По В. Лакшину . В современном обществе целый океан проблем
(1)В современном обществе целый океан проблем. (2)Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые. (3)Возьмём вопрос о чтении – на уроке, домашнем. (4)О том, много ли читают, как читают, как относятся к книге. (5)Тоже дело очень сложное. (6)Сейчас, по моим наблюдениям, читают гораздо меньше, чем 25 – 30 лет назад. (7)Я помню годы войны, когда я мальчишкой оказался в эвакуации, в тылу, в особых больничных условиях. (8)Какой великой ценностью была для нас книга! (9)Готовы были выменять её на любую мальчишескую радость – на марки, на рогатки, да на что угодно. (10)Причём выменять не в личное пользование, а только почитать. (11)Уже это было счастьем. (12)Наиболее популярными мальчишками среди нас были те, кто умел пересказать книгу, которую никто не видел в глаза. (13)Те, кто мог рассказывать «Трёх мушкетёров», «Всадника без головы» и … «Войну и мир». (14)Да-да, «Войну и мир», это серьёзнейшее произведение, я услышал в рассказах мальчика одиннадцати лет.
(15)В десять лет я прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера. (16)Не могу сказать, что я многое понял, но я до сих пор представляю себе какие-то сцены из Шиллера.
(17)Под влиянием всё убыстряющегося, всё более нервного ритма жизни появилась тенденция, которую многие считают неизбежной и закономерной: вместо того чтобы читать объёмные романы великих писателей, можно посмотреть экранизацию и познакомиться с содержанием книги. (18)Более или менее удачно… (19)Некоторые считают, что это очень современно и даёт большое преимущество человеку, так как экономит его время, которое необходимо затратить на ознакомление с произведением. (20)Это так удобно для школьника, которому столько нужно прочитать «по программе»!
(21)Я же думаю, что телевизор – великий враг книги. (22)Несчастье, что дети слишком много и неразборчиво смотрят телевизор и слишком мало читают книги. (23)Конечно, телевидение – великая сила и без него трудно обойтись в нашей жизни, в учёбе. (24)Но использовать его надо разумнее. (25)Когда в ресторане нам предлагают меню из ста блюд, мы, естественно, не берём всё подряд. (26)Одно или два, и мы уже сыты. (27)Но что мы делаем с телевидением? (28)Хаотично, когда придётся, включаем аппарат и «смотрим», что ни показывают. (29)Варварство. (30)Нужно формировать вкус у ребят, чтобы они могли выбрать то, что можно обсудить потом с друзьями, с учителями.
(31)Воспитание вкуса – отдельная тема. (32)Это следует делать только на высоких образцах. (33)К сожалению, сейчас появилось много художественных произведений весьма невысокого художественного уровня. (34)Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (35)Можно воспитывать вкус на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. (36)Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (38)Поэтому – не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (39)Можно воспитать вкус лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.
(По В. Лакшину)
Сочинение
Что может быть приятнее, чем то время, когда можно открыть любимую книгу, встретиться с любимыми героями, окунуться в мир, созданный писателем. О своей непреходящей любви к книгам пишет
В. Лакшин.
Он сам обозначает проблемы, которые пытается разрешить. Лакшин пишет: «Возьмём вопрос о чтении – на уроке, домашнем. О том, много ли читают, как читают, как относятся к книге». Это и есть формулировка проблемы.
С горьким чувством констатирует автор, что сейчас читают гораздо меньше. Он вспоминает годы войны, книга для мальчишек была великой ценностью, а самыми популярными среди них были те, кто умел пересказать книгу, ещё никем не читанную. Для него является удручающим фактом и то, что теперь чтение классики заменяют просмотром телефильма, снятого по книге. Для него телевизор – враг книги, он портит вкус ребёнка, проводящего у экрана много времени. Лакшин проводит интересную и убедительную параллель: «Когда в ресторане нам предлагают меню из ста блюд, мы, естественно, не берём всё подряд. Одно или два, и мы уже сыты». А по телевизору мы смотрим передачи «хаотично», портим вкус, который необходимо воспитывать.
Итак, точка зрения Лакшина на проблему чтения может быть сведена к следующему: читать мы стали намного меньше, чем 25-30 лет назад, чтению больших серьёзных произведений всё больше предпочитают их экранизацию, а телевизор – враг книги, он портит вкус. Вкус же можно воспитать лишь вдумчивым, внимательным чтением.
Конечно, с этими утверждениями невозможно не согласиться. Увы, мы действительно, стали меньше читать. Обратимся к статистике. Журналист В. Н. Фёдоров говорит о том, что до 90-х годов XX века 50 процентов родителей читали своим детям книжки, сегодня это делают только 7 процентов, а 37% населения не читают совсем. Самые читающие страны сегодня - это Италия и Швейцария, России нет в «десятке».
И. Бродский в своей Нобелевской лекции, прочитанной в 1987 году, когда лишь намечалась тенденция к культурной катастрофе России, назвал нечтение наиболее тяжким преступлением не столько против книги, сколько против самих себя. От того, что сегодня читают или не читают наши дети действительно зависит их жизнь, их поведение, их нравственный облик, характер, судьба России.
О проблемах бездумной траты времени на просмотр телевизора писал С. Д. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном». Он справедливо полагал, что телевизор частично вытесняет книгу, потому что смотреть передачи по телевизору удобнее, но он диктует, что смотреть и как смотреть, и призывал отдавать предпочтение книге.
Над проблемой роли книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности размышляет
В. С. Львов в статье «Насыщение книгой». Ему больно от того, что в наше время изменилось отношение к книге, что многие придерживаются мнения: «Зачем трудиться, читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, получить готовый стереотип?»
Как мы видим, тревоги В. Лакшина не напрасны, их разделяют многие. Так давайте же не забывать о том, что книга – наш друг и советчик.