Задания для самостоятельной работы. Составить карточки с текстами и графическими изображениями мелодического их
Составить карточки с текстами и графическими изображениями мелодического их звучания. Тренироваться в их воспроизведении, озвучании.
Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона голоса, где бы это ударение ни стояло: в конце, середине или начале фразы.
Овладеть искусством тембрирования на специально подобранных текстах. Например, взяв такие двустишия В. Маяковского:
Отечество
славлю,
которое есть,
но трижды —
которое будет.
Жена,
да квартирка,
да счет текущий —
вот это —
отечества райские кущи.
Читая их и наполняя внутренним содержанием, подтекстом, услышать, как различно звучит слово «отечество» в первом двустишии
Сочинять или находить в литературе тексты, которые можно использовать для развития диапазона, силы голоса, темпо-ритма речи и т.д. Тренировать технику и выразительность звучащего слова, создавая свой индивидуальный "блок голосо-речевой разминки".
Напоминаем ещё раз последовательность расположения упражнений для развития того или иного навыка:
1 цикл—Дыхательная гимнастика.
2 цикл—Свобода звучания.
3 цикл—Опора звука.
4 цикл—Собранность и звонкость голоса.
5 цикл—Дикционная четкость.
6 цикл—Диапазон голоса.
7 цикл—Сила голоса.
8 цикл—Темпо-ритм речи.
9 цикл—Мелодика и логика речи.
10 цикл—Эмоциональный тембр.
В ходе работы одни упражнения могут заменяться другими, развивающими те же свойства и качества речи. "Блок разминки" более полный создается для ежедневной тренировки. В сокращенном варианте упражнений - для того, чтобы приводить "в рабочее состояние" голосо-речевой аппарат непосредственно перед выступлением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методически верно применяемые на практике предложенные приемы и упражнения голосо-речевого тренинга вырабатывают многие необходимые компоненты техники и выразительности звучащего слова.
· Воспитывают навыки фонационного дыхания: виды выдыхания; рефлекторный добор воздуха в процессе речи; навык "переключения" дыхания, обеспечивающий качественное звучание различной по характеру и экспрессии речи.
· Тренируют: опору звука; мягкое атакирование; свободное звучание; собранность и звонкость голоса.
· Помогают: найти "центр" голоса; обогащать индивидуальный тембр; осваивать посыл звука на аудиторию, "эховое" и тихое опёртое звучание; достигать координированной работы диафрагмы и ротовой артикуляции, обеспечивающей дикционную четкость.
· Воспитывают: навык владения диапазонным звучанием речи при совокупности работы резонаторов, ведущих к сглаживанию регистров при переходах из тона в тон; мастерство использования силы звука как выразительного средства речи; искусство владения мелодикой, темпоритмом речи и эмоциональным тембром.
· Тренируют: навык «изолированного сокращения мышц», сохраняющий свободу звучания голоса при неудобных для звукопроизводства позах и физических действиях, вызывающих мышечное напряжение организма (рук, шеи, плеч, ног, спины, лица...); навык «выбрасывания» неиспользованного в фонации воздуха, позволяющий избегать кислородного голодания организма во время физических действий, сопровождающих речь (избегать одышки); навык «мышечного контролера» в эмоциональные моменты исполнения.
Объем книги не позволил осветить такие важные элементы техники словесного действия, как искусство акцентуации, перспективы речи и др. Эти вопросы в какой-то степени освещены в учебно-методических пособиях автора «Искусство звучащей поэзии» (ВНМЦ, 1984 г.) и «Искусство литературной композиции и монтажа» (ВНМЦ, 1985г.).
Кому-то покажется мелочью работа над дикцией, дыханием, голосом, мышечной свободой, выразительными средствами речи... Это величайшее заблуждение. «Мелочи создают совершенство, но совершенство — не мелочь»1 — писал Микеланджело, подчеркивая
этим, насколько существенны детали в любой работе, а в творческой особенно.
