Темы докладов и сообщений. 1. Культура первобытного типа в современных условиях[5]
1. Культура первобытного типа в современных условиях[5].
2. Магия и ее формы[4,6].
3. Анимистические представления первобытного человека[4,5].
4. Анализ содержания мифа (по выбору)[2,4,5].
5. Специфические особенности первобытного искусства[1,3,5].
Семинар 10.
Формирование европейской культуры
(история культуры от Античности до Ренессанса)
1. Античность как тип культуры. Особенности культуры Древней Греции и Древнего Рима.
2. Средневековая культура. Культурно-исторические типы. Романика и готика.
3. Ренессанс как переходный тип культуры. Культура эпохи Возрождения в Италии. Северное Возрождение.
Основные понятия:античность, полис, агон, катарксис, теоцентризм, карнавализация, куртуазность, романика, готика, Ренессанс, антропоцентризм, гуманизм.
Основная литература
К вопросу 1
1. Боннар, А. Греческая цивилизация / А. Боннар. М., 1992. Т. I. Гл. 2, 4, 8; Т. II. Гл. 2, 3, 4, 7, 8; Т. III. Гл. 1, 2, 3, 5. (а также другие книги этого автора)
2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. –С. 74-99,170-214, 201-214. 238-259.
3. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С.319-321.
4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990. – 351 с.
К вопросу 2
1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1988. (а также другие книги этого автора)
2. Данилова Е. И. Искусство средних веков и Возрождения : Работы разных лет / [Авт. вступ. ст. М. Я. Либман] .- М. : Совет. художник , 1984 .- 271 с.
3. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья : Пародия в лит. и искусстве, IX-XVI вв. / Рос. АН, Ин-т археологии. - М. : Наука, 1992. - 286 с.
4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. – С. 321-323.
5. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 1995. С. 174–194, 562–573.
К вопросу 3
1. Баткин Л.М. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. М.,1995. С. 45-55, 88-95, 116-118, 186-191, 228-230. (а также другие книги этого автора)
2. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 2001. – С101-127,127-151,197-205,
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Вып. 1–3. М., 1986–1993.
4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 323-326.
5. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1998. – 366с.
Дополнительная литература
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.
2. Брагина Л.М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М.,1996.
3. Винничук А. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М.,1988. С. 138-160, 191-203, 283-288, 484-493.
4. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. –С. 74-99,170-214, 201-214. 238-259.
5. Воронина Т.С. Искусство возрождения в Нидерландах, Франции, Англии / Т. С. Воронина, Н. Л. Мальцева, В. В. Стародубова ; НИИ теории и истории изобраз. искусства Рос. акад. художеств. - М. : Искусство , 1994 .- 144, XXXI с., [175] л. ил. ; 29 см. - (Памятники мирового искусства : Вып. 9).
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. - М.,1994. Гл. 2-4, 25.
7. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. – М., 1998 (Т.1), 1999 (Т.2). 2000.(Т.3), 2000 (Т.4).
8. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990. –621с.
9. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств : Очерки Вып.2:. - М. : Искусство, 1975-.
10. Зелинский Φ.Φ. История античной культуры / Ред. и прим. С.П.Заикина. 2-е изд. СПб.; Марс, 1995 - 380 с:
11. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека.- Москва, "Греко-латинский кабинет", 1997.
12. Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность: Очерки / Г. С. Кнабе. - М. : Искусство, 1986. - 207 с.
13. Культура Древнего Рима /под ред.Е.С. Голубцовой Москва, "Наука", 1985. Т1,Т2.
14. Тяжелов, В. Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе / В. Н. Тяжелов ; Редкол.: А. М. Кантор и др. - М. : Искусство; Dresden : Verlag der Kunst, 1981. - 383 с.
15. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.
Методические указания
Тема семинара «Формирование европейской культуры (история культуры от Античности до Ренессанса) требует пристального внимания. Основная задача – проследить на конкретных примерах смену культурных парадигм (ценностей, вошедших в основание культуры). Предложенные вопросы по каждой части (Античность, Средние века, Ренессанс) достаточно обширны.
Как известно, мировая культура использует опыт достижений Античности. Мотивы, образы, сюжеты прочитываются всеми видами изобразительного искусства, современного (настоящего!) кино, театром. Важную роль в формировании национальных культур Европы сыграло Средневековье. Достижения Ренессанса вошли в основание развития культуры Нового и Новейшего времени.
