Мнимые и действительные ценности
Манипулирование личностными (духовными) ценностями людей
Манипулирование духовными ценностями осуществляется за счет создания манипулятором условий, в которых адресат просто не может поступить иначе, вопреки своим жизненным и моральным ценностям.
Манипулирующий ”взывая к более благородным мотивам”, по выражению Дейла Карнеги, возбуждает у адресата внутреннюю борьбу противоречивых мотивов.
Духовные ценности людей отличаются от усвоенных норм поведения тем, что они выстраданы на собственном жизненном опыте. Ведь они также отличаются друг от друга как то, что воодушевляет и вдохновляет(духовные ценности) от того, что больше похоже на принуждение чем на побуждение(нормы поведения).
В своей книге Е. Доценко приводит показательный пример манипулирования духовными ценностями:
Одна из школ проводит новый образовательный эксперимент.
И вот Руководство школы поручает своему Представителю поехать в командировку, закупить новые учебники. Руководство заверяет своего Представителя, что деньги будут высланы по почте в срок. Однако на месте возникают ”необъяснимые” проволочки с денежным переводом.
В результате Представитель закупает учебники на свои собственные деньги, зная, что компенсации в скором времени он не получит.
Почему он идет на такие жертвы со своей стороны? - Потому что был поставлен в условия, когда не может вернуться ни с чем, ведь в таком случае образовательный эксперимент будет сорван!
Действия Руководства выглядят на первый взгляд, как банальный обман, однако это не так.Потому что Руководство, отправляя своего Представителя, делало ставку на сознательность и ответственность последнего за успех общего дела и не ошиблось.
В реальности же действия Руководства выглядят либо как манипуляция, либо как саботаж:
- во-первых, деньги не были перечислены;
- во-вторых, была проигнорирована возможность того, что у Представителя просто-напросто не окажется при себе необходимой суммы. Иными словами действия руководства выглядят, на самом деле, либо как манипулирование обстоятельствами, либо как преступная должностная беспечность.
Таким образом, ожидаемое от Представителя поведение состояло в том, чтобы он принял навязываемые Руководством - манипулятором «правила игры». И Представитель принял правила навязанной ему игры ”стоически перенося несправедливость”, “будучи выше обид и претензий, потому что так надо для пользы общего дела”.
Итак, вот как выглядит схемам манипулирования ”тем, что свято” согласно Е. Доценко:
· основной действующий агент — поиск смысла;
· способы побуждения — актуализация существующих смыслов и ценностей, подталкивание к переоценке ценностей, имитация процесса поиска смысла;
· мишени — отношения между мотивами, смыслы;
· автоматизмы — привычные для данного конкретного человека способы совладания со смысловой дезориентацией и заполнения смыслового вакуума
МНИМЫЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
2009-09-25
Все ценности внешнего мира – это только отражения непроявленной на материальном плане реальности. Под ценностями здесь понимаются не только материальные объекты, но и все виды человеческой активности, направленные на успешность во внешнем мире. В действительности, это только отражения всех планов реальности низшей сферы миров. Каждое вид живых организмов, обитающих на Земле, является представителями какого-либо из планов бытия низшей сферы. Но человек в отличие от других форм жизни на Земле отражает в себе все миры низшей сферы, в том числе и те, которые значительно ниже миров, представители которых на Земле существуют в виде животных и растений. Поэтому, человек, в отличие от животных, самое жестокое, извращенное и лживое существо на Земле, и в то же время он содержит в себе высочайшие возможности, благодаря которым его эволюция беспредельна. Так, ни одно животное не будет вызывать страдания у своей жертвы, чтобы наслаждаться этими страданиями, как это может делать человек. Ни одно живое существо не будет ради удовольствий жертвовать своим потомством, как это делает женщина. В природе хищники убивают свою жертву, потому что им самим необходимо выжить. Человек же может отбирать необходимое для жизни многих других людей, чтобы самому стать богатым, и стремления к богатству у человека не имеет пределов. Животные убивают или ослабленную жертву или в чем-либо несовершенную, этим самым, способствуя эволюции жизни на Земле. Человек же, стремясь к власти над миром, делает все, чтобы привести в состоянии деградации других людей, так как это позволит ему без дополнительных помех управлять миром. Лживость, непомерная гордыня, жадность к богатствам и удовольствиям, неуемное стремление к власти, жестокость, извращенность – это те качества, которые находятся ниже животной границы всего сущего на Земле. И в то же время в человеке есть стремление к прекрасному и умение выразить это прекрасное в различных видах искусства, и в нем же проявляется стремление к познанию Вселенной и познанию своей Божественной природы. Все это так же не принадлежит животному миру, но значительно превосходит его, находясь за верхней гранью доступности для всего сущего на Земле.
Таким образом, у современного человека есть четыре направления, которым он может следовать в своей жизни: идти путем, основная идея которого заключена в богатстве, власти, удовольствиях, для достижения которых все средства хороши – ложь, насилие, извращение и над всем этим непомерная гордыня Люцифера.
Можно идти другим путем, в основе которого идея выживания, включающая в себя труд, семью, маленькое семейное счастье, возможно, большую любовь и ещё, защищенность.
Человек может пойти и путем познания мира, открывать неизвестное, создавать прекрасное, быть альтруистом и помогать выживать другим людям, стремиться к распространению знаний и всего доступного прекрасного, созданного человечеством.
И, наконец, человек может пойти путем познания самого себя, что, в конечном счете, приведет его к познанию Бога и единству с ним.
Для человека ценным должно быть только то, что ведет к совершенству его сознания. все остальные ценности этого мира преходящи, и ни одна из них не может быть взята человеком за пределы своей земной жизни.
У Томаса и Знанецкого ценности носят «ситуативный» характер. Центральное место в их теории занимает понятие «социальная ситуация», включающее как объективно существующие социальные ценности, так и субъективные установки. Формирование системы ценностей личности происходит при «определении ситуации» индивидом посредством их взаимодействия и соперничества [232, 357]. Т. Парсонс в своей теории социального действия оперирует понятием «социальная система», которая в качестве подсистем включает, с одной стороны, потребности «деятеля», а с другой - ценности социокультурной среды. При «ориентации деятеля на ситуацию» происходит взаимодействие и взаимообмен ценностно-нормативного содержания этих двух подсистем посредством институционализации (узаконения обществом в процессе легитимизации) и интернализации (внутреннего принятия личностью в процессе социализации)