Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль __________ Культурология в системе гуманитарного знания__________
(наименование модуля)
учебной дисциплины (модуля)____ Культурология__________
(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)
для специальности 060105 Медико-профилактическое дело__________________
(шифр-наименование специальности)
курс _____I______ семестр _____I_____
Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность) Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность |
Владивосток – 2013 г.
Структура рекомендаций
Тема занятия: «Структура и состав современного культурологического знания».
2. Мотивация изучения темы. Сформировать представление о культуре как об объективной данности и сопоставить ее с другими формами бытия природы, общества и человека. Привить студенту потребность к самостоятельному, свободному, творческому, активному подходу и осмыслению системы культурологических знаний. Сформировать и развить творческие способности: гармоническое развитие интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств личности.
Цели занятия.
3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060105 «медико-профилактическое дело» (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-2)
3.2. Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - что такое культурология как область знания, её место в социо-гуманитарном знании. Предменто-объектную сторону исследования, ели и задачи данной науки. Многообразие методов исследования и способы и принципы их применения. Увидеть полисемантическую особенность предмета изучения культурологии.
«Уметь» - применять и созидать на практике все аспекты феномена культуры.
«Владеть» - методами оценивания достижений культуры на основе знания исторического контекста их создания, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Курс «Культурология» - одна из гуманитарных социально-экономических дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования.
При изучении дисциплины «Культурология» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах, а так же из курсов «История первобытного общества», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Мировая художественная культура», «Обществознание».
1. Особенности развития истории России и мира (Отечественная история - школьный курс).
2. Понятие культура, цивилизация и формация (обществоведение - школьный курс)
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Чем характеризуется процесс становления культурологического знания?
2. Связь культурологии и социогуманитарного знания.
3. Перечислите основные причины формирования культурологического знания?
4. Какие существуют подходы в понимании культурологии как области знания?
5. Что является предметом и объектом культурологии?
6. Почему культурологию считают интегративной наукой?
Задания для СРС во внеучебное время.
1. Составить схему основных этапов развития культурологического знания.
2. Изобразить собственную схему культурологического знания.
3. Выписать самые распространенные определения культуры.
4. Составить схему эволюции в истории человечества основных форм культуры.
5. Составить схему генезиса термина «культура» в разные исторические эпохи (Древняя Греция, Древний Рим, эпоха Средних веков, эпоха Нового времени, Новейшее время).
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
1. Специфика социогуманитарного знания заключается в том, что:
1) человек является субъектом и объектом познания;
2) эта область знания имеет оценочный характер;
3) существует своя методология;
4) все перечисленное.
2. Культурология – это:
1) наука, изучающая историю и теорию культуры;
2) интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперируя материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социальных, психологических и др. исследований;
3) наука, рассматривающая отношения человека с окружающей средой.
3. Кто из ученых ввел термин и выделил культурологию как самостоятельную науку?
1) Э. Дюркгейм;
2) М. Вебер;
3) Л. Уайт;
4) В.Г.Ф. Гегель.
4. Первоначальное значение термина «культура» фиксировало степень влияния человека на природу через:
1) обработку, возделывание почвы;
2) подражание;
3) украшение
4) все вместе взятое.
5. Кто из ученых придал термину «культура» ценностную окраску, указывал на то, что культура возвышает человека, выступает как результат его собственной деятельности?
1) Ж.-Ж. Руссо;
2) С. Пуффендорф;
3) Вольтер;
6. Ж.-Ж. Руссо считал культурные народы:
1) «испорченными», морально «развращенными» по сравнению с первобытными народами;
2) «более совершенными», чем первобытные народы;
3) «нейтральными» и «чистыми».
7. Какой немецкий философ понимал развитие культуры как совершенствование разума?
1) И. Кант;
2) И.Г. Фихте;
3) И.Г. Гердер.
8. Основные разделы культурологии:
1) онтология культуры, гносеология культуры, морфология культуры, культурная семантика;
2) антропология культуры, социология культуры, социальная динамика культуры, историческая динамика культуры, прикладная культурология.
3) все перечисленное.
9. Какие методы используются в культурологии?
1) эмпирические и компаративные;
2) математического моделирования;
3) структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ»
4) все перечисленные
5) все перечисленные, кроме 2).
10. Как называется область научного познания, где изучаются проблемы существования человека в природной и искусственной среде?
1) социология;
2) философия;
3) антропология.
5.4. Темы рефератов:
1. Культурология наука или учебная дисциплина?
2. Становление культурологического знания в России.
3. Почему «культурология» является обязательным компонентом высшего образования?
4. Вклад философов Просветителей в становление культурологического знания (Д. Вико, И.Г. Гердер, Ж.Ж. Руссо, Вольтер и др.)