Чтение теоретического материала на с. 133

3.Работа в рубрике «Понаблюдайте!» стр. 133.

4.Определить границы предложений. Прочитать текст, соблюдая интонацию конца предложения. Выписать, обозначая границы знаками препинания. Упр. 402.

III. Закрепление

Упр. 400

2. «Вспомните!»

Упр. 401 (у)

4. Упр. 403(у и п.) Повторение словосочетания.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. (С. 135 – 136)

Упр. 404.

7. Упр. 405(у)

8. Работа над вопросительной интонацией.Упр. 406

9. Побудительные предложения.Упр. 407 – 408.

a. Итог уроков. Дайте определение предложения.

b. Что такое интонация?

c. На какие виды делятся предложения по цели высказывания?

d. Охарактеризуйте вопросительные и побудительные предложения.

IV.Упр. 409

V. Д. з. Упр. 410 или 411, § 51.

Тема: Восклицательные предложения.

Цели урока:Закрепить знания об интонации предложения; закрепить понятие видов предложений; дать понятие о восклицательных предложениях.

Ход урока

  1. Проверка дом. задания. Вопросы учителя:

ü Дайте определение предложения.

ü Что такое интонация?

ü На какие виды делятся предложения по цели высказывания?

ü Охарактеризуйте вопросительные и побудительные предложения.

  1. Работа по теме урока.

ü Чтение теоретического материала на стр. 139.

ü Упр. 142. выразительное чтение предложений. Определить их вид по цели высказывания, по интонации.

ü Упр. 413. Какие чувства выражены в предложениях?

ü Друзья! Давайте видеться почаще! Что за чудесный лес! – ликовал я. (А Куприн) О жизнь моя, как ты мне дорога! (Е. Винокуров) Как рано темнеет сейчас! Не опаздывайте на уроки!

ü Укажите, какие предложения 1) сообщают о чём-либо, 2) содержат вопрос, 3) выражают просьбу.

Опустил Сивку-бурку, пришёл домой. Одна рука тряпкой обмотана.

- Что с тобой приключилось? – спрашивают братнины жёны.

- Да вот искал грибы, на сучок накололся… - и полез на печку. Вернулись братья, стали рассказывать, что и как было.

- Ну, хозяйки, тот молодец в этот раз так скакнул, что до царевны доскочил и перстень с её пальца снял!

Иванушка сидит на печке да знай своё:

- Братцы, а не я ли это там был?

- Сиди, дурень, не болтай зря!

  1. Д. з. § 52, упр. 414.

Тема: Главные члены предложения. 2 часа. 1 урок

Цели урока: дать понятие подлежащем и сказуемом как о главных членах предложения; сформировать умение находить основу предложения.

Ход урока.

1. Проверка дом. задания. (Устно) Составление таблицы.

Виды предложений по цели высказывания Виды предложений по эмоциональной окраске Пунктуационные знаки. Примеры завершения.
Повествовательные Восклицательные Невосклицательные ! .
Побудительные Восклицательные Невосклицательные ! .
Вопросительные Восклицательные невосклицательные ?! ?

Работа по теме урока

ü Беседа по вопросамна с.140.

Чтение теоретического материала на стр. 140 - 141.

Упр. 415 - 416

5. Записать предложения, найти главные члены.1) Шлидва приятеля вечернею порой. (И. Крылов) 2) Мы сегодня же едем (М. Лермонтов) 3) Половина небабылазакрыта низкой тёмной тучей. (Л. Толстой) 4) Со мной происходитнечтостранное. (А. Чехов) 5) Этак всякийможет петь. (А. Чехов) 6) Дед с матерьюшли впереди всех. (М. Горький) 7) О чём шумит сосновый лес? (А. Кольцов) 8) Первый лучсверкнул по снегу и споткнулся о пенёк. (А. Недогонов) 9) Каких-то серых птичек стаякружилась по ветру с листвой (И. Бунин) 10) Вот опять захандрила дождями природа (А. Розенбаум) 11) Всплакнулаосень маленьким дождём. (А. Розенбаум)

Проверочный тест

Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.

1.весёлые отблески огня играли на стекле.

2.На печке два мальчика сладко посапывали.

3.Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку.

4.Она вытащила из-под снега охапку хвороста.

5.Сырой туман висел над рекой. По Л. Воронковой.

Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

1. На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.

Они вывели бычка на улицу.

Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.

Дед бережно вынул из конверта письмо.

Она босиком побежит по свежеё траве. По Л. Воронковой

Ответ: 1: 1. 3. 5. 2: 2. 5.

7. Д. з. 417 или 418, § 53.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Тема: Главные члены предложения. 2-й урок

Цели урока: Дать понятие сказуемого как главного члена предложения, научить находить основу предложения.

Ход урока.

Проверка дом. задания.

Правила.

Составление таблицы, заполнение её примерами

3)

Способы выражения подлежащего
Глагол Имя существительное Местоимение
1) потоки 3) бульвар 4) брат 5) дуб 2) все

1) Старый мостик смыли потоки дождя. 2) Сказки Пушкина читают все. 3) Город украшает бульвар. 4) Игрушечный танк мне подарил брат. 5) Дальний угол парка затеняет старый дуб.

Сказуемое.

1) стр. 141 – 142.

2) Упр. 419 - 421.

3) Упр. 423. 1. Гроза постепенно удалялась (гл.). 2. Этот край очень скромен (кр. прил.). (К. Паустовский) 3. Птицы – наши друзья (сущ.). 4. Первые листики зелёные (прил.). 5. Люблю (гл.) я пышное природы увяданье. (А. Пушкин) 6. Скинуло (гл. пр. вр.) кафтан зелёный лето. (Д. Кедрин.) 7. И льётся (гл. н. вр.) чистая лазурь на отдыхающее поле. (Ф. Тютчев.) 8. Утро свежо (кр. прил.).

4) Итог урока. Срез знаний. Выписать основы предложений; 1) Знакомыми улицами путникинаправились к дворцу Гудвина. 2) Жители уже знали о гибели Бастинды. 3) Весть быстро распространилась по городу. 4) Скоро за Элли и её друзьями до самого дворца шлатолпа зевак. ( А. Волков.)

Д. з. упр. 422, § 53.

Тема:

99 урок Тире между подлежащим и сказуемым час

Цели урока: Изучить случай постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным в именительном падеже. Закрепить умение учащихся определять лексическое значение слов по толковому словарю.

Ход урока

Наши рекомендации