Задания для самостоятельной работы. Составить карточки с текстами и графическими изображениями мелодического их

Составить карточки с текстами и графическими изображениями мелодического их звучания. Тренироваться в их воспроизведении, озвучании.

Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона голоса, где бы это ударение ни стояло: в конце, середине или начале фразы.

Овладеть искусством тембрирования на специально подобранных текстах. Например, взяв такие двустишия В. Маяковского:

Отечество

славлю,

которое есть,

но трижды —

которое будет.

Жена,

да квартирка,

да счет текущий —

вот это —

отечества райские кущи.

Читая их и наполняя внутренним содержанием, подтекстом, услышать, как различно звучит слово «отечество» в первом двустишии

Сочинять или находить в литературе тексты, которые можно использовать для развития диапазона, силы голоса, темпо-ритма речи и т.д. Тренировать технику и выразительность звучащего слова, создавая свой индивидуальный "блок голосо-речевой разминки".

Напоминаем ещё раз последовательность расположения упражнений для развития того или иного навыка:

1 цикл—Дыхательная гимнастика.

2 цикл—Свобода звучания.

3 цикл—Опора звука.

4 цикл—Собранность и звонкость голоса.

5 цикл—Дикционная четкость.

6 цикл—Диапазон голоса.

7 цикл—Сила голоса.

8 цикл—Темпо-ритм речи.

9 цикл—Мелодика и логика речи.

10 цикл—Эмоциональный тембр.

В ходе работы одни упражнения могут заменяться другими, развивающими те же свойства и качества речи. "Блок разминки" более полный создается для ежедневной тренировки. В сокращенном варианте упражнений - для того, чтобы приводить "в рабочее состояние" голосо-речевой аппарат непосредственно перед выступлением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методически верно применяемые на практике предложенные приемы и упражнения голосо-речевого тренинга вырабатывают многие необходимые компоненты техники и выразительности звучащего слова.

· Воспитывают навыки фонационного дыхания: виды выдыхания; рефлекторный добор воздуха в процессе речи; навык "переключения" дыхания, обеспечивающий качественное звучание различной по характеру и экспрессии речи.

· Тренируют: опору звука; мягкое атакирование; свободное звучание; собранность и звонкость голоса.

· Помогают: найти "центр" голоса; обогащать индивидуальный тембр; осваивать посыл звука на аудиторию, "эховое" и тихое опёртое звучание; достигать координированной работы диафрагмы и ротовой артикуляции, обеспечивающей дикционную четкость.

· Воспитывают: навык владения диапазонным звучанием речи при совокупности работы резонаторов, ведущих к сглаживанию регистров при переходах из тона в тон; мастерство использования силы звука как выразительного средства речи; искусство владения мелодикой, темпоритмом речи и эмоциональным тембром.

· Тренируют: навык «изолированного сокращения мышц», сохраняющий свободу звучания голоса при неудобных для звукопроизводства позах и физических действиях, вызывающих мышечное напряжение организма (рук, шеи, плеч, ног, спины, лица...); навык «выбрасывания» неиспользованного в фонации воздуха, позволяющий избегать кислородного голодания организма во время физических действий, сопровождающих речь (избегать одышки); навык «мышечного контролера» в эмоциональные моменты исполнения.

Объем книги не позволил осветить такие важные элементы техники словесного действия, как искусство акцентуации, перспективы речи и др. Эти вопросы в какой-то степени освещены в учебно-методических пособиях автора «Искусство звучащей поэзии» (ВНМЦ, 1984 г.) и «Искусство литературной композиции и монтажа» (ВНМЦ, 1985г.).

Кому-то покажется мелочью работа над дикцией, дыханием, голосом, мышечной свободой, выразительными средствами речи... Это величайшее заблуждение. «Мелочи создают совершенство, но совершенство — не мелочь»1 — писал Микеланджело, подчеркивая

этим, насколько существенны детали в любой работе, а в творческой особенно.

