Музыкальная культура Беларуси начала 20 в. Роль музыки в театре Буйницкого
Характерно: Национальное самоутверждение. Обновление форм музыкального быта, интенсивная концертно – исполнительская жизнь; гастроли оперных и музыкально – драматических трупп; проведение симфонических концертов
национальный драматический театр (руководитель – Буйницкий). Скрипач Чижевский создаёт музыкальное товарищество, симфонический оркестр, инструментальные ансамбли, а Николай Рубинштейн открывает в Минске в 1907 году музыкальное училище, в 1912 – товарищество друзей музыки.
В середине 20-х гг. уже можно было говорить о первых успехах белорусского советского музыкального искусства. Наряду с фольклором и самодеятельностью развивалось профессиональное творчество, росло мастерство исполнителей. Они работали в разных по уровню музыкальных, хоровых и танцевальных коллективах.П одготовку специалистов в области музыки в то время осуществляли Минский, Витебский и Гомельский музыкальные техникумы. В Витебске, Гомеле и Бобруйске действовали народные консерватории. В 1924 г.в Могилеве была поставлена первая белорусская советская опера «Освобождение труда» Н. Чуркина.
В 1932 г. открылась Белорусская консерватория, в 1933 г. был создан Государственный театр оперы и балета БССР, в 1937 г. начала работать Белорусская государственная филармония.
Игнат Буйницкий родился в 1861 году в имении Полевачи Глубокского района Витебской области. Годы учебы прошли в Риге. Здесь Буйницкий окончил землемерное училище. Кроме профессии землемера он получил и актерское образование, посещая частную драматическую студию в Вильно.
Некоторое время Игнат Терентьевич работал землемером. Современники вспоминали, что он никогда не расставался со своей большой кожаной тетрадью, куда записывал увиденное и услышанное: народные обычаи, песни, описание танцев. Разъезжая по селам, он наблюдал за жизнью простых людей, близко к сердцу принимал их беды.
Театральную деятельность Игнат Буйницкий начал с проведения белорусских вечерин в своем имении, в которых принимали участие полевачевские парни и девушки. К дядьке Игнату (так звали его крестьяне) люди шли с большой охотой: их привлекало доброе, открытое сердце этого человека, его увлечение песнями и танцами. В 1907 году Игнат Терентьевич вместе с дочерьми Вандой и Еленой, а также со своими близкими друзьями создал в фольварке Полевачи любительский коллектив. Концерты, организованные труппой, вызывали широкий резонанс. Главное их достоинство было в том, что со сцены звучал родной язык, исполнялись знакомые простым людям народные танцы. Наряду с драматическими пьесами, которые занимали главное место в репертуаре театра, Игнат Буйницкий уделял много внимания танцам и народным песням, национальной хореографии. На его родине Буйницкого знают и помнят, прежде всего, как замечательного танцора-самородка, организатора и постановщика народных танцев. Танцевальное искусство народа было его стихией, его любимым делом, которому он посвятил свою жизнь. Слухи о "дворовом театре" Игната Буйницкого разнеслись по всему краю, и в феврале 1910 года сельских артистов пригласили принять участие в первой публичной белорусской вечеринке, которая состоялась в Вильно. Успех был необыкновенным, что окончательно убедило Игната Терентьевича в необходимости создания профессионального театра.
Летом 1910 года была сформирована постоянная труппа и начаты продолжительные гастроли по Беларуси. Во время многочисленных выступлений коллектив приобрел основные черты профессионального театра с определенными эстетическими, общественными, этическими принципами. Представляя разные направления, театр исходил из единственного источника - народного искусства. Фольклорно-этнографические традиции ярко проявлялись как при постановке пьес, так и при исполнении танцев. Творческий облик Первой белорусской труппы проявился и в репертуаре. Его составили пьесы "По ревизии" Кропивницкого, "В зимний вечер" Ожешко, "Свадьба" Чехова, "Модный шляхтич" Каганца. Театр выступал в Вильно, Минске, Петербурге, Варшаве. Он вошел в историю как Первая белорусская труппа Игната Буйницкого.
Игнат Терентьевич руководил театром, поддерживал его материально за счет доходов от своего имения. Он ставил пьесы и играл в них. Читал прозу и стихотворения, пел соло и в хоре, танцевал. Буйницкий первым в Беларуси обратил внимание на эстетические возможности белорусского народного танца, подняв его до уровня высокого искусства. Он изучал песни и танцы, собирал образцы народной одежды, орнамента. Его деятельность поддерживали прогрессивные деятели белорусской культуры - Янка Купала, Тетка, Змитрок Бядуля и другие. В 1913 году из-за политического притеснения и материальных трудностей труппу пришлось распустить.
Однако надежда создать новый белорусский театр никогда не оставляла Буйницкого. Вновь и вновь он искал возможность возобновить театральные постановки, но первая мировая война не позволила реализовать намеченные планы. Только после Октябрьской революции появились условия для театрального творчества.
Игнат Буйницкий стал одним из организаторов, а также руководителем Первого товарищества белорусской драмы и комедии, на основе которого в 1920 году был создан Государственный белорусский театр, который носит сейчас имя Янки Купалы. Но увидеть это Игнату Буйницкому уже не довелось. В сентябре 1917 года он умер.
Деятельность основателя профессионального белорусского театра - Игната Буйницкого послужила той творческой основой, на которой в дальнейшем развивалось национальное сценическое искусство.