Литературы народов поволжья и приуралья 31 страница
Иллюстрация:
Н. Пиросманишвили. «Мальчик на осле»
Клеенка.
Государственный музей искусств Грузинской ССР
«Важа-Пшавела» значит «муж пшавский». Под этим именем вошел в грузинскую литературу поэт и писатель, оставивший неизгладимый след в истории развития грузинского поэтического мышления.
Будущий поэт родился в селе Чаргали в горном регионе Грузии Пшави, где люди жили по своим старинным традициям, вдохновляясь героическим прошлым и богатым устным творчеством, духом древней истории, преданий, мифов о богах небесных и богатырях земных, защищавших людей от злых сил — дэвов, об Амиране и Копале-дэвоборце. Многие из этих преданий и сказок, легенд и мифов Важа-Пшавела позднее использовал в своем творчестве, создавая произведения, вошедшие неоценимым вкладом в сокровищницу не только грузинской, но и мировой литературы.
Своими духовными предтечами Важа-Пшавела называл Руставели, Д. Гурамишвили, Н. Бараташвили
208
и И. Чавчавадзе, а главным источником своего творчества считал богатый фольклор горцев, особенно пшавов. Важа-Пшавела, разделяя эстетику грузинских шестидесятников, полагал, что поэзия должна служить народу. Он создал потрясающие по силе воздействия и выразительности образы людей и одухотворенные картины природы. По его убеждению, кроме живой, созерцаемой природы, существует и природа иная, которую поэт поститает особым, только ему присущим зрением. В стихотворении «Я был в горах» гора не физическая вершина, а высокий порыв поэзии. Оттуда, с высоты поэтического духа, ему виден весь мир, вся вселенная: «Я на груди луну баюкал и с богом вел я разговор». Поэт, «высокой думой окрыленный», готов умереть для блага мира и отчизны. Современное состояние общества вызывало в поэте скорбь и гнев. Он мечтал о герое будущего, которого представлял в образе человека, любящего народ, альтруиста, «каи кма» — «доброго молодца». Идеал поэта, герой с могучим характером, был запечатлен в образах Алуда (поэма «Алуда Кетелаури»), Гоготура («Гоготур и Апшина»), Звиадаури, Джокола («Гость и хозяин»), Квириа, Зезва, Лухуми («Бахтриони»).
Размышления о добре и зле, нравственности, о столкновении общества и личности, о глубинной сущности человека привели поэта к пониманию его противоречивости, выраженному с предельной экспрессией. Но это не мешало поэту видеть в мире, в природе универсальную гармонию. Этому Важа-Пшавела посвятил стихотворение «Ночь в горах» — гимн тому великому чуду гармонического единства и целостности прекрасного мира природы, которое волшебным образом рождается из множества взаимопротиворечивых начал:
Природа благо совершает,
А рядом делает и зло;
И никогда не разбирает,
Где будет мрачно, где светло...
.........
И все ж она живое чудо,
Ее прекрасно бытие,
И славу в честь ее повсюду
Я слышу, слушая ее.
(Перевод О. Ивинской)
Вселенная сложена гармонично, но не всегда жизнь людей включена в это благо, ей сопутствуют противоречия. Их могут устранить только герои. Важа-Пшавела вводит их в свой поэтический эпос — цельных, сильных, бесстрашных. Это — сыны народа, рожденные в его недрах, несущие в себе думу о его судьбах. Произведения поэта открывают читателю мир, населенный людьми, не испытавшими крепостного права, закаленными в боях за существование, за защиту прочных и гуманных моральных устоев. Огромную поэтическую энергию вложил Важа-Пшавела в свои художественные полотна. Жизненно актуальная, общечеловеческая проблематика его поэм существует как бы вне определенных временных границ, вне пределов конкретного национального бытия, хотя они повествуют о жизни и быте горцев-грузин. В произведениях Важа-Пшавела можно встретить сопоставление общины и личности, родового и индивидуального, но художественное мышление поэта не замыкается в этом кругу. Он боготворит жизнь во всех ее видах и проявлениях, благословляет великое чудо природы — человека; он призывает к правде, добру, красоте — внешней и духовной: со всей гражданской и поэтической страстностью поэт старается спасти людское общество от извечного зла, противоборство с которым обострялось в моменты столкновения традиций и новых начал. На таком философско-идеологическом фундаменте и строит поэт свои эпические произведения: «Бахтриони» (1892), «Алуда Кетелаури» (1883), «Гость и хозяин» (1893) и др.
