Развитие детской литературы в XX веке

В пору революций изучение детской литературы перешло из разряда общественных инициатив в разряд государственных задач. При этом возникли новые разногласия. Политической и педагоги­ческой критике была противопоставлена позиция сторонников «новой» детской литературы, выдвигавших идеи национальной самобытности и свободного развития искусства, которые были соотнесены с идеями строительства нового государства.

Курс детской литературы стал частью профессионального педагогического образования в середине 1910-х годов. В программе, разработанной Н. В. Чеховым для Московских женских педагогических курсов, заявлено: «Значение детской литературы для народных учителей и учительниц. Определение детской литературы и ее отношение к общей литературе». Отдельно обозначено «Участие детей в детской литературе» – это был новаторский аспект в разработке теории.

В 1910-х годах выходили первые в России специализированные журналы: в Петербурге – «Что и как читать детям», в Москве – «Новости детской литературы», в которых проблемы чтения неред­ко включались в сферу эстетических оценок. С конца 1930-х годов (с перерывом на 1940–1950-е годы) выходит журнал «Детская литература», в котором освещение современного литературного процесса сочетается с изучением теории и истории. В 1960-х годах начался новый подъем всеобщего внимания к детской литературе и возобновились исследования.

В начале XX века в России развертывались библиотечные сети широкого демократического охвата и формировалась теоретико-методическая база библиотечного дела. Одним из моментов этого движения было создание детских публичных библиотек. В 1911 году открылось детское отделение Городской бесплатной библиотеки-читальни им. А. С. Грибоедова в Москве. В детских библиотеках ра­ботали уникальные специалисты. Они развивали зарубежный опыт: немецкие библиотеки служили образцами организации, а от аме­риканских коллег была перенята методика рассказывания. Эта ме­тодика требовала знания психологии детского чтения, которая только разрабатывалась. К нашему времени, почти за сто лет, на­работан огромный материал по психологии, методике и социоло­гии детского чтения.

В 1920 году в Москве открылся Институт по детскому чтению под руководством Анны Константиновны Покровской (1878 – 1972), ученицы профессора Н.В.Чехова. Впервые пропагандой и изучением детского чтения стало заниматься специальное госу­дарственное учреждение. В первый же год работы одиннадцать со­трудников собрали для библиотеки Института десять тысяч рус­ских и иностранных, старинных и современных книг. Много сил уделялось организации детского чтения в стране с малограмот­ным населением. Работали литературно-издательская комиссия, различные курсы и семинарий для специалистов, была и научная программа. Однако в 1923 году Институт детского чтения был ре­организован в отдел Института методов внешкольной работы (ИМБР), а в 1930 году закрыт, лишившись поддержки, которую ранее оказывали ему А. В.Луначарский и Н. К. Крупская. Разгром института привел к долгой стагнации дела, забвению и даже ут­рате многих его результатов.

И все-таки в концу 1920-х годов увидели свет два выпуска «Материалов по истории русской детской литературы» (1927, 1929), книги А. К. Покровской «Основные течения в современной детской литературе» (1927), О.И.Капицы «Детский фольклор» (1928), П.А.Рубцовой «Что читают дети» (1928), 3. И;Лилиной «Детская художественная литература после Октябрьской революции» (1929), научно-критические статьи в периодике – все это на фоне разго­ревшейся дискуссии о детской литературе. В 1931 году вышел сбор­ник статей «Детская литература» с предисловием А.В.Луначарско­го, в котором были намечены ближайшие задачи. Главная из них – «создание систематической книги, которую можно было бы на­звать «теория и практика детской литературы»«. Однако политиче­ские события предрешили свертывание начатой огромной работы.

Старшее поколение исследователей – Н. В. Чехов, А. М. Калмы­кова, О.И.Капица, М.А.Рыбникова и др. – успели подготовить смену: в 1830 году была открыта первая в стране кафедра детской литературы в Московском библиотечном институте, ее возглавила А. П. Бабушкина – автор первого советского учебника; в 1946 году такая кафедра открылась в Ленинградском библиотечном институ­те – под руководством Е. П. Приваловой. Специалисты собирались и в ленинградском Институте имени А.И.Герцена, в московском Отделе детского чтения ИМВР (институт методов внешкольной работы). Они проводили анкетирование чи­тателей, перечитывали мемуары известных людей, вели наблюде­ния над детской драматизацией прослушанного произведения, ана­лизировали студенческие сочинения о самых сильных впечатлени­ях от книги в детстве – все это ради точных сведений, которые могли пригодиться в планировании развития детской литературы.

В 1920-х годах обрела устойчивость классификация детской книжной продукции. В соподчинении у книжной классификации оказалась классификация литературных жанров. Это обстоятель­ство внесло немало сложностей в изучение поэтики и теории дет­ской литературы, поэтому современные ученые много занимают­ся именно жанровой системой детской литературы (например, Л. В. Овчинникова, Н. Е. Кутейникова).

Особую роль сыграли редакторы издательств (Т. Г. Габбе, А. Ивич, Н.Я.Мандельштам, С.Я.Маршак, Л.К.Чуковская (Лидия Корнеевна), И.И.Халтурин и др.): они сочетали свою работу с литературной критикой и вы­работкой теоретических основ «детского» литературоведения.