В процессе изучения вопроса «Античность как тип культуры» следует обратить внимание на взаимосвязь искусства (возникновение ордерной системы, формирование особенностей архитектуры, драматургии, театра) общественных постулатов (законов полиса), мировоззрения (значение мифологии для развития процессов в культуре) в целостности культуры Древней Греции. Данные параметры необходимо увидеть и в римской культуре. Качества практицизма, монументализма форм, утилитарности становятся более важными в Древнем Риме. Греческое и римское наследие органично входит в основание формирования европейской культуры.
При изучении культуры Средних веков необходимо: 1) обратить внимание на особенности каждого культурно-исторического типа средневекового человека; 2) обнаружить место и значение в общей системе средневековья рыцарской, куртуазной, народно-смеховой культур; 3) познакомиться с романским и готическим стилями с архитектуре; 4) понять соотношение города и храма в средневековой модели.
Средневековье оказало влияние на дальнейшее развитие мировой культуры. Так, например, традиции рыцарства мы можем обнаружить в романе В. Скотта «Айвенго» (см. также разные версии в кино), архитектурный образ Собора Парижской богоматери видим в одноимённом романе В. Гюго и известном мюзикле «Notre-Dame de Paris».
Процесс коммуникации (диалога на разных уровнях) становится необходимым в нашей повседневности. Осмысление Ренессансом культурного наследия греческой и римской Античности, трансформация средневековой модели даёт возможность наглядно увидеть через ряд конкретных вопросов и тем (для докладов и сообщений) уровни диалогичности, стратегии и формы использования достижений прошлого и настоящего.
Следует разобраться в смыслах таких понятий, как «гуманизм», «антропоцентризм». Обнаружить важность и первостепенность личности художника для эпохи. Обратить внимание на использование эпохой Возрождения тем и сюжетов Античности и Средневековья. Показать влияние достижений Ренессанса в Италии на формирование новых ценностных ориентиров в культуре Франции, Германии, Испании.
Источники, на которые следует обратить внимание при подготовке, это работы А.Ф. Лосева, Ф.Ф. Зелинского, А.Я. Гуревича, Л.М. Баткина, Й. Хёйзинга, А. Винничук , О.М. Фреденберг.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Дайте определение понятия «античность». Укажите хронологические рамки античной культуры и этапы ее развития.
2. Какое место занимали мифы в картине мира древних греков? древних римлян? Как это повлияло на формирование художественной культуры древней Греции и Рима?
3. Каковы экономические, социальные и политические отношения в городах Древней Греции и Древнего Рима? Как это влияло на формирование ценностных ориентиров человека античности?
4. Укажите основные особенности искусства Древней Греции и Древнего Рима. Приведите примеры.
К вопросу 2
1. Укажите хронологические рамки Средневековья.
2. Назовите особенности мировоззрения человека средневековья? Укажите культурно-исторические типы средневекового человека. Каковы стереотипы поведения, место в иерархии общества?
3. Чем можно объяснить некоторую условность и нарочитость рыцарской культуры? Что такое куртуазная культура? Дайте характеристику рыцарского этикета.
4. Почему именно развитие городской культуры стимулировало возникновение системы образования, науки? Что Вам известно о культуре быта средневековых горожан?
5. Охарактеризуйте романский и готический стиль как выражение средневекового мировоззрения.
6. Какое место в Средневековье занимала карнавальная, народная смеховая культура?
К вопросу 3
1. Дайте определение понятию «Ренессанс». Кто и когда ввёл это понятие? Укажите причины появления Ренессанса в Италии. Назовите периоды эпохи Возрождения в Италии.
2. Что такое гуманизм? С чем связан антропоцентризм и гуманизм в культуре Возрождения? Что означает быть гуманистом? Гуманисты Ренессанса. Назовите имена.
3. Каковы эстетические идеалы Ренессанса? В чём видятся противоречия эпохи? Назовите сквозные сюжеты и образы Ренессанса? Приведите примеры работ художников.
4. Какие особенности имела культура Возрождения в Северной Европе? Что Вам известно о северно-европейских гуманистах? Как идеи Ренессанса проникали в мир художественной культуры Северной Европы?