на 2 части. 1-я часть содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во 2 части. В заключение может делаться вывод.
- примером такого типа текста можно считать следующий отрывок: «пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением когтей и с наличием подкожных воздушных мешков».
1. Тезис | Почему? | Обоснование: 2. Аргументы 3. Примеры | Что из этого следует? | 4. Вывод |
Потому что | поэтому |
- Наблюдениянад текстами типа рассуждения стр. 188 (упр. 560 – 565. 566)
- Чтение учителемотрывка из рассказаЛ. Н. Толстого «Сырость».Докажите, что данный текст является рассказом-рассуждением.
Отчего осенью и зимой двери разбухают и не затворяются, а летом ссыхаются и притворяются?
Оттого, что осенью и зимою дерево насытится водой, как губка, и его разопрёт, а летом вода выйдет паром, и оно съёжится.
Отчего слабое дерево – осина – разбухает, а дуб почти нет?
Оттого, что в крепком дереве – дубе – пустого места меньше, и воде некуда набраться, а в слабом дереве – осине – пустого места больше, и воде есть куда набраться. В гнилом дереве ещё больше пустого места, и оттого гнилое дерево больше всего разбухает и больше садится.
Колоды для пчёл делают из самого слабого и гнилого дерева: самые лучшие ульи бывают из гнилой лозины. Отчего это? Оттого, что через гнилую колоду проходит воздух. И для пчёл в такой колоде воздух легче.
Отчего сырые доски коробятся? Оттого, что неровно сохнут. Если приставить сырую доску одной стороной к печке, вода выйдет. И дерево сожмётся с этой стороны и потянет за собой другую сторону; а сырой стороне сжаться нельзя, потому что в ней вода. – Вся доска погнётся.
Для того чтобы не коробились полы, их режут из сухих досок на куски и куски эти вываривают в кипятке. Когда из них вода вся выкипит, их клеят, и они уже не коробятся. (Паркет).
III. Итог урока. Какие стили речи вам известны?
В чём состоит задача художественного стиля речи?
Что характерно для текста типа рассуждения-доказательства?
Д. з.§ 70, упр. 566.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
132 урок | Тема:Что вы знаете о частях речи? | 1 урок |
Цели урока: 1. Повторить основные сведения о частях речи.
2. Сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи.
Ход урока.