Результаты образовательного процесса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В культурном образовании любого народа лучшими примерами могут служить многие аспекты истории, поверья, рассказы, ремесла, которые прошли проверку временем, отшлифованы талантом многих поколений. Поэтому на любом уровне обучения ремеслу обращение к традициям, к прошлому является важнейшим рычагом влияния на нравственность, на духовное развитие ребенка, подростка, определяет уровень и богатство «загадочного русского характера». С историей, ее бытом, ее вещами, с народным промыслом, с рукотворными изделиями наши предки передали нам то лучшее, что они, имея в душе, в жизни, вложили в свой труд. Народное художественное достояние влияет на формирование художественного вкуса детей и подростков. Изучение и практическое применение основ художественного ремесла способствует эстетическому воспитанию подрастающего поколения, пробуждает в них интерес и любовь к народному искусству, развивает их творческие способности, фантазию, а также смекалку и трудолюбие.
В наше время технологического процесса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремеслами. В любой цивилизованной стране мира (раз уж речь идет о времени технологического прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Одной небольшой частью такого культурного наследия является плетение из бересты. Это один из видов декоративно-прикладного искусства. Этот вид древнего искусства был популярен в крестьянском быту. В технике плетения изготовлялось большое количество разнообразных изделий. Самыми распространенными из них были короба, корзины разных форм и размеров, заплечные кошели, туеса для хранения продуктов, лапти и другое. Береста-это чудо материал. Умельцы нашли в бересте сочетание многих качеств :пластичность, малый вес, простота в эксплуатации. Береста защищала от сырости и гниения дома, ею покрывали крыши, обшивали лодки, делали рыбацкие принадлежности. В нашей современной жизни постепенно стало забываться это ремесло. В Центре внешкольной работы создано объединение «Основы плетения из бересты», где занимаются школьники п. Березник.
Цель данной программы - возрождение, сохранение и развитие берестяного промысла в Виноградовском районе.
Задачи данной программы:
· возрождение духовности через приобщение детей и подростков к традициям народного искусства и национальной культуре;
· создание условий для развития личностно-значимых качеств школьника: самостоятельности, трудолюбия, умения преодолевать трудности;
· воспитание у обучающихся чувства уважения к людям труда и мастерам, ремесленникам, бережно сохраняющим и передающим свои знания и умения из поколения в поколение;
· развитие художественно-творческих способностей и эстетического восприятия изделий народных промыслов. изделий из бересты;
· ознакомление детей и родителей с приемами правильного сбора сырья.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. В первый год обучения в группе занимаются 12-15 человек, занятия проходят 1или 2 раза в неделю по 1 или 2 часа. Во второй год обучения численность группы может быть меньше (10-12 человек). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Индивидуальные занятия могут проводиться с одаренными и с особо желающими детьми согласно Уставу МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» 1 раз в неделю длительностью 1 час.
Количество учебных часов и объем приобретаемых умений и навыков уточняются и конкретизируются в практической деятельности для каждой конкретной группы в зависимости от степени усвоения учебного материала, качества овладения навыками плетения, интересов и запросов детей и семьи. Количество часов может добавляться или сокращаться за счет другого содержания в зависимости от задач, которые корректирует педагог в течение года.
Программа рассчитана на обучение школьников с 8 лет. Обучение идет индивидуально с каждым учеником с учетом его способностей и возможностей. Поскольку в объединении занимаются дети разного возраста, то младшие школьники видят работы более высокого уровня исполнения старших. Они уже знают, к чему должны стремиться и чего могут достичь, прилежно трудясь. На занятиях всегда присутствует взаимопомощь. Она важна и необходима- складывается коллектив, занятый увлекательным и нужным делом. Здесь заложен принцип народной педагогики: «от старшего-к младшему», «от учителя - к ученику».