В наследии Важа-Пшавела значительное место занимает художественная проза, в которой он выступает с такими же высокими нравственными идеалами, как в лирике и поэтическом эпосе. Есть у него и бытовые рассказы, составленные из картин народной жизни, и сатирические зарисовки, и прекрасные поэтические новеллы о природе («Сухой граб», «Фиалка», «Свадьба соек», «Горный источник», «Горы высокие», «Рассказ маленькой лани» и др.). Поэтическая проза Важа-Пшавела — продолжение его лирики и эпоса.
Важа-Пшавела — внешне простой, но по сути сложный художник, гений, корни философско-поэтического мышления которого связаны с глубинами цивилизации. Основой поэтического стиля писателя, его мировосприятия являются гуманизм, пронизанный горячим общественным и гражданским чувством, трагическое восприятие причин, задерживающих развитие свободной личности и тормозящих прогресс общества, упорное стремление к правде, справедливости, совершенству человека.
208
АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Теперь век критики» — так охарактеризовал 50—60-е годы XIX в. М. Налбандян. Школа, церковь, язык, литература были поставлены перед необходимостью реформ и перестроек. Исчезает иллюзия «идейного единства» нации, присущая просветительскому движению раннего
209
периода, и идеологическая жизнь усложняется борьбой разных общественных течений. Национально-клерикальное течение выражало идеологию реакционных слоев общества. Периодика национально-консервативного направления выдвигала программу просвещения нации также на основе армянской церкви, но с более умеренно-либеральных позиций. Носителем передовых идей эпохи было просветительско-демократическое течение. На страницах журналов и газет «Юсисапайл» («Северное сияние», Москва, 1858—1864), «Мегу» («Пчела», Константинополь, 1856—1874), «Аревелк» («Восток», Париж, 1855—1856), «Аревмутк» («Запад», Париж, 1859—1865) видные публицисты Степанос Назарян (1812—1879), Степан Восканян (1825—1901), Арутюн Свачян (1831—1874) с просветительских позиций критиковали феодальный строй и ратовали за европеизацию форм жизни.
В поэзии, которая занимала центральное место в литературе 50—60-х годов, будто сокровенная память звучит мелодия национальной песни. Стихотворения «Свобода» и «Дни детства» М. Налбандяна, «Слезы Аракса» Р. Патканяна, «Мы — братья» М. Пешикташляна, «Киликия» Н. Русиняна, «Сон» С. Шахазиза, «Ласточка» Г. Додохяна отразили романтическую концепцию лирики, которая активно обогащалась художественным опытом мировой классики.
Мкртич Пешикташлян (1828—1868) — тонкий лирик. «Любить все красивое, доброе, возвышенное» — вот эстетический идеал поэта. В его медитациях возникает образ родины — вечной обители мечты поэта. Венец патриотической лирики Пешикташляна — цикл «Зейтунские песни». Посвятив его героям Зейтунского восстания, поэт создал замечательный гимн героизму, славе и бессмертию армянских воинов, павших на поле брани. Политическая реакция в Турции сокрушила его надежды на освобождение родины, и он, предавшись мрачному отчаянию, ищет утешение в романтической «философии смерти».
Стихи сборника «Часы досуга» (М., 1860) молодого поэта Смбата Шахазиза (1840—1907) написаны в подражание Байрону. Под влиянием гражданской поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова, идей шестидесятников он преодолевает камерность и обращается к «насущным потребностям» времени. Его сборник «Скорбь Левона и другие стихотворения» (1865) — одна из ярких страниц армянской гражданской поэзии XIX в.
За свою очень короткую жизнь Петрос Дурян (1852—1872) создал семь драм, сорок стихотворений, написал несколько публицистических статей и около двух десятков писем, в которых «гениальный юноша», говоря словами В. Брюсова, «прокричал миру о своей страстной любви к родному народу, о своей вере в самого себя, о своих страданиях, которые были бы страданиями каждого мыслящего человека в окружающей поэта среде». Поэтические образы переплетены с философскими размышлениями. Его стихам свойственны драматизм переживаний и динамика мысли.