«Сталинская» концепция детской литературы, в которой не ос­тавалось места для свободных интересов ребенка, не связанных с дидактическими задачами, противоречила научным данным того времени. А. К. Покровская понимала развитие детской литературы как прогрессивное движение от узкодидактических книг к книж­ности «более или менее независимой от воспитательно-учебных целей». С точки зрения ее и других учеников Н. В. Чехова, проис­ходящее усиление дидактизма было регрессом, возвращением к XVIII столетию. Эти противоречия в принципе закономерны: не­совпадение между локально-временными воспитательными целя­ми и логикой развития было и остается причиной общеистори­ческой драмы детской литературы.

Первые советские исследователи детского чтения, как прави­ло, сохраняли со времен юности народно-демократические идеа­лы, поэтому в годы «великого перелома» и сталинского террора не зависимые от политического контроля научные работы в обла­сти детской литературы сошли на нет, энтузиазм специалистов был окончательно подорван.

Сохранилось единственное направление работы, заданное пер­выми поколениями специалистов, – составление библиографиче­ских справочников. В 1933 и 1941 годах вышли два тома библиогра­фического указателя «Детская литература» Ивана Ивановича Старцева (1896–1967). Книги и статьи по истории, теории и критике детской литературы, написанные в 1960– 1970-х годах, перечисле­ны в книге «Вопросы детской литературы и детского чтения», со­ставленной библиографами З.С.Живовой и Н.Б.Медведевой. Ныне Российская государственная детская библиотека продолжает библиографический свод, начатый в 1970-х годах В. П.Завьяловой, Т. Б. Каминской, В.И.Латышевой и доведенный до 1989 года. Далее спи­ски книг и статей печатались в журнале «Детская литература».

Ход изучения детской литературы замедляло то обстоятельство, что понятие «история детства» оформилось в науке намного позднее, чем понятие «история детской литературы». Историю детства и се­мьи замещала история воспитания и обучения (например, труды Л. И. Модзалевского конца XIX века). История детства как отдельная отрасль знания обозначилась в 1960 году в работе французского ис­следователя Ф.Арьеса, который утверждал: до Нового времени дет­ство не воспринималось как уникальный этап психоэмоционально­го развития человека, а современный семейный уклад и высокий социальный статус ребенка сложились недавно. Его периодизация истории детства совпадала с имевшимися историями детской лите­ратуры, которые охватывали именно Новое время. Детальные исследования подвергли сомнению периодизацию Арьеса, что ничуть не умаляет его роли как первопроходца огромной научной темы.

Первые специалисты связывали существование детской лите­ратуры, с одной стороны, с движением педагогических идей, а с другой – с «общими» литературными направлениями, подчерки­вая приоритетность первой зависимости и вторичность другой, что приводило к выводу об отставании детской литературы от обшей. Работы современных ученых показывают, что мощный фак­тор развития детской литературы – ее собственные традиции и бытующее в культуре представление о том, что такое детская книга.

Государственное издательство детской литературы («Детгиз», или «Детская литература») выпускало в 1950–1980-х годах еже­годники «Вопросы детской литературы», «О литературе для де­тей», «Детская литература», сборники научно-критических ста­тей и материалов совещаний и конференций, специализирован­ные указатели (например, по исторической или научно-познава­тельной литературе). Здесь выходила серия «Жизнь и творчество», посвященная виднейшим советским писателям – Гайдару, Бианки, Ильину, Житкову, Маршаку, Носову, Барто и др., а также был опубликован первый в стране словарь «Советские детские писатели» (1961), подготовленный в Доме детской книги. Моно­графии ученых и критиков тоже появлялись в 1960– 1980-х годах в ведущем детском издательстве страны: Л.Ф. Кон, И. П.Лупанова, Е.Е.Зубарева, Т.Д.Полозова, А.Н.Акимова, В.М.Акимов, В.П.Александров, В.В.Бавина, С.А.Баруздин, Б.А. Бегак, И. П. Мотяшов, С. И.Сивоконь, В. А. Приходько, В.Л. Разумневич, С.Б.Рассадин, Б.Е.Галанов, Н.И.Павлова, С.А.Николаева, А.Ивич, И.В.Воронов и др. С начала 1990-х годов поддержка из­дательством критики и исследований прекратилась.

К старым центрам изучения детского фольклора и детской ли­тературы – Петербургу, Москве, Киеву – добавился Петрозаводск. С 1976 года Петрозаводский государственный университет имени О.В.Куусинена выпускает сборник «Проблемы детской литерату­ры». Подобный сборник под разными названиями с 1992 года вы­ходит в Московском педагогическом государственном университе­те (ранее МГПИ имени В.И.Ленина). Научные центры складыва­ются в Арзамасе, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Ульяновске и других городах, где развивается вузовская наука. Еще один нау­чный центр сложился в Российской государственной библиотеке, в советский период там был открыт отдел детского чтения.

На рубеже XX–XXI веков возобновилась работа по составле­нию словарей детских писателей. Выходят издания словарного типа: «Русские детские писатели XX века», «Сто детских писателей», «Мир петербургской детской книги». Начинается осмысление дет­ской литературы в свете культурологии (в работах Б. М. Бим-Бада, А. М. Губергриц, О. Е. Кошелевой).

В 1960– 1980-х годах развернулось изучение литератур народов СССР – белорусской, украинской, якутской, эстонской и др. Ныне возрождается интерес к литературам народов Российской Феде­рации, существующим на родных языках и в переводах.

Литература

Арзамасцева И.Н.

Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. за­ведений / И. Н.Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд., пе-рераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.

Наши рекомендации