Нельзя пренебрегать речевой техникой. Ведь «техники служит актёру опорой, можно сказать, воодушевляет его, помогает создавать художественные образы, и если для актера-ремесленника техника — тяжелые путы, тяжелые оковы, это для актёра талантливого это крылья горного орла»1 — говорил Н.К. Черкасов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Вербовая И., Головина О., Урнова В.Искусство речи. —М.: Искусство, 1977.
2. ДмитрииЛ. В.Основы вокальной методики.—М.: Музыка, 1968.
3. Кнебель М. О.Слово в творчестве актера.—М.: НТО, 1979.
4. Комякова Г. В.Слово в драматическом театре.—М.: Искусство, 1974.
5. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского.— М.: Искусство. 1978.
6. Матусевич М. И.Современный русский язык. Фонетика.—М., 1976.
7. Савкова3. В.Как сделать голос сценическим.—М.: Искусство, 1978.
8. Савкова3. В.Средства речевой выразительности. — Л.: Знание, 1982.
9. Савкова 3. В.Монолог в искусстве массовых представлений.— Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1979.
10. Савкова 3. В.Выразительные средства речевого взаимодействия в массовом представлении. — Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1981.
11. Савкова 3. В.Искусство звучащей поэзии,—М,: ВНМЦ, 1984.
12. Савкова 3. В.Искусство литературной композиции и монтажа,—М.: ВНМЦ, 1985.
13. Савкова 3.В. Риторические игры. — СПбГАК. 1995.
14. Савкова 3. В.Риторика. Программа курса. — СПбГАК. 1996.
15. Станиславский К. С. Собр.соч. в 8-ми тт. - М.: Искусство, 1954-1961.
16. Топорков В. О.О технике актера. — М.: ВТО, 1958. Шенберг В. А., Савкова3. В. Риторика - СПВГИЭА. 1997.
[1] Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АН СССР, 1968, с. 256
[2] Дмитриев А. В. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968, с.239-240.
[3] Станиславский К. С. Соч., т. 4, с. 182—183
[4]Ухтомский А. А. Соч., т. 8. – Л: Изд-во ЛГУ, 1945, с. 220.
[5] Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. – М.:Изд-во АН СССР. 1926, с.96
6 Ушинский К. Д. Соч. т. 2, с. 28. - М.: Изд-во Акад. Пед. наук; РСФСР, 1948
[7] Стихи, сочиненные студентами (они отмечены "звездочкой" *), прочно вошли в практику работы над техникой звучащего слова.
[8] См: Станиславский К.С. Соч., т.3, с. 61.
[9] Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.—М: Музыка, 1968, с. 437. 24
[10] Станиславский К. С. Соч., т. 3, с. 67.
[11] Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса,—М.: Медицина, 1964, С. 76.
[12] Станиславский К. С. Соч., т. 3, с. 432.
[13] Станиславский К. С. Соч., т. 3, с. 439.
[14] Речевой слух — это способность слышать и воспроизводить звучащую речь во всех ее фонетических проявлениях. Хорошо натренированный слух сказывается в способности имитировать услышанную речь. Такая способность легко тренируется. У некоторых она становится профессией, например, у актеров эстрады (пародистов-имитаторов).
Какие же компоненты речевого слуха следует развивать? Прежде всего фонематический слух — способность различать и воспроизводить все звуки речи, входящие в состав слова, соотнося их с фонетикой родной речи и орфоэпическими правилами. Здания по составлению "Антисловарей", "Речевых паспортов" и др. и направлены на развитие этого компонента речевого слуха.
[15] Речевой такт, или синтагма - это цельная интонационно-смысловая единица предложения, состоящая из одного или нескольких слов.
[16] Станиславский К. С. Соч., т. 3, с. 128.
[17] Станиславский К. С. Соч., т. 2, с. 135.
[18]Станиславский К. С. Соч., т. 3, с. 110—111.
[19] Морозов В. П. Тайны вокальной речи.—Л.: Наука, 1967, с. 3.