Предмет религиоведения 4 страница
считает иллюзией, поскольку к ее мотивировке примешано исполнение
желания; по своей психологической природе и религиозные учения
оказываются иллюзиями. Под влиянием рационального начала человек
со временем расстанется с религией, обретет "чувство реальности".
В аналитической психологии К. Г. Юнга (1875-1961), швей-
царского психолога и культуролога, религиозные представления
выступают как продукты "коллективного бессознательного", а пос-
леднее - как "базовый религиозный феномен". Он считает, что
вытесненные содержания личного опыта индивида составляют лишь
поверхностный слой бессознательного; более глубокий и более
значимый слой является врожденным и имеет не индивидуальную,
а всеобщую природу. "Коллективное бессознательное идентично у
всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной
жизни каждого, будучи по природе сверхличным" 30 . Содержание
коллективного бессознательного составляют архетипы: "...говоря о
содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с
древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т. е. испокон
веку наличными всеобщими образами" 31 . Они могут открываться
сознанию во сне, в медиумическом трансе или в мистическом
откровении. Другим выражением архетипов являются мифы, сказки,
религиозные учения. Во всех этих случаях сознание имеет дело с
более или менее "переработанными" архетипами, предстающими в
виде систем символов.
Религию К. Г. Юнг определяет как "тщательное наблюдение" за
тем, что Р. Отто назвал "нуминозным". "Религия, - пишет К. Г. Юнг,
- является особой установкой человеческого ума... внимательное рас-
смотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, поня-
тыми как "силы", духи,.,демоны, боги, законы, идеи, идеалы-и все
прочие названия, данные человеком подобным факторам, обнаружен-
ным им в своем мире в качестве могущественных, опасных; либо спо-
собных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либо
достаточно величественных, прекрасных, осмысленных, чтобы благо-
говейно любить их и преклоняться перед ними... Можно сказать, что
"религия" - это понятие, обозначающее особую установку сознания,
измененного опытом нуминозного"32.
Полученные в результате переработки изначальных априорных ар-
хетипов "вечные образы", содержащиеся в символических системах,
должны привлекать, убеждать, очаровывать, потрясать. "Они, - пола-
гает К. Г. Юнг, - созданы из материала откровения и отображают
первоначальный опыт божества. Они открывают человеку путь к
пониманию божественного и одновременно предохраняют от непосред-
ственного с ним соприкосновения. Благодаря тысячелетним усилиям
человеческого духа эти образы уложены во всеохватывающую систему
мироупорядочивающих мыслей. Они предстают в то же самое время
в виде могущественного, обширного, издревле почитаемого института,
каковым является церковь"33. Психологию не занимает вопрос об
истинности или ложности идеи, она интересуется исключительно фак-
том наличия идеи, например непорочного зачатия. С точки зрения
психологии эта идея истинна ровно настолько, насколько она суще-
ствует. К. Г. Юнг видит в религии коллективно вырабатываемую фор-
му защиты от невроза и делает вывод о психологической
необходимости религии и обращения к ней человека в его стремлении
к душевному здоровью.
"Гуманистический психоанализ" немецко-американского филосо-
фа, социолога и психолога Э. Фромма (1900- 1980) переосмысливает
символику бессознательного, акцентируя внимание на противоречиях
человеческого существования, конфликтных ситуациях, вызванных
социокультурными факторами в обществе тотального отчуждения.
Понятие религии получает широкое толкование. Неправомерно
сводить религию только к тем системам, в центре которых находятся
Бог и сверхъестественные силы; кроме монотеистических существо-
вало и существует множество иных религий. И светские системы,
такие, как современный авторитаризм, психологически необходимо
отнести к религиозным, "...под "религией", - пишет Э. Фромм, - я
понимаю любую систему взглядов и действий, которой придержива-
ется какая-то группа людей и которая дает индивиду систему
ориентации и объект поклонения" 34 . Религиозность усматривается
в любом служении идеалам, независимо от того, поклоняется человек
идолам, богам и святым, или вождям, классу, нации и партии, или
успеху, богатству и силе. Любой человек является религиозным, а
религия - неизбежно присущей всем историческим эпохам. Одной
из разновидностей религии Э. Фромм считает невроз. Он перево-
рачивает формулу 3. Фрейда, который считал религию коллективным
неврозом, и трактует "невроз как личную форму религии или,
точнее, как регрессию к примитивным формам религии, находящимся
в конфликте с официально признанными формами религиозной
мысли" 35 .