Одним из выдающихся представителей романтической поэзии был Рафаэл Патканян (1830—1892). Родившись в семье известного арменоведа, поэта и педагога Габриэла Патканяна, он рано приобщился к идеям национального пробуждения и уже в 50-х годах получил признание как поэт. Для его литературной и общественной деятельности особенно плодотворны были годы, проведенные в Петербурге (1855—1866). По его инициативе было создано литературное сообщество «Гомар-Катипа», которое в своих «Тетрадях» выдвинуло программу действий, имевшую целью политическое и культурное развитие армянского народа.
Знаменем своей поэзии Патканян провозгласил «Марсельезу». В стихотворениях «Армения и армянство», «Моя песня», «Колыбельная Армении», «Если б почернела моя седина», «Поет армянский юноша» и в поэмах «Смерть храброго Вардана Мамиконяна», «Кер-оглы» поэт пробуждает чувство национального самосознания армян, взывает к духу героического прошлого, вдохновляя народ на освободительную борьбу. Общенациональное признание получило патриотическое стихотворение «Слезы Аракса».
В 1867 г. Патканян переезжает в родной город Нор-Нахичевань. Как бы прощаясь с романтическими порывами юности, он занимается педагогической деятельностью и «под диктовку жизни» записывает ряд народных рассказов на нор-нахичеванском диалекте, в которых обличает отсталость и корыстолюбие местной знати, порочный образ жизни «армянских чичиковых» («Ножик», «Порсугин Авакэ», «Пац азпар», «Новый дом, старый дом», «Ходячие мертвецы»). Спустя десятилетия в связи с русско-турецкой войной вновь пробуждается романтическая стихия патриотической лирики Патканяна. Он создает цикл стихотворений («Свободные песни», Тифлис, 1878), ставший последним аккордом романтической армянской поэзии XIX в.
Высшим достижением армянской общественной мысли 50—60-х годов стало творчество Микаэла Налбандяна (1829—1866). Единомышленник русских революционеров-демократов, он связывал вопросы социального и национального
210
освобождения армянского народа с общероссийским освободительным движением, во многом определив пути развития национальной литературы последующих десятилетий.
Налбандян родился в Новой Нахичевани (ныне Пролетарский район г. Ростова-на-Дону) в семье ремесленника-кузнеца. В 1853 г., сдав экстерном экзамены в Петербургском университете и получив звание преподавателя восточных языков, он приезжает в Москву, работает в Лазаревском институте, одновременно посещая на правах вольнослушателя лекции на медицинском факультете Московского университета, и развертывает бурную общественно-литературную деятельность. В 1860—1862 гг. Налбандян путешествует по Европе и Азии. В Константинополе и Калькутте вступает в контакты с местной армянской интеллигенцией, в Италии устанавливает связь с гарибальдийцами, в Париже посещает Тургенева, в Лондоне сближается с Герценом, Огаревым, Бакуниным. Возвратившись в Петербург, он становится членом тайной организации «Земля и воля». В 1862 г. Налбандяна арестовывают по обвинению в сотрудничестве с «лондонскими пропагандистами» («Процесс 32-х»). После трехлетнего заключения в Петропавловской крепости его ссылают в город Камышин. Там он и умер.
М. Налбандян был настоящим энциклопедистом. Он занимался историей, языкознанием, философией, эстетикой, экономикой, естествознанием, педагогикой. Поэзия Налбандяна — это скорее философские размышления, чем лирические отзвуки интимных чувств; ее герой стремится проникнуть в тайны бытия и небытия («Прошедшие дни», «Жизнь», «Думы», «Надежда»), он может быть пророком («Повседневный мир», «Аполлону», «Истина», «Памяти Ж.-Ж. Руссо», «Памяти Генри Томаса Бокля»), или гражданином, озабоченным судьбами родины («Родина армянина», «Песня итальянской девушки», «Вспомним»). Идейно-философская концепция поэзии Налбандяна полнее всего отражена в стихотворениях «Дни детства» и «Свобода», являющихся лучшими произведениями армянской гражданской поэзии.
