Сделайте разбор слова по составу, запишите через запятую однокоренные слова
1 вариант – сохраняют, 2 вариант – проявлениях.
6. Показать, каким способом образованы данные слова:
1 вариант – появились ← по + явились; 2 вариант – облетели ← об- + летели.
III. Д. з.Тест № 5 или 6.
Тема:
76-77 | Что такое профессиональные и диалектные слова 2 часа |
Цели уроков: 1. Дать понятие о профессиональных и диалектных словах.
2. Сформировать умение объяснять их значение, познакомить со словарём Владимира Ивановича Даля.
Ход уроков
I.Знакомство с профессиональными словами, терминами разных наук.
1.Изучение основного теоретического материала по учебнику на с. 106.
2.Выполнение упраж –й № 323 -324.
3.Прочитайте, какие из слов используются преимущественно в речи военных.
4.Являются ли эти слова профессиональными или они стали общеупотребительными? Проверьте свой ответ по словарю.
5.Какова основная мысль текста?
Федя с наганом
В одной из траншей, поворачивая против фашистов их же замолкший и оставленный здесь пулемёт, краснофлотцы нашли возле него тело советского бойца. Он был в каске, в защитной гимнастёрке. Но когда в поисках документов расстегнули ворот, под ним увидели знакомые сине-белые полоски флотской тельняшки. И молча сняли моряки свои бескозырки, обводя глазами место неравного боя.
Кругом валялись трупы фашистов – весь пулемётный расчёт и те, кто, видимо, подбежал сюда на выручку. В груди унтер-офицера торчал немецкий штык. Откинутой рукой погибший моряк сжимал немецкую гранату. Вражеский автомат, все пули которого были выпущены в фашистов, лежал рядом. За пояс был заткнут пустой наган, аккуратно прикреплённый к кобуре ремешком. И тогда кто-то негромко сказал:
- Это, верно, тот… Федя с наганом… Фамилии его не узнали: документы были неразличимо залиты кровью, лицо изуродовано выстрелом в упор. О нём знали одно: он был моряком. Это рассказали сине-белые полоски тельняшки, под которыми кипела смелая и гневная морская душа, пока ярость и отвага не выплеснули её из крепкого тела.
Л. Соболев
6. Текст из книги Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Вы помните, что герои этого произведения, выпив волшебную жидкость, стали крошечными и оказались в совершенно непривычном для себя мире. Найти в этом отрывке термин, попробуйте объяснить его.
Тихо покачивались, сияя на солнце, глянцевитые широкие листья, похожие больше всего на гладкие зелёные лужайки. Путешественники влезли на один из таких гигантских листьев и пошли по нему, ступая босыми ногами по мягкой, мясистой поверхности. Но, сделав всего лишь несколько шагов. Ребята нерешительно остановились.
- В чём дело? – спросил профессор и тоже остановился.
Валя протянула дрожащий палец.
- Что это? – показала она на поверхность листа.
- Да, да, что это такое? – спросил Карик, пятясь.
Лист был совсем как живой.
Его глянцевитая поверхность шевелилась, сжимаясь и растягиваясь. Она была усеяна тысячами ртов, которые не то жевали что-то, не то норовили схватить Карика и Валю за босые пятки.
- Ну? Что вас смущает? – удивился профессор.
- Разве это лист? – сказала Валя. – Смотрите, что он делает: так и хочет откусить ноги. Я очень боюсь таких листьев.
- Какие глупости! Да это же форточки листа, которые проветривают растение. Это его лёгкие, которыми оно дышит.
- А… они не могут схватить нас за ноги?
- Ясно, нет. Не бойтесь, идите за мной смело.
II. Диалектные или местные слова. Слово учителя. Довольно часто в разговорном стиле художественной литературы можно обнаружить местное, диалектное слово. В научном и деловом стилях это признаётся недопустимым.
В художественной речи диалектизмы используются главным образом как средство речевой характеристике. Вот в какие просторы языка вводит читателя В. Боков в своём миниатюрном рассказе «Синонимы».
Мы подошли с учительницей Полиной к дому бабки Труновой, чтобы поговорить с её внучкой, не сыграет ли она в пьесе…
- Где Люба? – спросил я.
- По батотья ушла.
- По что?
- Ну, по столбцы.
- По что?
- Ну, по петушки.
- По что? По что?
- По стебени.
- Не понимаю вас.
- Ах, батюшка, какой ты бестолковый. Догадались вы, о чём идёт речь? По щавель.
Включение в речь диалектных слов создаёт местный колорит. Как вы думаете, всегда ли уместно включение в речь диалектных слов? Их не следует употреблять неоправданно, когда есть слово, обозначающее общеизвестное понятие. Не случайно писатели, обращаясь к диалектным словам с определённым стилистическим заданием, используют их с попутным объяснением. У И. С. Тургенева в «Записках охотника» таких случаев несколько. С какими примечаниями автора вы встречались в рассказе «Бежин луг»?