Э.Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии.
Авторитарной религию делает идея, согласно которой человек должен
повиноваться внешней силе, господствующей над ним. Главная добро-
детель такой религии - послушание, а главный грех - неповино-
вение. По мнению Э. Фромма, "повиновение могущественной власти
представляет собой один из способов, при помощи которого человек
избавляется от чувства одиночества и собственной ограниченности.
Этим актом подчинения он утрачивает свою независимость и цельность
как индивид, но обретает чувство безопасности и защищенности бла-
годаря внушающей страх и благоговение силе, частью которой он как
бы становится"36. Гуманистическая религия, напротив, сосредоточена
на человеке и его способностях, ориентируя индивида на самостоя-
тельность и веру в собственные силы, на реализацию своего
потенциала; она утверждает ценность человеческой личности, право
человека на счастье и свободу. Религиозное переживание в такого рода
религии есть переживание единства со всём сущим, основанное на род-
ственном отношении к миру, осознанном при помощи мысли и любви.
Гуманистическая религия развивает способности любви к ближнему
и к самому себе и чувство солидарности со всеми живыми существами.
Целью человека в такой религии является достижение величайшей
силы, а не величайшего бессилия, добродетелью - самореализация, а
не покорность.
Э. Фромм считает, что религиозный опыт не обязательно связан
с теизмом, и идею Бога рассматривает как символическую. Однако
безбожие, с его точки зрения, не означает безрелигиозности, и соб-
ственную концепцию психоанализа Э. Фромм провозглашает "новой
теологией".
Этнологический Этнологические теории строятся на основе
подход использования этнографического материала, а
для объяснения религии чаще всего исполь-
зуют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии
усматривается в некоей "человеческой природе", присущей индивиду
я образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей,
или же в определенном культурно-антропологическом комплексе.
Английский этнограф Б. Малиновский известен и как "полевой"
исследователь, и как. систематизатор теоретических подходов к
религии, развитых с точки зрения этнологии. Разрабатывая в
функциональном аспекте идем социальной антропологии, он берет в
качестве исходного понятие культуры. Она представляет собой слож-
ную органическую совокупность институтов, "инструментальный ап-
парат", посредством которого человек осваивает окружающий мир и
удовлетворяет свои потребности - первичные (самосохранения и сох-
ранения вида) и вторичные (формируемые и развиваемые самой куль-
турой). На поведение человека оказывают влияние врожденные
факторы, а культура поднимает его над биологической де- -
термннированносгыо. Внутри целого элементы находятся в состоянии
взаимозависимости, каждый элемент оказывается функцией другого
элемента, изменения одного влекут за собой изменения других эле-
ментов.
Религия рассматривается в качестве всеобщего феномена культуры. Б.Малиновский анализирует религию в ее соотношении с наукой и
магией на материалах бесписьменной культуры, главным образом
жителей Тробриандовых островов. Наука является рациональным осво-
ением действительности. Рациональное отношение к миру существо-
вало на всех ступенях культуры" На основе знаний изготовлялись
орудия охоты, конструировалось оружие, образовывались объединения
дай совместной деятельности, организовывались сельскохозяйственные
работы и т. д. Наука представляет собой "рациональное обращение"
с окружающим миром в соответствии с имеющимися знанием и
техникой, она конституирует повседневный, "профанный" мир.
Наряду с этой областью имеется, сфера "сакрального", к которой относятся Магия определяется как "вера в возмож-
ность достижения успеха с помощью волшебных формул и .ритуалов".