В реалистическом романе «Вопрошение мертвых» (1859) писатель в острой, конфликтной ситуации запечатлевает нравы и тенденции времени. Распаду буржуазных семейных связей, мракобесию и фанатизму лжеученых (образы Шакаряна и алхимика Мантухяна) противостоит положительный герой, носитель идей автора-просветителя граф Эммануэл.
Статьи и исследования Налбандяна «Слово об армянской письменности», «Критика», «Национальный театр в Константинополе», «Предисловие к грамматике новоармянского языка» заложили основу профессиональной критики. В формировании его литературно-критических взглядов исключительную роль сыграли Белинский и Чернышевский. Налбандян защищал принцип народности как основу высокой идейности литературы и ее познавательного значения. «Поэзия, — считал он, — такой же правдивый дневник, как и история», «правдивая и верная жизни литература — зеркало, в котором отражается жизнь народа».
Творческая энергия Налбандяна с исключительной силой проявилась в публицистике. Трактаты «Две строки», «Мхитар Себастаци и мхитаристы», «Заметки», «Земледелие как верный путь», «Гегель и его время» — это настоящие шедевры публицистического искусства, в которых эрудиция, логика и четкость мировоззренческих позиций сочетаются с образным и выразительным слогом.
История, по Налбандяну, — процесс, а общественные категории — государство, нация, классы — результат объективных законов, обусловленных материальным и духовным бытием людей. Эта исходная точка философского материализма приводит к решению «экономического вопроса» как первейшего условия всякой свободы. Перед решением этого вопроса, по мнению Налбандяна, стоит все человечество и обострившиеся социальные противоречия диктуют необходимость революции. Налбандян придавал освободительной борьбе русского народа особое значение, предугадывая, что освобождение России имеет огромное значение для всего человечества. В этом контексте и искал Налбандян пути социального и национального освобождения своего народа.
70—80-е годы внесли глубокие изменения во внутреннюю структуру армянского общества. Отмена крепостного права, преобразование суда, сельское самоуправление, просвещение, железная дорога, телеграф и т. д., неожиданно явившись друг за другом, ошеломили народ, мгновенно изменили его жизнь, быт, нравы, как предугадывали передовые армянские мыслители и поэты.
Общественное развитие дает новый стимул подъему национального самосознания, вновь ставя на повестку дня вопрос об освобождении Западной Армении. События русско-турецкой войны 1877—1878 гг. пробуждают надежду на освобождение родины. Пример Болгарии был привлекателен, и казалось, что вследствие войны Армения обретет свободу и независимость. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.
211
Социальные и национальные сдвиги придали определенное направление общественной деятельности армянских писателей. Переживает бурный расцвет публицистика, выдающимися представителями которой были Григор Арцруни, Раффи, Газарос Агаян, Петрос Симонян, Маттеос Мамурян, Абгар Ованнисян. На страницах армянской периодики обсуждаются известные в Европе и России философские, социологические, экономические учения, делаются попытки определить пути экономического и национального развития армянского народа. На страницах «Мшака» («Труженик») и «Мегу Айастани» («Пчела Армении») возникла острая полемика между либерально-буржуазным и национально-консервативным течениями. Приверженцы «Мшака» требовали реформы церкви и свободы вероисповедания, консерваторы считали священными традиционные устои армянской церкви. По убеждению сторонников «Мшака», для освобождения Западной Армении необходимо вооруженное восстание, консерваторы были за мирное разрешение конфликта. Сторонники «Мшака» полагали основой сохранения народа «материальные богатства», консерваторы противопоставляли этому доктрину «морального богатства», сохраняющего в неприкосновенности основы национальной субстанции: историю, церковь, семью.
В литературе 70—80-х годов развиваются два направления — реализм и романтизм. Художественный процесс выявил неравномерность в развитии жанров. Дух позитивизма как бы оправдал мысль о том, что, по словам Агаяна, «ныне — не век поэзии», и студенческая молодежь воодушевилась Боклем и Дарвином, Огюстом Контом и Спенсером. Сошли со сцены поэты 50—60-х годов, и на протяжении целого десятилетия поэзия не была представлена сколько-нибудь значительными именами. Аналогичным было положение и в драматургии. В начале 70-х годов Сундукян создает реалистические комедии, но позднее этот жанр приходит в упадок. Местные театры ставили преимущественно подражательные водевильно-комедийные пьесы. Приобретают общественную значимость роман и повесть. Формируются новые типы романа: социальный, бытовой, исторический. Возникновение последнего было обусловлено ростом национально-исторического самосознания, а также большим распространением романов В. Скотта, В. Гюго, Стендаля, Л. Толстого.
