Распространенная ошибка при обучении торможению левой ногой
Торможение левой ногой — продвинутая и довольно сложная техника. Поэтому ее следует применять после многочисленных практических занятий. Когда вы только учитесь тормозить левой ногой, по началу вы нажимаете педаль слишком сильно. Это происходит потому, что вы привыкли нажимать левой ногой на сцепление, которое обычно нажимают до упора в пол. Вам потребуется некоторое время чтобы перепрограммировать мышечную память ноги и ступни. И настоятельно рекомендуем найти для практики немного асфальта там, где вы никому не помешаете.
Перегазовка или Heel & Toe — это искусство понижения передач с подбором оборотов на торможении. Комбинируя торможения с переключениями передач при прохождении поворотов вместо раздельного использования того и другого вы станете быстрее в любой дисциплине, которая подразумевает управление автомобилем — это фундаментальный для профессионала навык.
Что дает перегазовка пяткой при переключеии?
o Снижает нагрузку на трансмиссию
o Предотвращает сильное смещение веса вперед при понижении передач
o В предельных случаях снижает вероятность блокировки колес
o Позволяет быстро и плавно понижать передачи перед входом в поворот
Как это сделать?
Данная техника реализуется путем поворота правой ноги носком внутрь и использовании носка для торможения, а пятки — для подгазовки. Хотя это и звучит сложно, перегазовка — сравнительно простая техника, для которой требуется немного практики. Данная техника жизненно необходима на треке, но также придаст вам плавности и на обычной дороге.
Перегазовка — шаг за шагом:
1. Перегазовка чаще всего используется при переключении на пониженную передачу перед входом в поворот. На диаграмме 1 (ниже) рассматривается ситуация: водитель разгоняется на третьей передаче, приближаясь к верхней границе диапазона мощности.
Диаграмма 1: ускорение на третьей передаче
По мере приближения к точке торможения, поставьте носок правой ноги над педалью тормоза. Тормоз имеет более высокий приоритет, чем газ в данном случае. Так что обеспечьте надежный контакт ноги с педалью тормоза без риска соскальзывания с нее. Если у вас что-то не получится, пусть лучше вы недожмете газ, чем отпустите раньше времени тормоз. В некоторых машинах очень трудно сделать перегазовку из-за неудобного расположения педалей. Полезно носить гоночную обувь или ботинки на тонкой подошве чтобы увеличить чувствительность стопы и лучше чувствовать педаль. Это также снизит вероятность соскальзывания ноги с педали тормоза.
2. Нажмите тормоз и снизьте скорость движения до той, на которой возможно переключиться на пониженную передачу без избыточного увеличения оборотов двигателя (см. диаграмму 2 ниже). В этом примере водитель на третьей передаче снижает скорость.
Диаграмма 2: Жесткое торможение перед поворотом, обороты падают по мере замедления
3. Непосредственно перед тем, как можно будет переключиться на пониженную передачу, но все еще продолжая тормозить, поверните правую ногу и приготовьтесь нажать на газ пяткой. Если педали очень близко, то можете нажимать внешней стороной стопы вместо пятки.
В это же время выжмите сцепление левой ногой, чтобы разъединить колеса и двигатель.
Диаграмма 3: вращение правой ноги при подготовке к нажатию на газ и одновременный выжим сцепления
4. Как только выжмете сцепление, обороты двигателя начнут падать быстрее. Увеличьте обороты при помощи подгазовки пяткой правой ноги так, чтобы они соответствовали скорости движения на второй передаче.
Диаграмма 4: подгазовка пяткой до нужного уровня оборотов
5. Когда скорость движения и обороты двигателя совпадают, переключитесь на передачу, которая позволит выйти из поворота быстро, в нашем случае — на вторую (диаграмма 5).
Диаграмма 5: переключение на вторую передачу
6. Плавно, с нарастающим ускорением отпустите педаль сцепления.
Диаграмма 6: отпустите сцепление и разгонитесь для прохождения поворота
7. Пройдите поворот, разгоняйтесь плавно и готовьтесь к следующему повороту.
Диаграмма 7: разгон
Поздравляем, вы только что успешно переключились на пониженную передачу с использованием техники перегазовки пяткой (или Heel & Toe). Но помните — настоящее мастерство добывается в тренировках.
При движении вес машины может смещаться продольно (в сторону передней или задней оси) или поперечно (из стороны в сторону). В зависимости от того как и когда возникает изменение распределения веса, оно может помочь или помешать осуществить задуманное не дороге или треке.
Для лучшего понимания эффектов смещения веса стоит рассматривать машину с очень мягкой подвеской.
Смещение, или перераспределение веса можно вызвать тремя способами:
o Ускорение
o Замедление
o Поворот руля