Нельзя пренебрегать речевой техникой. Ведь «техники служит актёру опорой, можно сказать, воодушевляет его, помогает создавать художественные образы, и если для актера-ремесленника техника — тяжелые путы, тяжелые оковы, это для актёра талантливого это крылья горного орла»1 — говорил Н.К. Черкасов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вербовая И., Головина О., Урнова В.Искусство речи. —М.: Искусство, 1977.

2. ДмитрииЛ. В.Основы вокальной методики.—М.: Музыка, 1968.

3. Кнебель М. О.Слово в творчестве актера.—М.: НТО, 1979.

4. Комякова Г. В.Слово в драматическом театре.—М.: Искусство, 1974.

5. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского.— М.: Искусство. 1978.

6. Матусевич М. И.Современный русский язык. Фонетика.—М., 1976.

7. Савкова3. В.Как сделать голос сценическим.—М.: Искусство, 1978.

8. Савкова3. В.Средства речевой выразительности. — Л.: Знание, 1982.

9. Савкова 3. В.Монолог в искусстве массовых представлений.— Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1979.

10. Савкова 3. В.Выразительные средства речевого взаимодействия в массовом представлении. — Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1981.

11. Савкова 3. В.Искусство звучащей поэзии,—М,: ВНМЦ, 1984.

12. Савкова 3. В.Искусство литературной композиции и монтажа,—М.: ВНМЦ, 1985.

13. Савкова 3.В. Риторические игры. — СПбГАК. 1995.

14. Савкова 3. В.Риторика. Программа курса. — СПбГАК. 1996.

15. Станиславский К. С. Собр.соч. в 8-ми тт. - М.: Искусство, 1954-1961.

16. Топорков В. О.О технике актера. — М.: ВТО, 1958. Шенберг В. А., Савкова3. В. Риторика - СПВГИЭА. 1997.

[1] Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АН СССР, 1968, с. 256

[2] Дмитриев А. В. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968, с.239-240.

[3] Станиславский К. С. Соч., т. 4, с. 182—183

[4]Ухтомский А. А. Соч., т. 8. – Л: Изд-во ЛГУ, 1945, с. 220.

[5] Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. – М.:Изд-во АН СССР. 1926, с.96

6 Ушинский К. Д. Соч. т. 2, с. 28. - М.: Изд-во Акад. Пед. наук; РСФСР, 1948

[7] Стихи, сочиненные студентами (они отмечены "звездочкой" *), прочно вошли в практику работы над техникой звучащего слова.

[8] См: Станиславский К.С. Соч., т.3, с. 61.

[9] Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.—М: Музыка, 1968, с. 437. 24

[10] Станиславский К. С. Соч., т. 3, с. 67.

[11] Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса,—М.: Медицина, 1964, С. 76.

[12] Станиславский К. С. Соч., т. 3, с. 432.

[13] Станиславский К. С. Соч., т. 3, с. 439.

[14] Речевой слух — это способность слышать и воспроизводить звучащую речь во всех ее фонетических проявлениях. Хорошо натренированный слух сказывается в способности имитировать услышанную речь. Такая способность легко тренируется. У некоторых она становится профессией, например, у актеров эстрады (пародистов-имитаторов).

Какие же компоненты речевого слуха следует развивать? Прежде всего фонематический слух — способность различать и воспроизводить все звуки речи, входящие в состав слова, соотнося их с фонетикой родной речи и орфоэпическими правилами. Здания по составлению "Антисловарей", "Речевых паспортов" и др. и направлены на развитие этого компонента речевого слуха.

[15] Речевой такт, или синтагма - это цельная интонационно-смысловая единица предложения, состоящая из одного или нескольких слов.

[16] Станиславский К. С. Соч., т. 3, с. 128.

[17] Станиславский К. С. Соч., т. 2, с. 135.

[18]Станиславский К. С. Соч., т. 3, с. 110—111.

[19] Морозов В. П. Тайны вокальной речи.—Л.: Наука, 1967, с. 3.

Наши рекомендации