Богам во славу спляшем мы, а в будущем
Остерегайтесь, не грешите более!
«Лисистрата» — одна из наиболеестройных по композиции
аристофановских комедий. Все ее элементы подчинены решению главной задачи.
«Всадники»
Антивоенная тема присутствует и в другой знаменитой комедии Аристофана «Всадники». Она соединяется с темой осуждения бессовестных демагогов, политиканов, дурачащих народ лживыми посулами.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СОЗДАНИЯ КОМЕДИИ. «Всадники», поставленные в 424 г., удостоились на соревновании комедиографов первого приза. Поводом к еенаписанию послужили следующие обстоятельства. В Пелопоннесской войнепроизошел благоприятный поворотдля афинян:стратег Демосфен(он выведен в виде раба) осуществил захват гавани Пилос;был завоеван также остров Сфактерия.При этом почести победителя достались лидеру агрессивной фракции демократической партии полководцу Клеону, хотя в подготовку этой операции внесли основной вклад Демосфен и другой стратег — Никий (такжевыведенный в качестве раба). Клеон же торжественно вернулся в Афины, где удостоился высших почестей: пожизненного обеда в пританее, т.е. в афинском городском совете, и первого места в театре. На следующий год его избрали стратегом. Вскоре под начальством Никия афиняне предприняли удачный поход в Коринф. Эти события дали повод к созданию комедии, иносказательный смысл которой был понятен афинским зрителям.
КЛЕОН КАК ПРОТОТИП ПАФЛАГОНЦА. В комедии Клеон — прототип одного из главных персонажей: он действует под именем раба, названного Пафлагонцем,или Кожевником.Это было очевидно современникам. Клеон, лидер партии радикальных демократов, нападавший на самого Перикла, был в ту пору в Афинах личностью влиятельной. Клеон выступал за интенсификацию военных действий, в то время как Никий, представлявший интересы крупных и средних землевладельцев, — за их прекращение. И требовалось гражданское мужество, чтобы сделать его на сцене предметом насмешек и комических трюков. Говорят, что Клеон внушал такой страх, что ни один актер не брался за эту роль. Тогда ее сыграл, причем без маски, сам Аристофан.
В какой же мере у Аристофана литературный образ верен прототипу?
Известно, что Клеон запугивал людей ложными доносами, за что его ненавидели как бедные, так и богатые. Он обманывал народ, льстил ему, вымогал взятки у сограждан и афинских союзников, был замешан в казнокрадстве; короче, был «осчастливлен» целым букетом пороков, что, однако, не мешало ему преуспевать. В комедии он представлен, как и водится в произведениях такого жанра, в смешном, даже карикатурном свете.
Между тем, авторитетные историки подтверждают справедливость аристофановской характеристики Клеона как личности неприглядной. Пословам Фукидида, Клеон — «самый буйный извсех граждан, пользовавшихся тогда больше всех доверием у народа». Знаменитый биограф Плутарх сообщает о «скверности наглости» Клеона. Великий философ Аристотель напоминает о некоторых ораторских «приемах» Клеона, который «более всех развратил народ своими порывистыми движениями, первый стал кричать на трибуне и ругаться». «Всадники» Аристофана подчеркиваютобщую особенность лревнеаттической комедии — свободу личной шлевки.
Еще один вывод: законы политики таковы, чтои в стародавние времена вцивилизованных демократических Афинах могли преуспевать демагоги и авантюристы. Ныне политиков такого рода, ориентирующихся обычно на отсталые слои населения, называют популистами.
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. В комедии «Всадники» действие происходит в Афинах перед домом Демоса (Народа афинского), дряхлого старика, у которого забрал власть ловкий раб по имени Пафлагонец. По словам раба Ни-кия, «с тех пор, как в дом ворвался он, прохода нет нам, домочадцам, от битья и ругани». В имени Пафлагонца намек на то, что отец Клеона был владельцем кожевенной мастерской. Слово же «пафладзо» означает: «брызгать». Буквально его имя означает: «кожебрызгающий».Клеон имел обыкновение, произнося речи, входить в раж и брызгать слюной. Один из рабов Народа (в некоторых переводах Демоса) так характеризует и хозяина, и ловкого, нахального Пафлагонца:
Хозяин с ним один у нас,
Бобов грызун, сварливый, привередливый,
Народ афинский, старикашка глухонький.