Музыкальная культура беларуси второй половины 17-18 вв: общая характеристика. выдающиеся музыканты я.голанд, э.ванжура, м.радзивил, м.к.огинский

При дворе великого князя в Вильне итальянская оперная труппа постоянно существовала с XVII века. Теория музыки изучается в Виленской иезуаитской академии. В XVII веке появляются произведения инструментальной музыки композиторов-любителей из местной шляхты, позже создаются студенческие оркестры и хоры.

В XVIII веке сформировалось новое направление светской музыкальной культуры — крепостной театр, где в соответствии со шляхетскими вкусами того времени показывали музыкальные спектакли. При таких театрах как различные типы хоров существовали крепостные оркестры и капеллы. Крепостные театры были частными музыкальными коллективами представителей магнатерии и состояли полностью или частично из крепостных крестьян.

Известны оркестры были в Несвиже, Слуцке (Радзивиллов), Слониме (Михаила Казимира Огинского), Гродно (Антоний Тизенгауза) и других населённых пунктах. Среди них крупные оркестры смешанного состава (Несвижская капелла Радзивиллов, Слонимская капелла Огинского) Оркестры сопровождали спектакли крепостных театров, балы, охоту, религиозные службы, военные парады.

Среди известных композиторов — немец Ян Давид Голанд, чех Эрнест Ванжура и другие.

Музыкальное искусство в главной резиденции Радзивиллов — Несвиже — начало развиваться при Николае Радзивилле «Чёрном». Дальнейшим продолжение музыкальных традиций стало создание несвижской капеллы Радзивиллов, существовавшей в 1724—1809 годах. Она была основана Михаилом Казимиром Радзивиллом по прозвищу «Рыбонька». Играла во время балов, праздников, военных парадов, костёльных служб, а с 1746 года и театральных представлений.

Слонимская капелла являлась придворным театром гетмана великого литовского Михала Казимира Огинского. Была открыта примерно в 1765 году и просуществовала до 1793 года. Обслуживала театральные представления, балы, костёльные службы, совершала концертные поездки (в 1780 году выезжала в Шклов). Первоначально капелла состояла из 12 человек, в 1776 году представляла собой большой ансамбль инструменталистов и вокалистов (53 человек) во главе с Ю. Паули и А. Данези. Ансамбль состоял преимущественно из поляков и белорусов, частично из крепостных, получивших профессиональную подготовку (было небольшое количество зарубежных музыкантов — немецких и чешских инструменталистов и дирижёров, итальянских певцов).

Ян (Ёган) Давід ГОЛАНД- нямецкі кампазітар і дырыжор, кіраўнік нясвіжскай капэлы, выкладчык музыкі ў Віленскім універсітэце.

Нарадзіўся Я. Голанд у Германіі, у Санкт-Андрэасбергу. Найбольш раннія звесткі пра яго адносяцца да 1760-х, калі Я. Голанд лічыўся ўжо дастаткова аўтарытэтным кампазітарам. З 1771 ён жыў у Гамбургу, які ў той час быў адным з буйнейшых у Еўропе цэнтраў канцэртна-тэатральнага жыцця. Голанд займаў пасаду дырэктара музыкі гамбургскага кафедральнага сабора. Творы Я. Голанда — сімфоніі, кантаты і араторыі, вакальныя і інструментальныя п'есы — пастаянна выконваліся ў канцэртах, друкаваліся ў розных зборніках.

На пачатку 1780-х гаспадар Нясвіжа Караль Станіслаў Радзівіл "Пане Каханку" запрасіў Я. Голанда на пасаду дырыжора нясвіжскай капэлы. У оперна-балетным тэатры Нясвіжа ў той час ставіліся многія класічныя творы замежных і мясцовых аўтараў. Менавіта тут Я. Голанд упершыню звярнуўся да оперна-балетных жанраў. У 1784 у Нясвіжы адбылася прэм'ера оперы Я. Голанда «Агатка, або Прыезд пана» (Дырыжорам быў Д. Альберціні[1]). Гэта была адна з першых опер, створаных і пастаўленых у Беларусі ў XVIII ст. У Нясвіжы кампазітар напісаў і іншыя творы — оперу «Чужое багацце нікому не служыць» і балет «Арфей і Эўрыдыка» (або «Арфей у пекле»), а таксама кантату, прысвечаную Каралю Радзівілу.

