Роль и место дисциплины в ООП
В структуре ООП дисциплина «Теория музыкального искусства» является дисциплиной общепрофессионального цикла, модуль «Теория и история искусств» (Б2.Б3.2.). Курс тесно взаимодействует с такими дисциплинами, как «Анализ балетного клавира и чтение оркестровых партитур», «История музыкального искусства», «Общая теория искусства», «Искусство балетмейстера», «Основы хореографической драматургии, музыкальная драматургия балета».
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | ОФО | ЗФО | ||
Всего часов | Семестры | Всего часов | Семестры | |
Аудиторные занятия (всего) | 1-2 | 1-4 | ||
В том числе: | ||||
-лекции (ЛЗ) | ||||
-семинары (СЗ) | ||||
-практические (ПЗ) | 72 | 1-2 | 12 | 1-4 |
-мелкогрупповые (МГЗ) | ||||
- индивидуальные (ИЗ) | ||||
Самостоятельная работа студента (всего) | 1-2 | 1-4 | ||
В том числе: | ||||
Другие виды | ||||
Подготовка курсовой работы | ||||
Подготовка к зачету | ||||
Подготовка к экзамену | ||||
Общая трудоемкость: (всего зач. ед./кол-во часов по ФГОС) | 5/180 | 1-2 | 5/180 | 1-4 |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | семестры: | семестры: | ||
зачет | - | - | ||
экзамен | 4 |
Разделы дисциплины и виды занятий
2.1. Тематический план дисциплины (ОФО)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ||||||
Всего часов по ФГОС | в т.ч. аудиторные | СРС | ||||||
Всего аудиторных часов | ЛЗ | СЗ | ПЗ | |||||
Общее кол-во ауд. часов | Из них в интерактивных формах | |||||||
Раздел 1. Теория музыки | ||||||||
1.1. | Музыка как вид искусства | |||||||
1.2. | Музыкальный звук и его свойства | |||||||
1.3. | Запись нот. | «Мозговой штурм»-2 | ||||||
1.4. | Выразительные средства музыки. | |||||||
1.5. | Ритм, метр, темп. | «Мозговой штурм»-2 | ||||||
1.6. | Интервалы. | «Мозговой штурм»-2 | ||||||
1.7. | Аккорды. | |||||||
1.8. | Лад и тональность. | |||||||
1.9. | Музыкальные жанры. | Просмотр и обсуждение видеофильмов-4 | ||||||
1.10. | Музыкальные формы. | |||||||
1.11. | Музыкальные инструменты. | Просмотр и обсуждение видеофильмов-4 | ||||||
Итого по разделу: | ||||||||
ВСЕГО: | 14 (20%) |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(ЗФО)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ||||||
Всего часов по ФГОС | в т.ч. аудиторные | СРС | ||||||
Всего аудиторных часов | ЛЗ | СЗ | ПЗ | |||||
Общее кол-во ауд. часов | Из них в интерактивных формах | |||||||
Раздел 1. Теория музыки | ||||||||
1.1. | Музыка как вид искусства | 8,5 | 0,5 | 0,5 | ||||
1.2. | Музыкальный звук и его свойства | |||||||
1.3. | Запись нот. | «Мозговой штурм»-0,5 | ||||||
1.4. | Выразительные средства музыки. | 10,5 | 0,5 | 0,5 | ||||
1.5. | Ритм, метр, темп. | «Мозговой штурм»-0,5 | ||||||
1.6. | Интервалы. | «Мозговой штурм»-0,5 | ||||||
1.7. | Аккорды. | |||||||
1.8. | Лад и тональность. | |||||||
1.9. | Музыкальные жанры. | |||||||
1.10. | Музыкальные формы. | |||||||
1.11. | Музыкальные инструменты. | Просмотр и обсуждение видеофильмов-1 | ||||||
Итого по разделу: | 2,5 (20%) | |||||||
ВСЕГО: | 2,5 (20%) |
Содержание дисциплины.
Тема 1.1. Музыка как вид искусства.
Место музыки в ряду искусств (пространственные, временные, синтетические). Понятие музыки. Версии происхождения музыки (трудовая, охотничья, эмоциональная, речевая и др.). Связь музыкальной речи с прозаической: сходство и различия. Объективный и субъективный уровни существования музыкального произведения.
Тема 1.2. Музыкальный звук и его свойства.
Звук как объективно существующее явление, вызываемое механическими колебаниями упругого тела, в результате которого образуются звуковые волны, воспринимаемые слухом. Звук как субъективное психологическое явление. Четыре свойства музыкального звука: высота, длительность, громкость, тембр. Обертоновый звукоряд. Диапазон. Регистр. Октавная система. Камертон.
Тема 1.3. Запись нот.
Древнейшие способы фиксации высоты звуков и их эволюция. Краткие сведения из истории нотного письма. Букванная и слоговая системы. Невмы, знамена. Новаторство Гвидо Аретинского. Скрипичный и басовый ключи. Современная нотная система.
Тема 1.4. Выразительные средства музыки.
Специфика музыкальных средств выразительности. Мелодия, тембр, темп, регистр, динамика, ритм, метр, штрихи, интервал, аккорд как выразительные средства музыки. Примеры.
Тема 1.5. Ритм, метр, темп.
Соотношение понятий «ритм», «метр» в музыкальном искусстве. Темп, размер, штрихи, такт. Основные ритмические и темповые обозначения в музыке. Паузы. Фермата.
Тема 1.6. Интервалы.
Понятие интервала, как соотношения двух звуков лада. Консонансы и диссонансы. Совершенные и несовершенные интервалы.
Тема 1.7. Аккорды.
Понятие аккорда как сочетания трех и более звуков, которые могут быть расположены по терциям. Трезвучие. Интервальный состав тонических трезвучий мажора и минора. Строение аккордов и их классификация (консонирующие и диссонирующие, диатонические и хроматическаие, устойчивые и неустойчивые). Аккорд в XX в.
Тема 1.8. Лад и тональность.
Понятие лада и тональности. Мажор и минор (их звукоряды). устойчивость и неустойчивость в ладу. Тоника. Мажорные и минорные тональности. Общее понятие о модуляции.