Лекция 45. РОМАН СЕМЕНОВИЧ СЕФ

Р.С. Сеф (род. 1931) почти с самого начала творческого пути определился как детский поэт. На рубеже 50—60-х он занимался пересказами. Первая книга егособственныхстихов для детей — «Шагают великаны» — вышла в 1962 году с иллюстрациями Л.А. Токмакова.

70-е годы — наиболее плодотворный этап в творчестве Р. Сефа. В 1971 издает году книга «Речной трамвай», которая была отмечена в годовом обзоре детской поэзии как поэзия современная не только по теме, но по всему своему строю.

Однако, подписав письмо нескольких деятелей культуры в за­щиту диссидентов Синявского и Даниэля, Сеф лишился работы. Ему пришлось сменить жанр, начал писать пьесы-сказки — «Емели­но счастье», «Две бабы Яги», «Ачхи!». Они были рассчитаны на скромные возможности клубов: пьесы с двумя-четырьмя персо­нажами, с минимальными требованиями к оформлению. От пьес Роман Сеф перешел к сценариям мультфильмов, в частности создал сцена­рий четырехсерийного «Мюнхаузена».

Сын расстрелянного при «сталинских чистках» отца, Роман Сеф и сам попал в лагеря, лишь чудом выжил. Однако он видел нема­ло положительного и в социалистическом опыте. В одном из по­следних стихотворений он писал о запутанности советского времени и взглядов:

Это глупость, это чудо, И приехали туда.

Это просто ерунда! А теперь такой проблемы

Мы уехали отсюда, Не решить нам за сто лет.

А приехали сюда. Мы не знаем.

Мы бы поняли, откуда Кто мы, где мы.

Мы уехали тогда. Где мы есть.

Кабы ехали оттуда А где нас нет.

Роман Сеф предъявляет к литературе для детей те же требова­ния высокой художественности, что и к литературе для взрослых, хотя и признает ряд ограничений, например лексических. По его мнению, талантливое произведение воспитывает само по себе, без дополнительной педагогической нагрузки. Импульсивное восприятие образа — главное для читателя. Эстетический факт может соединяться с дидактической идеей, а может и существовать от­дельно — в любом случае он преобладает над идеей.

«На свете всё на всё похоже...», — заявляет поэт в своем про­граммном стихотворении, ставя образ, сравнение, метафору не только в основу искусства, но и в основу синтезирующего мыш­ления. Для Сефа в образе важна пластичность — звуковая, графи­ческая, смысловая. Стихотворение должно быть системно органи­зовано, все приемы в нем согласованы, рифмы и сравнения точ­ны, а смысл достаточно сложен:

Мыльный пузырь Я запустил

Оторвался от трубки. Этот шарик недаром —

Вот он поплыл. Вырастет он,

Наподобие шлюпки, Станет радужным шаром.

Влево, налево, левее... потом Я прикреплю к нему Через балкон —

Снизу гондолу

И пропал за углом. И полечу

Потихонечку в школу.

Книга стихов «Ключ от сказки» (1989) вобрала в себя все луч­шее, что создано поэтом более чем за два десятилетия. Диалекти­ка здравомыслия и фантазии образует основной нерв сборника. Многим стихотворениям свойственны открытая дидактичность, приемы риторики, освеженные игрой метафор («Слезы», «Со­вет», «Таракан», «Пуговица», «Карандаш» и др.). Это делает их похожими на басни или поучительные сказки. Чаще всего разго­вор с ребенком ведется напрямую. Сеф видит в читателе прежде всего личность, отсюда требования самодисциплины, собствен­ного выбора и ответственности. Восходящая к традиции С. Ми­халкова жестковатая прямота мысли сочетается в стихах Сефа с парадоксом, выводящим мысль из проложенной колеи:

Полз по арбузу Муравей

И думал:

«Ой-ой-ой!

Как необъятен

И велик Огромный Шар земной».

«Ключом от сказки» открывается мир ре­альных чудес, мир разумной гармонии и творческой свободы, в котором нет места злости и вражде, пошлости и занудству. В «Сказке о кругленьких и длинненьких человечках» начинается война по причине мелкого раздражения от вида чужой непохожести, а в притче-миниатюре «Король» герой стремится упрятать во дворец весь мир, вместо того чтобы просто выйти из дворца. Понимание того, что «целый мир — снаружи», и есть начало свободы, твор­чества. В стихотворениях, посвященных теме красоты («Добрый человек», «Алло, это море?», «Чудо», «Бабочки», «Тишина», «Кар­тинка», «Час рассвета» и др.), звучат наставления, обращенные к ребенку — художнику, поэту, музыканту.

Книга «Храбрый цветок» (1991) адресована детям раннего до­школьного возраста. Стихи в ней отличаются большей проработан­ностью формы, что и делает их простыми для восприятия. Пропорция между «баснями» и лирическими стихотворениями изменена в пользу последних. Ме­тафоры, на которых построено большинство стихотворений, об­разуются очевидными сравнениями, при этом их внутренний ход открывает глубину знакомого образа, а ритмико-звуковое оформ­ление помогает заново услышать слово:

Во дворе

На траве

Горит

Солнышко.

На зелёной ноге

Стоит

Солнышко.

В каждом солнышке

Сотня Солнышек,

Называется всё — Подсолнышек.

Как и «Солнышко», многие стихотворения представляют со­бой подобие детского рисунка, в них всегда четко обозначены центральный образ, цвет и эмоциональное отношение. Лириче­ский герой сборника как будто лишен примет взрослости или дет­скости, он просто человек с душой художника. Поэт не так часто прибегает к приемам игры с читателем, предпочитая максималь­но использовать возможности метафорической речи.

Книжка-игра «Я сам» (1992), созданная по мотивам доктора Сьюза, — оригинальное пособие в системе домашнего дошколь­ного воспитания. Она представляет собой своеобразную записную книжку-альбом, где есть стихи, задания, вопросы, мини-анкеты, позволяющие ребенку собрать все важные сведения о себе и вы­разить свою индивидуальность на этих же страницах. Книжка «Кар­навал» (1994) — пособие для детей, изучающих английский язык и музыку. Переводы стихов Р.Сефа, сделанные П. Льюисом, на­столько точны, что русский и английский тексты можно петь по общим нотам.

В творчестве Р. С. Сефа нашел выражение союз строгой дидак­тики и чистой радости, разумности и фантазии.

Наши рекомендации