В Орловской губернии последние леса и площади исчезнут лет через пять.. («площадями» называются в Орловской губернии сплошные массы кустов…); Однажды рьяный битюк помчал его под гору к оврагу («битюками», или «битюка», называются особенной породы лошади…)
III. Работа по учебнику.
- Стр. 107 – 108.
- Упр. 326.
3. Упр. 327. Биография В. И. Даля. Одарённый, проявил себя во многих областях деятельности. Работал врачом и министерским чиновником, писателем и военным моряком, собирателем этнографических материалов. 53 года из своей жизни отдал работе над составлением «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863 – 66), за который бы удостоен Ломоносовской премии Российской академии наук и в 1863 г. – звания почётного академика.
Этот основной труд всей жизни В. И. Даля не потерял своего значения до сих пор. Словарь содержит свыше 200 тысяч слов и отражает словарный состав разговорного и литературного русского языка середины ХIХ века, а также русских говоров.
Большое место в словаре занимает и фразеология, сравнения; значение слов раскрывается через синонимы, описательные толкования.
Именно Даль ввёл термин «толковый» применительно к словарю
Этот словарь представляет собой своеобразную энциклопедию народной русской жизни первой половины ХIХ века, в нём содержится огромный этнографический материал, относящийся к разным сторонам хозяйственной и духовной жизни.
Итогом другой титанической работы В. И. Даля – собирания пословиц, поговорок, прибауток в разных областях России – явился труд «Пословицы русского народа», в котором опубликованы более 30 тысяч пословиц из этого собрания. В своих теоретических работах Даль разрабатывал принципы классификации русских диалектов, исследовал русскую этнографию и русский фольклор.
IV.Упр. 329 (работа с классом)
V. Итог урока. 1) Подготовить по плану устный рассказ на тему «Употребление профессиональных и диалектных слов в речи», упр. 329, 2) письм.: № 327.
- 12. 2008 г.
Тема: О чём рассказывают устаревшие слова.
Цели урока: 1. Дать понятие об устаревших словах.
2. Объяснить причины их появления в языке.
Оборудование: стандартная таблица, диск «Русский язык в 5 классе по учебнику Разумовской»
Ход урока
I. Проверка дом. задания№ 323 (2).
II. Слово учителя.Язык как система находится в постоянном развитии, и самым подвижным уровнем является лексика: она в первую очередь реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. В то же время наименования предметов. Явлений, не получающих более применения в жизни народов, выходят из употребления.
Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время он ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометой устар.
С. Маршак утверждал: «Писатель должен чувствовать возраст каждого слова». Это пожелание уместно распространить на всех носителей языка, потому что возраст слова должен учитывать каждый, кто хочет говорить точно, правильно, экономно. Каждый должен знать, какое слово устаревшее, а какое новое. Нужно определять и временны́е пределы употребления этих слов.
Современному языку уже не свойственны такие слова, как стряпать, стряпка, кухарка, белошвейка, прошение, челобитная, теперь их соответственно заменяют слова готовить, повар, повариха, портниха, заявление, жалоба. Устарело слово жалованье, полностью вытесненное словом зарплата, и пр.
Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. Такие слова оставляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометой устар.
По своему происхождению устаревшая лексика неоднородна: в её составе немало исконно русских слов (льзя, дабы, оный, семо), старославянизмов (глад, лобзать, чресла), заимствований из других языков (абшид – ‛отставка’, вояж -‛путешествие’, политес- ‛вежливость’).
III. Чтение и пересказ основного теоретического материала на с. 110. учащиеся узнают признаки устаревших слов и причины их появления в языке, знакомясь с бытом Древней Руси, историческими фактами давно минувших дней, а также недавнего прошлого.
IV.Выполнение
1) упр. 331.
2) Найти слова-историзмы. Устно объяснить своё решение. Сюртук, стезя, городовой, стряпчий, чело, ланиты, очи, крепостной, дворня, внимать, десница, жандарм, уездный.
3)Упр. 332. Учащиеся рассматривают картину В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке». С помощью проектора укрупняем детали одежды и обуви героев и составляем предложения:
Примеры предложений, придуманных пятиклассниками:
1) Кафтан у Ивана-царевича из голевой парчи. (Голевой – шитый золотыми нитками) 2) Червлёные сафьяновые сапоги очень красивы и аккуратны. 3) В волосы Елены Прекрасной вплетён скатный жемчуг. 4) Поясок красавицы и кушак Ивана-царевича украшены яхонтами.
Итог урока. 1. Нужны ли русскому языку устаревшие слова? Докажите, приведите примеры.
2. Найти слова-историзмы. Устно объяснить своё решение: сюртук, стезя, городовой, стряпчий, чело, ланиты, очи, крепостной, дворня, внимать, десница, жандарм, уездный.
Домашнее задание: § 42, упр. 333 – 334, ЗСП-2, 4, 6.
Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова |
Цели урока: дать понятие речевого этикета; познакомить учащихся с этикетной лексикой.
Ход урока.