Основоположником классической исторической романистики был Церенц (Овсеп Шишманян, 1822—1888). Он — автор трех исторических романов: «Торос, сын Левона» (1877), «В муках рождения» (1879), «Теодорос Рштуни» (1881). Свою концепцию философии истории Церенц построил на руссоистской доктрине «общественного договора». Он считает несчастьем армянской истории то, что вырождавшаяся знать расторгает свои нравственные связи с народом.
Микаэл Налбандян
Фотография
Темой реалистического романа стала пореформенная деревня. Последователь Абовяна Перч Прошян (1837—1907) приобрел признание своим первым романом «Сос и Вардитер» (1860). Пессимизм, свойственный этому произведению, еще более углубляется в его романах «Из-за хлеба» (1879), «Мироеды» (1889), «Бгде» (1890), «Уно» (1900) и в ряде рассказов, в которых отражено крушение взглядов патриархального крестьянства, его протест и разочарование (образ народного мстителя Уно), страх перед наступлением капитализма.
Другой представитель школы Абовяна — Газарос Агаян (1840—1911). Годы, проведенные в Москве и Петербурге (1862—1867), сыграли решающую роль в формировании эстетических и общественных взглядов будущего писателя. Он усваивает художественный опыт русского реализма, эстетические и философские взгляды революционеров-демократов. Уже в своем первом автобиографическом романе «Арутюн
212
и Манвел» (1867) Агаян вступает в спор между «отцами и детьми». Критическое отношение к действительности получило более глубокое выражение в романе «Две сестры» (1872), в котором писатель создал образ «разбойника», восставшего против социального зла в пореформенной деревне. Агаян, которого по праву называют «армянским Андерсеном», является основоположником армянской художественной сказки.
Жизнь Акопа Пароняна (1843—1891), крупнейшего представителя сатирического направления в армянской литературе, прошла в Константинополе. Его деятельность была очень заметна в западноармянском литературном движении. Усвоив богатый опыт армянской народной сатиры, используя художественное мастерство Эзопа и Аристофана, Мольера и Свифта, Лафонтена и Ларошфуко, он создает свой особый сатирический стиль. Его остроумные выражения, аллюзии, каламбуры и загадки вошли в повседневную речь. Сатира Пароняна самобытна — это синтез портрета, миниатюры, афоризма, диалога, анекдота. В его творчестве выделяется социально-бытовая комедия «Дядя Багдасар» (1886) и роман «Высокочтимые попрошайки» (1882). Писатель сатирически рисует жалкие будни константинопольских армянских кварталов («Прогулка по константинопольским кварталам»), ограниченность и духовную нищету мещанской среды («Вред деликатности»), беззащитность национальной интеллигенции («Высокочтимые попрошайки»), ужасы турецкой тирании и лживые обещания европейской дипломатии («Щипки»), деятельность лжеблаготворителей и продажную печать («Смех»), разоблачает новейшие мифы армянской действительности («Столпы нации»).
Габриэл Сундукян (1825—1912) — основоположник реалистической драматургии — родился в Тифлисе. Окончив местную государственную гимназию, он едет в 1846 г. в Петербург и поступает на историко-филологический факультет университета. В студенческие годы Сундукян увлекается театром, изучает сочинения русских и европейских драматургов. Впоследствии в письме к Ю. Веселовскому он писал: «Гоголь, Грибоедов, Островский, Мольер, Шиллер, Шекспир, Дюма и многие другие неразлучны со мною».
В пьесах «Еще одна жертва» (1870) и «Разрушенный очаг» (1873) комическое, свойственное его первым пьесам, уступает место драматическому, а просветительско-гуманистическая дидактика сменяется критикой буржуазного общества.
