Развитие детской литературы в XX веке
В пору революций изучение детской литературы перешло из разряда общественных инициатив в разряд государственных задач. При этом возникли новые разногласия. Политической и педагогической критике была противопоставлена позиция сторонников «новой» детской литературы, выдвигавших идеи национальной самобытности и свободного развития искусства, которые были соотнесены с идеями строительства нового государства.
Курс детской литературы стал частью профессионального педагогического образования в середине 1910-х годов. В программе, разработанной Н. В. Чеховым для Московских женских педагогических курсов, заявлено: «Значение детской литературы для народных учителей и учительниц. Определение детской литературы и ее отношение к общей литературе». Отдельно обозначено «Участие детей в детской литературе» – это был новаторский аспект в разработке теории.
В 1910-х годах выходили первые в России специализированные журналы: в Петербурге – «Что и как читать детям», в Москве – «Новости детской литературы», в которых проблемы чтения нередко включались в сферу эстетических оценок. С конца 1930-х годов (с перерывом на 1940–1950-е годы) выходит журнал «Детская литература», в котором освещение современного литературного процесса сочетается с изучением теории и истории. В 1960-х годах начался новый подъем всеобщего внимания к детской литературе и возобновились исследования.
В начале XX века в России развертывались библиотечные сети широкого демократического охвата и формировалась теоретико-методическая база библиотечного дела. Одним из моментов этого движения было создание детских публичных библиотек. В 1911 году открылось детское отделение Городской бесплатной библиотеки-читальни им. А. С. Грибоедова в Москве. В детских библиотеках работали уникальные специалисты. Они развивали зарубежный опыт: немецкие библиотеки служили образцами организации, а от американских коллег была перенята методика рассказывания. Эта методика требовала знания психологии детского чтения, которая только разрабатывалась. К нашему времени, почти за сто лет, наработан огромный материал по психологии, методике и социологии детского чтения.
В 1920 году в Москве открылся Институт по детскому чтению под руководством Анны Константиновны Покровской (1878 – 1972), ученицы профессора Н.В.Чехова. Впервые пропагандой и изучением детского чтения стало заниматься специальное государственное учреждение. В первый же год работы одиннадцать сотрудников собрали для библиотеки Института десять тысяч русских и иностранных, старинных и современных книг. Много сил уделялось организации детского чтения в стране с малограмотным населением. Работали литературно-издательская комиссия, различные курсы и семинарий для специалистов, была и научная программа. Однако в 1923 году Институт детского чтения был реорганизован в отдел Института методов внешкольной работы (ИМБР), а в 1930 году закрыт, лишившись поддержки, которую ранее оказывали ему А. В.Луначарский и Н. К. Крупская. Разгром института привел к долгой стагнации дела, забвению и даже утрате многих его результатов.
И все-таки в концу 1920-х годов увидели свет два выпуска «Материалов по истории русской детской литературы» (1927, 1929), книги А. К. Покровской «Основные течения в современной детской литературе» (1927), О.И.Капицы «Детский фольклор» (1928), П.А.Рубцовой «Что читают дети» (1928), 3. И;Лилиной «Детская художественная литература после Октябрьской революции» (1929), научно-критические статьи в периодике – все это на фоне разгоревшейся дискуссии о детской литературе. В 1931 году вышел сборник статей «Детская литература» с предисловием А.В.Луначарского, в котором были намечены ближайшие задачи. Главная из них – «создание систематической книги, которую можно было бы назвать «теория и практика детской литературы»«. Однако политические события предрешили свертывание начатой огромной работы.
Старшее поколение исследователей – Н. В. Чехов, А. М. Калмыкова, О.И.Капица, М.А.Рыбникова и др. – успели подготовить смену: в 1830 году была открыта первая в стране кафедра детской литературы в Московском библиотечном институте, ее возглавила А. П. Бабушкина – автор первого советского учебника; в 1946 году такая кафедра открылась в Ленинградском библиотечном институте – под руководством Е. П. Приваловой. Специалисты собирались и в ленинградском Институте имени А.И.Герцена, в московском Отделе детского чтения ИМВР (институт методов внешкольной работы). Они проводили анкетирование читателей, перечитывали мемуары известных людей, вели наблюдения над детской драматизацией прослушанного произведения, анализировали студенческие сочинения о самых сильных впечатлениях от книги в детстве – все это ради точных сведений, которые могли пригодиться в планировании развития детской литературы.
В 1920-х годах обрела устойчивость классификация детской книжной продукции. В соподчинении у книжной классификации оказалась классификация литературных жанров. Это обстоятельство внесло немало сложностей в изучение поэтики и теории детской литературы, поэтому современные ученые много занимаются именно жанровой системой детской литературы (например, Л. В. Овчинникова, Н. Е. Кутейникова).
Особую роль сыграли редакторы издательств (Т. Г. Габбе, А. Ивич, Н.Я.Мандельштам, С.Я.Маршак, Л.К.Чуковская (Лидия Корнеевна), И.И.Халтурин и др.): они сочетали свою работу с литературной критикой и выработкой теоретических основ «детского» литературоведения.