Амаль дваццаць год працаваў Я. Голанд у Нясвіжы. У пачатку XIX ст. ён пераехаў у Вільню, дзе на працягу 23 год выкладаў музыку ў Віленскім універсітэце, кіраваў універсітэцкім хорам і аркестрам, працягваў пісаць музыку. Тут ён напісаў і сваё самае значнае тэарэтычнае даследаванне — падручнік «Акадэмічны трактат аб сапраўдным мастацтве музыкі», у свой час шырока вядомы і папулярны сярод музыкантаў.

Творчасць Яна Давіда Голанда ў канцы XVIII — пачатку XIX ст. аказала значны ўплыў на развіццё беларускай музычнай школы эпохі класіцызму.

Эрнест Ванжура(1750)-Происходил из знатного богемского рода Ванчура, носил титул барона. Приобрел некоторую известность в Вене как композитор, пианист, скрипач. Затем работал в Шкловев оркестре графа Семёна Зорича[1].

В 1783 году переехал в Санкт-Петербург, где с 1786 года состоял одним из капельмейстеров придворной оперы и придворным пианистом, а в камерных ансамблях играл также и на скрипке. Ванчура пользовался покровительством Екатерины Второй и директора императорских театров князя Н. Б. Юсупова.

В 1787 году сочинил музыку оперы «Храбрый и смелый витязь Архидеич», русское либретто которой — на сюжеты народных сказок о Иване-царевиче — было написано императрицей Екатериной Второй (вместе с А. В. Храповицким). Премьера оперы состоялась 27 сентября (4 октября по н. ст.) 1787 года на сцене Каменного театра; позже опера ставилась также под названием «Иван-царевич».

Ванчура — автор «Трёх национальных симфоний для большого оркестра на темы различных песен русских, украинских и польских» Эти симфонии считаются одним из ранних примеров обработки народной музыки в симфоническом жанре и, возможно, являются первыми симфониями, написанными в России[3]. Ванчуре принадлежат также квартеты для клавесина, флейты, скрипки и виолончели, струнные трио, клавирные пьесы и другие сочинения.

Князь Мацей Радзивилл (10 ноября 1749 — 2 сентября 1800) — государственный деятель Великого княжества Литовского, композитор и драматург.

В качестве драматурга Мацей Радзивилл дебютировал в 1784 году, когда перед приездом короля польского Станислава Августа Понятовского поставил в Несвиже оперу «Агатка, или Приезд пана» (либретто М. Радзивилла, музыка Я. Д. Голанда). Позднее опера ставилась в Варшаве, Люблине, Вильне и Львове. С 1799 года эта опера исполнялась в двухактовой версии под названием «Хороший пан — отец для подданных» и пользовалась популярностью до конца 1820-х годов. В опере поэтизировался простой народ, заявлялось о необходимости облегчить крестьянскую долю и указывалось, что тяжелая крестьянская работа является основой всеобщего благосостояния.

В 1786 году на именины Кароля Станислава Радзивилла в Альбе под Несвижем была поставлена опера «Войт альбанского селения» (либретто и музыка М. Радзивилла), где осуждалось жестокое обращение с крестьянами.

Другие музыкальные произведения Мацея Радзивилла — дивертисмент, соната, серенады, шесть полонезов. Кроме того, писал стихи.

Князь Михаи́л Клеофа́с Оги́нский— польский[2] композитор-любитель, автор знаменитого полонеза Огинского. Участник восстания Костюшко и дипломат Речи Посполитой.

Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он написал многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной» (польск. Pożegnanie Ojczyzny), более известный как полонез Огинского. Ряд исследователей также приписывали Огинскому музыку польского гимна. Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

В эмиграции композитор продолжил свою творческую деятельность. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского «Зелида и Валькур или Бонапарт в Каире» (1799).

Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы (полонезы и мазурки), а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Полонез "Прощание с Родиной" - мелодия очень грустная, которую от хорошей жизни не напишешь. И действительно, автор этой музыки Михал Клеофас Огинский, хотя и родился в очень богатой и влиятельной аристократической семье, прожил жизнь довольно тяжёлую и безрадостную, хотя поначалу этого ничто не предвещало.

Наши рекомендации