В целях упрощения освоения приемов плетения на первом году обучения предполагается использовать бумагу (типографская бумага бумвенил или ватман) как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если береста летом заготовлена - замечательно, но рекомендуется знакомить детей с плетением из бересты, начиная работать с заменителем природного материала. Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими пальчиками с переплетением лент. Различная расцветка сторон бумаги помогает лучше освоить плетение, в отличие от бересты, где зачастую лицевая и обратная стороны ленты очень близки по цвету. И еще один плюс работы с бумагой-за один и тот же промежуток времени можно освоить большее количество изделий, поскольку при работе с берестой 50% времени уходит на ее обработку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Результаты учебной работы можно видеть в мастерстве, качестве выполненных изделий, их ассортименте и художественном решении. Он обозначен в учебно-тематическом плане.
Результат образовательного процесса при решении комплекса разных задач обучения и воспитания трудно оценить. Он может быть невидимым, проявляться не сразу и не вдруг, в делах и поступках детей, их личностных качествах, взаимоотношениях и т.д. Организуя образовательный процесс, педагог должен предполагать, какой результат деятельности обучающихся он хочет получить, так как работать, не думая об этом, работать вслепую.
На основе опыта в процессе реализации данной программы результат в работе с обучающимися складывается из:
1 год обучения:
- интереса к плетению из бересты;
- знаний и умений выполнять понравившуюся работу самостоятельно из литературы, со словесного описания;
- желания плести, радовать близких людей подарками, сделанными своими руками;
- приобретения необходимых для плетения личностных качеств: усидчивость, аккуратность, настойчивость и т.д.
- желание детей видеть друг друга, стремление помогать, радоваться общению, успехам других;
- желание вновь прийти в объединение на следующий год для совершенствования в технике плетения.
2 год обучения:
- грамотного владения техникой плетения;
- творчества, создания своих художественных вариантов в выполнении и оформлении изделий;
- качества работы, достижения цели в изготовлении коллективной работы;
- желания и готовности передавать свои знания;
- заинтересованности родителей в занятиях ребенка, понимания и поддержке его.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Темы Вводное занятие | Теория | Практика | Всего |
Вводное занятие | ||||
Подготовка бумажных полосок к плетению | ||||
Технические приемы обработки бересты | 1,5 | 18,5 | ||
Обучение плетению изделий с квадратным дном | 1,5 | 18,5 | ||
Украшение наружных стенок декором | ||||
Плетение изделий с квадратным дном по выбору обучающегося | ||||
Плетение изделий из бересты к праздникам | ||||
Обучение плетению изделий с прямоугольным дном | 4 , | |||
Плетение изделий с прямоугольным дном | ||||
Заготовка и хранение бересты | ||||
Массовые мероприятия | ||||
Экскурсии на выставки | ||||
Всего |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1 Знакомство с детьми. Рассказ о Центре внешкольной работы и мастерских. Показ экспонатов. Рассказ о берестяном ремесле. Планы и задачи на год. Требования к обучающимся. Материалы, инструменты, оборудование, применяемые при плетении. Инструктаж по технике безопасности. Работа по выбору обучающихся из курса «Забавное плетение»
Тема № 2 Работа с линейкой, карандашом, ножницами. Подготовка бумажных полосок к плетению: разметка, разлиновка, нарезка.
Тема № 3 Раскрой берестяного листа на лычки нужной ширины: разметка, разлиновка, нарезка, очищение от грязи и мха, снятие тонкого верхнего слоя, расслоение полосок и обработка их маслом.
Тема № 4 Обучение плетению шахматного полотна-первоосновы, закреплению углов, определению донышка, плетению стенок, оформлению края изделия (прямой или одиночные зубчики) на бумажных полосках. Плетение изделия вторым слоем.
Тема № 5 Обучение плетения декора на выполненных бумажных работах: вертушки, цветочки, орнамент.
Тема № 6 Плетение изделий с квадратным дном – солонка, подстаканник, карандашница, ваза, конфетница.
Тема № 7 Самостоятельное выполнение плетенных сувениров друзьям, родственникам, знакомым к праздникам.
Тема № 8 Обучение плетению изделий с прямоугольным дном различных по длине и ширине. Обучение оформлению края изделия двойными и тройными углами.
Тема № 9 Плетение изделий с прямоугольным дном - овальная солонка, кошелек, футляры для очков и для мобильного телефона.