Вершина творчества Сундукяна — комедия «Пэпо» (1870). Писатель признавался, что изучение Шекспира дало ему творческий толчок к написанию этой комедии. Это влияние заметно не только в динамическом развитии действия, в содержательных, насыщенных философскими размышлениями монологах, но и в бурной внутренней стихии образов, их острой контрастности. Образ рыбака Пэпо — средоточие вечной мечты народа, символ его нравственности, его протеста против нечестности, неравенства и несправедливости. В пьесах «Супруги» (1886), «Любовь и свобода» (1909), «Завещание» (1912) драматург предпринял попытку преобразить комедию в психологическую драму, в которой, однако, не смог достичь реалистической глубины своих предшествующих пьес. В последующие десятилетия Сундукян обращается к публицистике и художественной прозе.
Начиная с 1872 г. он печатал на страницах «Мшака» и «Ардзаганка» хроники под общим заглавием «Беседы Амала» и «Беседы Хадида». Эти произведения представляют собой синтез фельетона, публицистики и непринужденной беседы, в которых писатель комментирует события дня, высмеивает порочные стороны общественных нравов. Особое место в его творчестве занимает повесть «Варенькин вечер» (1877). Автор изображает гнилую атмосферу мещанской среды, ее духовную нищету и равнодушие к судьбе человека. Творчество Сундукяна и в наше время сохраняет свою познавательную и художественную ценность.
Раффи (Акоп Мелик-Акопян) (1835—1888) — крупнейший представитель армянского романтизма. Он писал романы и повести, стихотворения и поэмы, рассказы и очерки, путевые записки и письма, литературно-критические и публицистические статьи, жизнеописания и исторические исследования.
Раффи родился в селе Паяджук провинции Салмаст (Персия). В 1847 г. он отправился в Тифлис, где учился в армянских школах, затем окончил русскую государственную гимназию. Главной темой его творчества 50—60-х годов была жизнь армян в Персии. Как и все просветители, Раффи считал причиной общественного зла социальную порочность феодального уклада. В деле национального просвещения Раффи приписывал исключительное значение литературе, в особенности роману, считая его «историей нравственной и поучительной жизни». В романах «Салби» (1866), «Гарем» (1868), в ряде рассказов он показал жестокость и деспотизм иранских феодалов. По своей художественной структуре роман «Салби» — новое слово в армянской романистике. Использовав поэтические принципы европейского романтического романа (В. Гюго, Эжена Сю),
213
Раффи соединил их с восточной сказочной манерой.
В 70-х годах в мировоззрении писателя происходят значительные изменения: он отходит от просветительского романтизма и обращается к позитивизму и детерминизму в духе Бокля. Эта мировоззренческая эволюция воплотилась в философских суждениях героев романа «Дневник плута» (1873). Главный герой Петрос — умный, находчивый, изобретательный человек, убежденный в том, что нельзя быть совестливым и честным, если окружающая «атмосфера заражена безнравственностью», — чтобы человеческая деятельность была полезной, необходимо прежде всего изменить общественное устройство.
В романах «Захрумар» (1871), «Золотой петух» (1878) и в ряде рассказов и повестей («Невинная продажа», «Кто виноват?») Раффи создает сатирическую, порой гротесковую картину быта и нравов армянской купеческо-ростовщической буржуазии.
Ни один вопрос так не занимал Раффи, как национально-освободительное движение армянского народа. Особенно это проявилось в годы русско-турецкой войны. Опыт европейских революций, и особенно Парижской коммуны, подсказывал, что единственный путь к освобождению лежит через революцию, идеей которой надо вооружить армянский народ. Именно этой идеей и пронизаны романы Раффи «Хент» (1880) и «Искры» (1883—1887). Содержание романов многопланово. Первый план — трагическая картина жизни Западной Армении; второй — философские концепции героев, их размышления о свободе; третий — утопическая картина будущего общества. В завершающих частях романов автор изображает грядущую революцию, в пламени которой рождается свободное общество. Раффи описывает баррикады в точном соответствии с картиной Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ».