Она применяется, в таких фазах деятельности, в которых недостаточны
рациональные средства достижения цели. Ситуация, в которой не хва-
тает рациональных способов достижения цели или они перестают дей-
ствовать", порождает в психологии человека остроаффективные
состояния (и в примитивных обществах, и в цивилизованных). По-
скольку рациональное, направленное на достижение цели действие не-
возможно, человек, прибегает к квази-действию, В результате таких
магических акций происходит снижение эмоционального напряжения,
достигается известное равновесие, до некоторой степени преодолева-
ются фрустрации. Хотя эти акции не приводят к. достижению внешних
целей, они результативны в аспекте восстановления внутреннего рав-
новесия.
Если в магии цели каждого действия точно определены и ограниче-
ны и в религии ритуал организован иначе. Религия имеет дело не
с конкретными фрустрациями повседневной жизни, а с фундаменталь-
ными проблемами человеческого бытия. "По своей догматической
культуре, - говорит Б. Малиновский, - религия постоянно предлага-
ет себя в качестве системы вероучительных положений, которая опре-
деляет место человека в универсуме, объясняет его происхождение и
полагает цель. Обычному индивиду религия прагматически необ-
ходима, для того чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее
предчувствие смерти, несчастье и судьбу"37. Религия никогда не станет
излишней, поскольку указанные проблемы принципиально не уст-
ранимы.
Б. Малиновский предлагает "гармонистическую модель" культуры.
По его мнению, различные культурные феномены взаимодополняют
друг друга в гармоническом целом. Наука, магия и религия выполняют
различную, но взаимодополняющую работу в решении общих куль-
турных задач.
§ 2. Сущностные характеристики религии
Исторически существовали и существуют конкретные религии,
"религии вообще" не было и нет. Но для объяснения различных
религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее
понятие. По отношению к религии формально-логическая дефиниция
через указание рода и видового отличия неплодотворна. Выберем путь,
на котором достигается единство, обеспечивается синтез характеристик
ее сущности в разных аспектах. В самой общей форме можно сказать:
религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, спо-
соб практически-духовного освоения мира и область духовного
производства. В качестве таковой она представляет собой: 1) прояв-
ление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе ста-
новления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ
существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отра-
жение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен
культуры. Раскроем эти характеристики (о религии как феномене
культуры см. гл. IV).
Выражение В религии обнаруживается сущность опреде-
глубинных связей ленного типа общественных систем, она вы-
общества от внутренние, глубинные, скрытые от
непосредственного наблюдения уровни обще-
ственной реальности, следовательно, в религии есть нечто адекватное
сущности общества. Но, просвечиваясь в религии как явлении, внут-
ренние связи общества все же могут представать в ней в превращенном
виде, а значит, маскируются. Превращенность не есть результат чье-
го-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана или заведомой
интеллектуальной примитивности: это момент развертывания и обна-
2 Зак. 536 33
ружения движения общества. Стало быть, религия многое "рассказы-
вает" "о нем, важно только правильно расшифровать закодированную
в ней информацию. Для этого недостаточно свести религиозный мир
к каким-то действительным отношениям - ведь полная редукция не-
достижима. Важно из данных отношений реальной жизни вывести со-
ответствующие им религиозные формы.
необходимо возникающий ас- Религия -не случайное образование,
пект жизнедеятельности чело- навязанное людям философами,жрецами,
века и общества обманщиками, тиранами, как полагали
многие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Не подтверждается фак-
тами и тезис о ней как о самодовлеющем начале - метаобщественном,
надмирном и сверхисторическом. Она необходимо возникает и суще-
ствует в обществе, включена в контекст всемирной истории и под-
вержена изменениям в соответствии с общественными переменами.
