Хвала восходящему солнцу

Встаньте в 5 часов утра, перед восходом, и в течение по­лутора часов просто пойте, мурлыкайте, стоните. Звуки эти могут и не быть осмысленными, они должны быть экзистен­циальными, а не осмысленными. Они должны приносить вам наслаждение — вот и все ^ в этом их и значение. Вы должны раскачиваться. Пусть это будет хвалой восходящему солнцу, и остановитесь только тогда, когда солнце взо­шло.

Это будет поддерживать в вас определенный ритм в те­чение всего дня. С самого утра вы будете соответственно настроены и увидите, что день совсем иного качества, вы бо­лее любящи, более внимательны, более сострадательны, бо­лее дружественны и менее жестоки, менее сердиты, менее амбициозны и эгоистичны.

БЕГАЙТЕ, ХОДИТЕ И ПЛАВАЙТЕ

Естественно и легко оставаться бдительным, когда вы находитесь в движении. Когда вы просто тихо сидите, естественным является уснуть. Когда вы лежите в постели, очень трудно оставаться бдительным, т.к. вся ситуация помогает вам уснуть.

Но в движении вы естественно не можете уснуть, вы функционируете более бдительным образом. Единственная проблема в том, что движение может стать механическим.

Учитесь сплавлять воедино тело, разум и душу. Отыщите пути, когда вы можете функционировать как единство.

Такое часто случается с бегунами. Может быть вы не ду­мали о беге, как о медитации, но бегуны иногда чувствуют удивительный опыт медитации. И они бывают удивлены, так как они этого не искали — кому придет в голову, что бегун ощутит Бога? Но такое случается. И теперь, все больше и больше, бег становится новым видом медитации.

Она может произойти во время бега. Если вы когда-ни­будь были бегуном, если вы наслаждались бегом рано ут­ром, когда воздух свеж и юн, и весь мир возвращается из сна, просыпается — вы бежали и ваше тело функциониро­вало великолепно, свежий воздух, новый мир, рожденный вновь из тьмы ночи, все вокруг поет, вы чувствуете себя настолько живо, что приходит миг, когда бегун исчезает, и есть только бег. Тело, разум и душа начинают функционировать совместно: вдруг высвобождается внутренний оргазм.

Бегуны должны иногда случайно приходить к опыту четвертого состояния — турийя, хотя они его и утратят — они будут думать, что оно возникло из-за бега, что они на­слаждались моментом, и что было просто некое настроение. Они его не заметят — но, если его все-таки заметят - мое личное наблюдение состоит в том, что бегун может подойти вплотную к медитации с большей легкостью, чем кто-либо Другой.

Толкотня также может помочь, плавание также может помочь. Все эти действия должны быть преобразовании в медитации.

Отбросьте старые представления о медитации — то, что простое сидение под деревом в стоической позе является ме­дитацией. Это только один из способов, и он удобен лишь для некоторых людей, но не является удобным для всех. Для маленького ребенка это не медитация, а пытка. Для моло­дого человека, который полон жизни и трепета, это — по­давление, а не медитация.

Начинайте бегать по утрам — по дороге. Начинайте с по­лумили, потом одна миля — и так до трех миль. Во время бе­га используйте все свое тело. Не бегайте так, как если бы вы были в смирительной рубашке. Бегайте как маленький ре­бенок. Используйте все тело — и руки, и ноги — и бегите. Дышите глубоко и от живота. Потом сядьте под деревом, от­дохните, отдышитесь и пусть вас обдувает прохладный ве­терок, чувствуйте себя умиротворенно. Это очень поможет. Иногда просто постойте на земле без обуви, и чувствуйте прохладу, мягкость, теплоту. Все, что земля готова дать вам в этот миг — чувствуйте, и пусть это протекает через вас. И позвольте вашей энергии стекать в землю. Будьте связаны с землей. Если вы связаны с землей, вы связаны с жизнью. Ес­ли вы связаны с землей, вы связаны со своим телом. Если вы связаны с землей, вы станете очень чувствительны и цент­рировании, а это то, что нужно.

Никогда не становитесь специалистом по бегу, оставай­тесь любителем, чтобы поддерживать бдительность. Если вы временами чувствуете, что бег стал автоматическим, ос­тавьте его, попытайтесь плавать. Если и это становится ав­томатическим, тогда танцуйте. Всегда помните, что движе­ние — это лишь ситуация, создающая сознательность. Пока оно создает сознательность, оно хорошо. Если оно перестало творить сознательность, тогда оно бесполезно, измените его в другое движение, в котором вы вновь будете оставаться бдительным, никогда не позволяйте активности стать авто­матической.

* * *

Ум — это шип, все техники — шипы, с по­мощью которых извлекают этот шип.

“Я СОЗДАЛ СПОСОБЫ”

Ум — очень серьезен, а медитация — совершенно несерь­езна.

Когда я это говорю, вы можете возмутиться, так как лю­ди продолжают говорить о медитации очень серьезно. Но медитация — несерьезна. Она как игра — несерьезна. Ис­кренна, но несерьезна. Она не нечто, подобное работе; она больше похожа на игру. Игра не вид активности. Даже если она активна, она не является активностью. Игра это просто удовольствие. Эта активность не ведет никуда, она не моти­вированна. Наоборот, она — просто чистая, текущая энер­гия.

Но это — трудно, так как мы настолько включены в ак­тивность. Мы были настолько активны, что активность ста­ла глубоко укоренившейся одержимостью. Даже во сне мы активны. Даже расслабление мы превращаем в активность, мы делаем усилие, чтобы расслабиться. Это абсурдно! Но так происходит из-за роботоподобных привычек ума.

Так что же делать? Только не-активность приводит вас к вашему внутреннему центру, но ум не может решить, как быть не-активным. Так что же делать?

Я создал способы. Способы, состоящие в том, чтобы быть настолько активными, что активность просто иссякает, быть настолько активными, что разум, помешанный на ак­тивности, выбрасывается из вашей сущности. Только тогда, после глубокого катарсиса, вы можете впасть в не-актив­ность, и в вас возникнет проблеск мира, который не являет­ся миром усилия.

Если вы знаете этот мир, вы можете входить в него безо всякого усилия. Если у вас есть чувство этого — как быть просто здесь и сейчас, не делая ничего — вы можете входить в него в любой миг, вы можете оставаться в нем, где бы вы ни были. Вы можете быть активным внешне, а внутри -глу­боко неактивны.

Катарсические методы — современное изобретение. Во времена Будды они не были нужны, так как люди не были настолько подавлены. Люди были естественны, люди жили примитивной жизнью— нецивилизованной, спонтанной жизнью. Будда дал людям Випассану, “випассана” значит погружение в себя, “инсайт”, но вы не можете войти в Випассану непосредственно. И учителя, которые учили Випассане, не принадлежали этому столетию, они жили 2 тысячи лет назад. Да, иногда они могут помочь одному или двум людям из ста, но этим многого не достигнешь. Я ввожу катарсические методы, так что сначала можно убрать то, что сделала с вами цивилизация, чтобы вы снова стали прими­тивными. Из этой примитивности, из первичной невинности легко доступным становится и внутреннее озарение.

* * *

Лесорубу и камнетёсу не нужна, катарсическая медитация — они и так целый день ею занимаются. Но для современного человека всё это переменилось.

Наши рекомендации