Тема № 10 Правила и приемы заготовки бересты. Время и место заготовки бересты. Техника безопасности при заготовке. Обработка бересты. Условия хранения.
Тема № 11 С целью знакомства с русскими традициями и обрядами в течение учебного года проводятся русские народные праздники.
Тема № 12 Посещение выставок, проходящих в течение года в районном музее, районной библиотеке, КДЦ и Центре внешкольной работы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Темы Вводное занятие | теория | практика | всего |
Организационное занятие | ||||
Роль и место бересты в жизни крестьян северного региона России. | ||||
Знакомство с книгами по плетению | ||||
Плетение украшений | ||||
Подготовка бумажных полосок к плетению: | ||||
Обучение плетению изделий с квадратным дном на основе традиционной корзинки. | ||||
Украшение наружных стенок декором | ||||
Подготовка бересты для работы | 1,5 | 12.5 | ||
Плетение берестяных изделий с квадратным дном | ||||
Обучение плетению изделий с лечиками и горлышком | ||||
Плетение берестяных изделий с плечиками и горлышком . | ||||
Обучение плетению лаптей | ||||
Плетение берестяных сувенирных лаптей | ||||
Подготовка к выставкам, ярмаркам. Творческие работы обучающихся. | ||||
Заготовка и хранение бересты | ||||
Русские народные праздники | ||||
Всего: | 21.5 | 114,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1 Встреча с коллективом. Обмен впечатлениями о работе летом. Демонстрация педагогом и детьми изделий. План на учебный год. Требования к обучающимся. Техника безопасности. Плетение изделия из курса 1 года обучения на выбор ученика.
Тема № 2 История заселения Севера новгородцами. Уклад их жизни. Вещи, предметы и кухонная утварь, которая изготавливалась из бересты. Традиции, обычаи, ритуалы. Русский народный праздник «Семик».
Тема № 3 Знакомство с книгами по плетению Ф.Ф.Трапезников «Плетение ивового прута и бересты», В.Н.Бурчевский «Ремесло за плечами не виснет» и другими. Плетение изделий по образцам и описанию из этих книг.
Тема № 4 Плетение украшений: бусы плоские, объемные-трех и четырехгранные, браслеты ,обручи, обереги.
Тема № 5 Подготовка бумажных полосок необходимой ширины с использованием карандаша, линейки и ножниц: разметка, разлиновка, нарезка.
Тема № 6 Обучение плетению на основе традиционной корзинки. Секреты мастерства-перевесло, ножки, крышечки.
Тема № 7 Украшение изделий декором: вертушки, цветочки, чешуйки, различный орнамент.
Тема № 8 Подготовка бересты к плетению. Раскрой берестяного листа на лычки: разметка необходимой ширины, разлиновка, нарезка, очищение нарезанных лычек от грязи и мха, снятие верхнего слоя, расслаивание и обработка растительным маслом.
Тема № 9 Плетение берестяных изделий с квадратным дном: корзинка, шкатулка, солонки на ножках.
Тема № 10 Обучение плетению изделий с плечиками и горлышком. Секрет мастерства: убавка количества используемых лент, завершение горлышка.
Тема № 11 Плетение изделий с плечиками и горлышком: бутылочка-горлатка, сахарница, мячик, погремушка.
Тема № 12 Обучение плетению лаптей. Секрет мастерства: плетение носка, взъема, подошвы, пятки.
Тема № 13 Плетение берестяных сувенирных лаптей: лапоток-брелок, лапоток-игольница, лапоть-карман для расчесок.
Тема №14 Участие обучающихся со своими работами в ярмарках выставках фестивалях конкурсах в рамках объединения, Центра внешкольной работы, районного и областного масштаба. Подготовка практических работ к отчетной выставке, которая проводится в рамках районной Семеновской ярмарки.
Тема № 15 Правила и приемы заготовки бересты. Время и место заготовки бересты. Техника безопасности при заготовке. Обработка и хранение бересты.
Тема № 16С целью знакомства с русскими традициями и обрядами в течение года проводятся русские народные праздник