Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний: Внемитохондриальные виды окисления

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:

  1. Внемитохондриальные виды окисления. Активные формы кислорода: образование, токсическое действие.
  2. Перекисное окисление мембранных липидов. Механизмы защиты от токсического действия кислорода. Прооксиданты и антиоксиданты.
  3. Бактерицидное действие фагоцитирующих лейкоцитов.
  4. Микросомальное окисление, особенности, физиологическое значение.

Задания для СРС во внеучебное время:

I. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):

1. Реакцию, идущую по схеме АН2 + SН + О2 → А + SОН + Н2О катализируют

а) оксидазы б) пероксидазы в) монооксигеназы

2. Микросомальное окисление осуществляется ферментными системами, локализованными преимущественно

а) в наружной мембране митохондрий б) в эндоплазматическом ретикулуме

в) в цитозоле г) в матриксе митохондрий

3. Установить соответствие:

Тип окисления Роль кислорода

1. митохондриальное а) непосредственно внедряется в окисляемое вещество

2. микросомальное б) является конечным акцептором электронов и протонов

4. Выберите правильные ответы. Функциональная роль микросомального окисления состоит:

а) в использовании энергии окисления для синтеза АТФ

б) в образовании кислородсодержащих органических соединений с пластическими целями

в) в гидроксилировании гидрофобных соединений с детоксикационными целями

5. Каталаза и пероксидаза локализуются преимущественно

а) в митохондриях б) в микросомах

в) в лизосомах г) в пероксисомах

6. Выберите правильные ответы. Супероксидные радикалы токсичны для организма потому, что

а) спонтанно ускоряют цепные реакции ПОЛ

б) гидроксилируют гидрофобные эндогенные соединения

в) реагируют с белками и ДНК, вызывая изменения их конформации и разрыв цепи

г) уничтожают фагоцитированные микроорганизмы

7. Реакцию 2О2- + 2Н+ → Н2О2 + О2 катализирует фермент:

а) пероксидаза б) каталаза в) оксидаза г) супероксиддисмутаза

8. Выберите правильные ответы. Гем в качестве простетической группы не содержат

такие ферменты- антиоксиданты, как

а) супероксиддисмутаза б) каталаза

в) пероксидаза г) глутатионпероксидаза

9. Выберите правильные ответы. В систему микросомального окисления входят:

а) цитохром С б) цитохром Р450

в) НАДФН2 г) пероксидаза д) каталаза

10. Какой из перечисленных витаминов не участвует в ингибировании

свободно-радикального окисления биомолекул?

а) каротиноиды б) токоферол

в) аскорбиновая кислота г) пантотеновая кислота

II. Переписать таблицы в рабочую тетрадь:

Таблица 1. «Факторы, влияющие на интенсивность ПОЛ»

Факторы, активирующие ПОЛ Факторы, тормозящие ПОЛ
Нарушение функций митохондриального окисления: гипоксия, действие ингибиторов ЦПЭ, наркотиков, разобщителей. Гипероксигенация Гиподинамия Ионизирующее излучение Активация фагоцитоза Стресс(за счет гипоксии) Прооксиданты окружающей среды: диоксиды серы, азота, озон, табачный дым, гербициды, пестициды, выхлопные газы и др. Ферменты система АОЗ Незаменимые факторы питания: - витамины (Е, С, А, Р) - аминокислоты и другие метаболиты, содержащие SH- группы - микроэлементы (селен и др.) Стабильная структурно-функциональная организация клеточных мембран (содержание холестерина, ПНЖК и др.)

Таблица 2. «Антиоксиданты и их действия»

Антиоксиданты Действие
Антиоксиданты - ферменты: Супероксиддисмутаза (СОД) Глутатионпероксидаза (ГПО) Глутатионредуктаза, каталаза Антиоксиданты - витамины: Е, А, каротиноиды, С, Р, К Антиоксиданты–микроэлементы: Se, S, Cu, Mn, Zn, Mg, V Антиоксиданты растений (биофлавоноиды, полифенолы): черника, клюква, калина, малина, земляника, чернослив, ежевика, красное вино и др. ● Лечебно-профилактическое действие при ряде заболеваний ● Замедление процессов старения организма, износа клеточных мембран ● Повышение устойчивости организма к воздействию радиации и других вредных факторов внешней среды ● Усиление иммунитета ● Нормализация функций сердечно - сосудистой системы ● Антиканцерогенное действие ● Выраженный косметический эффект

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:

1. Какие условия обеспечивают осуществление микросомального окисления на физиологическом уровне?

2. Какую роль выполняет микросомальное окисление в процессах анаболизма?

3. Какие побочные явления могут сопровождать детоксикацию ксенобиотиков при микросомальном окислении?

4. Какие витамины и минеральные вещества участвуют в микросомальном окислении?

5. Покажите возможную связь микросомального окисления с канцерогенезом.

6. Что такое свободные радикалы? Какие свободные радикалы образуются в организме?

7. Какова физиологическая функция свободно-радикального окисления (СРО)?

8. Какие факторы способствуют увеличению объема СРО в организме?

9. Назовите последствия увеличения объема СРО в организме.

10. Объясните связь СРО с процессами старения.

11. Какие факторы активизируют, а какие тормозят ПОЛ мембран клеток?

12. Объясните связь между увеличением объема ПОЛ и заболеваемостью.

13. Назовите основные звенья антиоксидантной защиты (АОЗ).

14. Какое значение имеет разработка проблемы «ПОЛ-АОЗ» для практической медицины?

15. Назовите экзогенные факторы, увеличивающие защитную функцию АОЗ.

16. Какие витамины и микроэлементы являются антиоксидантами?

Наши рекомендации