Русский авангард в рекламе – 1. Супрематизм

«Новое искусство» - модерн – в своих типовых проявлениях решил спор между формой и содержанием в пользу формы. Однако модерн ни в коем случае нельзя назвать искусством бессодержательным, даже бессюжетным его можно назвать с большой натяжкой. Рождение принципиально нового – беспредметного – искусства связано с именем русского художника К. Малевича. Родился Казимир Малевич в Киеве в1878 г. в семье управляющего сахарным заводом. Родители – поляки. Был он первым из четырнадцати детей. В 18 лет поступил в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Начинал как импрессионист. Отдал дань лубку, модерну. Примерно с 1910 года – непременный участник выставок “левого искусства” – объединений “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”. К работам того периода лучше всего подходит термин “лубочный кубизм”. Затем последовал цикл оригинальных кубофутуристических работ – совместивших разложение действительности на геометрические элементы, свойственное французским кубистам (Пикассо), и динамику, энергетическую мощь, заложенную итальянцами в основу футуризма.

В декабре 1915 г. Казимир Малевич выставил в Петрограде на художественной выставке “0.10” тридцать девять работ, в которых не было не только сюжета (т.е. повествования), но и предметов (т.е. содержания), пусть и в столь преобразованном виде, как у кубиста Пикассо. Представляли эти работы комбинации цветных геометрических фигур, начисто избавленных от какого-либо образа, фрагмента, хоть отдаленно напоминающего что-нибудь. В “красном углу” зала висел “Черный квадрат”, из него как бы выводились все остальные супрематические фигуры. Сохранившиеся картины с этой выставки стали классикой ХХ века .

В конце 20-х годов К. Малевич опять обратился к лубочному кубизму. Последние работы 30-х годов – импрессионистские пейзажи и портреты в «средневековом» духе (правильнее сказать, в духе «прарафаэлитов»). В 1935 г. он умер в Ленинграде. По Невскому проспекту до Московского вокзала проследовал грузовик с черным квадратом на капоте. Гроб перевезли в Москву, кремировали, урну с прахом по завещанию художника захоронили около подмосковного поселка Немчиновка под дубом, под которым он любил отдыхать. Над захоронением установили памятник – куб с черным квадратом. В войну памятник был утрачен. Сейчас существует только памятный знак на опушке леса, установленный в 1988 г. В России К.Малевич был надолго забыт. Вернулся в художественную жизнь страны только через 50 лет, на гребне сокрушительной мировой славы, как основатель концепцептуального искусства.

“Черный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно. Ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшими в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя… Это был … ответственный поступок чрезвычайного мужества: он говорил от полного отказа подражания природе и о стремлении явить, воссоздать процессы человеческого духа, постигающего мироздание силой мысли, силой представления”[40].

Назвав свой стиль “супрематизм”, Малевич обнародовал свои большие претензии. По латыни supremus – высший. По Малевичу, автономия абстрактных форм, пластика беспредметности превосходила старую живопись, эту “рабу внеживописного мира” (Малевич). “Искусство – это умение создать конструкцию, вытекающую не из взаимоотношений форм и цвета, и не на основании эстетического вкуса красивости композиции построения, а на основании веса, скорости и направления движения” – писал Малевич в брошюре “От кубизма и футуризма к супрематизму” – манифесте нового стилевого направления.

Идеи Малевича оказали принципиальное влияние на всю художественную жизнь России конца 10-х – начала 20-х годов. Так, именно Малевича пригласил в 1918 г. Мейерхольд для создания декораций к пьесе В. Маяковского “Мистерия-буфф”. Одну из главных ролей в ней играл молодой Игорь Ильинский.

Удивительно, но сложные эстетические и философские идеи Малевича и его последователей нашли свое отражение в столь «вещественном» и конкретном виде презентационного искусства, как политический плакат. “Клином красным бей белых” – работа 1920 г. Эля Лисицкого, одной из ярчайших фигур русского авангарда, да и всего искусства ХХ века. Супрематическим можно назвать памятник “Красный клин”, созданный архитектором Н.Колли и открытый в Москве в 1918 г. в честь победы над генералом Красновым – красный клин как бы разбивает серый бетонный прямоугольник. Позднее, с возвращением на историческую сцену товарных отношений, супрематисты стали предпринимать попытки работать в жанре коммерческой рекламы. Так искусствоведам известны эскизы вывесок одного из крупнейших супрематистов – Н.М.Суэтина.

Однако супрематизм в чистом виде, как создание зрительных форм, как интеллектуальная формализация не слишком подходил для очевидной задачи тех лет - пропаганды и агитации среди широких народных масс. Хотя, сохранилась редчайшая фотография 1920 г. На улице Витебска стоит супрематический агитационный плакат Эля Лисицкого «Станки депо, фабрик ждут вас. Двинем производство». Сам плакат не сохранился, но фотография экспонировалась на выставке «Москва-Париж. 1900-1930», состоявшейся в ГМИИ в 1981 г.

«Для достижения силового эффекта…»

Или

Наши рекомендации