Один из героев романа «Искры» замечает, что, если «писатель не находит типы своих идеалов в настоящем, он углубляется в историю...». И Раффи в поисках своего идеала обратился к истории. В первом его историческом романе «Давид-Бек» (1882) отражены события национально-освободительного движения начала XVIII в. и создание армянской государственности в Сюнике. Крупнейшим достижением армянской исторической романистики стал роман «Самвел» (1886), в котором изображены внутриполитические события в Армении начала IV в., когда страна была разорвана между Персией и Византией. Согласно идейно-философской концепции романа, патриотизм есть высший закон человеческого бытия. В величественных дворцовых обрядах, в описаниях жилищ нахараров, в легендах, в образах природы писатель воссоздает историческую атмосферу древней Армении.
В 90-е годы капитализм в Закавказье стал реальностью. Развиваются города, формируется промышленный пролетариат, углубляется классовая дифференциация в деревне.
Иными были условия в Западной Армении, где правительство Султан-Гамида приступило к осуществлению политики геноцида. В течение 1894—1896 гг. жертвами организованных погромов стали около полумиллиона армян. Народ, над которым нависла угроза физического уничтожения, встал на борьбу.
Социально-политические сдвиги сопровождались изменением общественного сознания. Перерождение революционного народничества в либеральное и распадение всероссийской народнической организации на местные национальные группировки привело в армянских условиях к появлению так называемых национально-революционных партий с их программами национального освобождения и социал-демократизма. Общественность 90-х годов проявляет интерес к марксизму, переводятся и издаются на армянском языке труды Маркса, Энгельса и других видных теоретиков марксизма. В конце века на общественно-политическую арену вступает поколение армянских марксистов.
Во второй половине 80-х годов происходит смена литературных поколений. Освободившись от романтического прошлого, поколение реалистов предлагает свои художественные принципы. «Реальная жизнь как она есть и внутренний мир человека», «Девизом нового искусства сегодня является реализм» — таковы были лозунги дня. Литературная критика изучает поэтику реализма, говорит об общественном назначении и долге писателя. В этот же период заявляет о себе так называемое «второе поколение новой поэзии», выдающимися представителями которого были Ованес Туманян, Александр Цатурян, Левон Манвелян, Аветик Исаакян, чье творчество продолжалось и в XX в. Поэтическим манифестом этого поколения стала книга Иоаннеса Иоаннисиана (1864—1929) «Стихотворения» (1887). «Человек прекрасно образованный, воспитавший свой вкус на классических образцах мировой литературы, Иоаннисиан во многих отношениях был создателем новейшей фазы новой армянской поэзии» (В. Брюсов). Переводчик Пушкина, Гюго, Гёте, Беранже, Шиллера, Мицкевича, Петефи, Иоаннисиан усовершенствовал технику армянского стиха, обращался к различным лирическим формам (песня, элегия, ода, дума), создал прекрасные образцы обработок народной
214
поэзии и легенды («Араз пришел», «Высокой горе Алагяз», «Артавазд», «Рождение Ваагна»). В песнях о любви и природе поэт мечтает о гармонии души («Ах, дайте мне сладкий сон», «Напрасно, душа...», «Спи моя душа»), в стихах о родине звучит безутешное горе по погибшим («Вижу вот...», «Дни траура», «Новая весна»), в философских размышлениях — вечное бремя мировой скорби («Было время, я мечтал», «Песня, рожденная суетными заботами жизни» и др.).
Поколение реалистов дало армянской литературе таких прозаиков-классиков, как Ширванзаде, Нар-Дос, Вртанес Папазян, Арпиар Арпиарян, Тигран Камсаракан, Григор Зохраб и др. Творческая жизнь этих писателей продолжилась в последующие десятилетия, однако по своему историко-литературному значению они больше всего связаны именно с реализмом 80—90-х годов.
Литературно-эстетические склонности Нар-Доса (Микаэла Тер-Ованнисяна, 1867—1933) сформировались под влиянием русского психологического реализма. На первых его романах и повестях — «Верный друг» (1886), «Нунэ» (1886), «Нежные струны» (1887), «Зазунян» (1890) — лежит отсвет романтического мироощущения. Однако в романах и повестях «Анна Сароян» (1888), «Убитый голубь» (1898), «Борьба» (1911), «Смерть» (1912) Нар-Дос преодолевает известную камерность и на широком социальном фоне изображает мир мещанства, борьбу общественных течений, духовные искания интеллигенции. Нар-Дос — один из лучших мастеров новеллы. В цикле «Наш околоток» он ярко изображает трудную жизнь ремесленников.