«Сталинская» концепция детской литературы, в которой не оставалось места для свободных интересов ребенка, не связанных с дидактическими задачами, противоречила научным данным того времени. А. К. Покровская понимала развитие детской литературы как прогрессивное движение от узкодидактических книг к книжности «более или менее независимой от воспитательно-учебных целей». С точки зрения ее и других учеников Н. В. Чехова, происходящее усиление дидактизма было регрессом, возвращением к XVIII столетию. Эти противоречия в принципе закономерны: несовпадение между локально-временными воспитательными целями и логикой развития было и остается причиной общеисторической драмы детской литературы.
Первые советские исследователи детского чтения, как правило, сохраняли со времен юности народно-демократические идеалы, поэтому в годы «великого перелома» и сталинского террора не зависимые от политического контроля научные работы в области детской литературы сошли на нет, энтузиазм специалистов был окончательно подорван.
Сохранилось единственное направление работы, заданное первыми поколениями специалистов, – составление библиографических справочников. В 1933 и 1941 годах вышли два тома библиографического указателя «Детская литература» Ивана Ивановича Старцева (1896–1967). Книги и статьи по истории, теории и критике детской литературы, написанные в 1960– 1970-х годах, перечислены в книге «Вопросы детской литературы и детского чтения», составленной библиографами З.С.Живовой и Н.Б.Медведевой. Ныне Российская государственная детская библиотека продолжает библиографический свод, начатый в 1970-х годах В. П.Завьяловой, Т. Б. Каминской, В.И.Латышевой и доведенный до 1989 года. Далее списки книг и статей печатались в журнале «Детская литература».
Ход изучения детской литературы замедляло то обстоятельство, что понятие «история детства» оформилось в науке намного позднее, чем понятие «история детской литературы». Историю детства и семьи замещала история воспитания и обучения (например, труды Л. И. Модзалевского конца XIX века). История детства как отдельная отрасль знания обозначилась в 1960 году в работе французского исследователя Ф.Арьеса, который утверждал: до Нового времени детство не воспринималось как уникальный этап психоэмоционального развития человека, а современный семейный уклад и высокий социальный статус ребенка сложились недавно. Его периодизация истории детства совпадала с имевшимися историями детской литературы, которые охватывали именно Новое время. Детальные исследования подвергли сомнению периодизацию Арьеса, что ничуть не умаляет его роли как первопроходца огромной научной темы.
Первые специалисты связывали существование детской литературы, с одной стороны, с движением педагогических идей, а с другой – с «общими» литературными направлениями, подчеркивая приоритетность первой зависимости и вторичность другой, что приводило к выводу об отставании детской литературы от обшей. Работы современных ученых показывают, что мощный фактор развития детской литературы – ее собственные традиции и бытующее в культуре представление о том, что такое детская книга.
Государственное издательство детской литературы («Детгиз», или «Детская литература») выпускало в 1950–1980-х годах ежегодники «Вопросы детской литературы», «О литературе для детей», «Детская литература», сборники научно-критических статей и материалов совещаний и конференций, специализированные указатели (например, по исторической или научно-познавательной литературе). Здесь выходила серия «Жизнь и творчество», посвященная виднейшим советским писателям – Гайдару, Бианки, Ильину, Житкову, Маршаку, Носову, Барто и др., а также был опубликован первый в стране словарь «Советские детские писатели» (1961), подготовленный в Доме детской книги. Монографии ученых и критиков тоже появлялись в 1960– 1980-х годах в ведущем детском издательстве страны: Л.Ф. Кон, И. П.Лупанова, Е.Е.Зубарева, Т.Д.Полозова, А.Н.Акимова, В.М.Акимов, В.П.Александров, В.В.Бавина, С.А.Баруздин, Б.А. Бегак, И. П. Мотяшов, С. И.Сивоконь, В. А. Приходько, В.Л. Разумневич, С.Б.Рассадин, Б.Е.Галанов, Н.И.Павлова, С.А.Николаева, А.Ивич, И.В.Воронов и др. С начала 1990-х годов поддержка издательством критики и исследований прекратилась.
К старым центрам изучения детского фольклора и детской литературы – Петербургу, Москве, Киеву – добавился Петрозаводск. С 1976 года Петрозаводский государственный университет имени О.В.Куусинена выпускает сборник «Проблемы детской литературы». Подобный сборник под разными названиями с 1992 года выходит в Московском педагогическом государственном университете (ранее МГПИ имени В.И.Ленина). Научные центры складываются в Арзамасе, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Ульяновске и других городах, где развивается вузовская наука. Еще один научный центр сложился в Российской государственной библиотеке, в советский период там был открыт отдел детского чтения.
На рубеже XX–XXI веков возобновилась работа по составлению словарей детских писателей. Выходят издания словарного типа: «Русские детские писатели XX века», «Сто детских писателей», «Мир петербургской детской книги». Начинается осмысление детской литературы в свете культурологии (в работах Б. М. Бим-Бада, А. М. Губергриц, О. Е. Кошелевой).
В 1960– 1980-х годах развернулось изучение литератур народов СССР – белорусской, украинской, якутской, эстонской и др. Ныне возрождается интерес к литературам народов Российской Федерации, существующим на родных языках и в переводах.
Литература
Арзамасцева И.Н.
Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н.Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд., пе-рераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.