Как и любая другая сфера духовной жизни, религия зависима от
материального производства. Для того чтобы размышлять по
религиозным вопросам, заниматься религиозной деятельностью, чтобы
могли функционировать религиозные учреждения, необходимы соот-
ветствующие материальные предпосылки. Именно материальное
производство создает прибавочный продукт, который используется в
духовной области, в том числе и религии. Но материальные отношения
лишь в конечном счете, лишь опосредованно детерминируют возникно-
вение, существование и воспроизводство религии. Непосредственное
воздействие на нее оказывают различные области духовной сферы -
политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. В то же
время она не является пассивным, "страдательным" продуктом обще-
ства: она живет "своей" жизнью, обладает способностью самовосп-
роизводства, продуцирует идеи, понятия, нормы, ценности, а также
разнообразные материальные предметы. В творческой деятельности че-
ловека духовный процесс первичен по отношению и к его идеальным
результатам, и к материальным воплощениям. Религия оказывает
обратное влияние как на экономику, так и на различные области ду-
ховной сферы.
В мировом религиоведении наиболее широко представлена точка
зрения, согласно которой появление и существование религии связы-
вается прежде всего с отношениями несвободы, зависимости,
ограниченности, господства - подчинения, иначе говоря, с той обла-
стью человеческого существования, которая недоступна управлению,
распоряжению, целенаправленному регулированию. Высказывается и
другая позиция: религия коренится в свободе человека, в его стрем-
лении к высшему, к Абсолюту. Первая точка зрения представляется
более предпочтительной. Заметим при этом, что имеются в виду отно-
шения несвободы, зависимости, обусловившие генезис религии, а так-
же те, которые в дальнейшей истории детерминируют ее существо-
вание и развитие. В уже ставшей религиозной системе, "внутри" нее
человек, конечно, может переживать и переживает защищенность,
освобождение от сковывающих обстоятельств, выход за пределы
ограниченности. Религия может давать ощущение свободы и прилива
сил. Но состояние защищенности, переживание выхода за пределы
ограниченности, ощущение свободы и прилива сил возникают как не-
что "другое", производное от действительно существующих отношений
зависимости, несвободы, а стремление к высшему, Абсолюту потому
и появляется, что.наличное бытие человека временно, ограничено,
относительно, эфемерно. Приведем суждение К. Войтылы (р. 1920),
главы Римско-Католической церкви папы Иоанна Павла II, который
в христианской форме выразил обусловленность религии, в частности
представления о характере связи "человек - Бог", отношениями
зависимости "в самой структуре действительности". Он пишет: "Че-
ловек от Него (Бога - И. Я.) зависит, но зависимость эта глубоко
скрыта в самой структуре действительности, и надо приложить какие-
то усилия, чтобы ее открыть и установить"38.
Способ существования Отчуждение - это превращение человеческой
и преодоления деятельности и ее продуктов, отношений и
человеческого институтов в силы, господствующие над
самоотчуждения людьми. Главными моментами действительно-
го отчуждения являются: а) отчуждение продукта труда от
производителя; б) отчуждение труда; в) отчуждение государства, пред-
ставляющего общий интерес, от отдельных и групповых интересов, бю-
рократизация; г) отчуждение человека от природы, экокризис; д)
опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсо-
нализация связей; е) аномия, отчуждение от ценностей, норм, ролей,
социальная дезорганизация, конфликты; ж) отчуждение человека от
человека, изоляция и атомизация; з) внутреннее самоотчуждение
личности - утрата "Я", апатия, неосмысленность.
В религии находят выражение указанные моменты отчуждения
действительной жизни. Не она "ответственна" за развертывание отно-
шений отчуждения в различных областях общественной жизни, а, на-
оборот, эти отношения обусловливают различные виды духовного
освоения мира в отчужденных формах, в том числе и религию. Са-
моразорванность, самопротиворечивость мира соответствующим обра-
зом представлены в религии. В ней воспроизводится превращение
собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается обо-
рачивание, перестановка, перемещение действительных отношений,
"принятие одного за другое", происходит удвоение мира. "Другой",
отличный от действительного, мир населяется самостоятельными су-
ществами, одаренными собственной жизнью.
2* 35
Религиозные персонажи и представления об их взаимосвязях, реп-
резентируя действительное отчуждение человека в экономической,
политической, государственной, правовой, нравственной и других
областях, сами объективируются, проявляются в действительных
взаимоотношениях между людьми.
Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению
отношений отчуждения. Воспроизводя их, она в тоже время выступает
в качестве способа их преодоления. Потребность в освобождении от
власти чуждых сил ищет удовлетворения в идеях и ритуалах
очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения
от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает
последствия действительного отчуждения посредством перераспреде-
ления общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев
общества, благотворительности и милосердия, объединения разобщен-
ных индивидов в общине, развития межличностного общения в
религиозной группе и т. д.
Отражение Отражение является свойством и общества в
действительности целом, и его различных сфер, реализуется как
в процессе актуальной общественной деятель-
ности, так и в застывших ее результатах. Религия запечатлевает и
воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека.
Если религия есть отражение, если в ней происходит отражение
действительности, то она содержит соответствующую информацию об
отражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перераба-
тывает и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в мире.
Информационно-сигнальное отражение предполагает использование
воздействий в качестве орудия обратного влияния. С другой стороны,
это отражение избирательно, осуществляется с учетом собственных
принципов религии, она "предвосхищает", предваряет результаты
взаимодействия с другими областями жизнедеятельности людей.
В религии отражаются многообразные явления действительности.
Прежде всего она отражает те ее стороны, которые обусловливают не-
свободу и зависимость людей. Но это отражение не исчерпывает всего
содержания отражательного процесса в религии. Она принимает и
перерабатывает информацию о разнообразных природных и общест-
венных связях, о человеке, в ней находят отражение как господст-
вующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых
выражаются свобода человека и возможности управления природными
и общественными процессами. Она отражает всю действительность че-
рез призму отражения несвободы и зависимости. Результаты отра-
жения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих
действиях, нормах и структурных схемах, организационных
"матрицах".
Религия как подсистема По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каж-
дая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование,
в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, склады-
вается структура. Любая система и ее подсистемы не могут быть све-
дены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вне
взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде
всего в процессе функционирования. В религии выделяют сознание,
деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь,
каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков.
Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное,
меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкрет-
но-исторической ситуацией, определенные функции. История показы-
вает, что религия занимала в обществе следующие положения.
1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное,
групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпа-
дают с этническими. Религиозная деятельность составляет непремен-
ное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения
"налагаются" на другие социальные связи. Институты соединяют в себе
власть религиозную и светскую.
2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Может
испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него.
Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но посте-
пенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к опре-
деленным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия
с социальных связей печати религиозных отношений. Религиозная
общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общно-
стью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозгла-
шается тождество религиозной и государственной принадлежности.
3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще-
ственном сознании. Доминируют системы других идей. Религиозная
деятельность и отношения являются частным видом деятельности и
отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей
и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть
принадлежит разным институтам.
В разных типах общества, на разных этапах истории, в разных
странах и регионах позиции религии, функции и поле их действия
меняются.
Индивид и личность В ранних формах религии отдельный человек
в религии не выделял себя из религиозной группы, вы-
ступал как индивид, как единичный пред-
ставитель рода или племени, которые являлись носителями
этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать лично-
стью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном
этапе исторического процесса обособления и отличения себя от
общности. В развитых религиозных системах личность может пред-
ставать в различных типах - "святой", "юродивый", "оглашенный",
"аскет", "отшельник" и т. д., а в обыденной жизни - "верующий",
"фанатик", "колеблющийся", "личность с превалирующей религиозной
ориентацией" или "подчиненной" и др. Без религиозной личности не
может существовать и развитая религиозная система. Религиозная
личность - это человек в совокупности его индивидуальных качеств,
в которой определенное место занимают и религиозные свойства, спо-
собный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личности
присуще качество "религиозность", которое образуют в сознании со-
ответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а в
поведении - посещение храма, молитва, участие в богослужении, со-
вершение религиозных обрядов, празднование религиозных
праздников, пост и т. д. Религиозность центрируется в отношениях
"Бог - человек", "человек - Бог" или, в зависимости от типа
религий, в чем-то ином. Религиозные качества интериоризуются (лат.
interior - внутренний), "овнутрвляются" в процессе социализации,
присвоения индивидом социального опыта в условиях религиозной сре-
ды, в результате чего складывается религиозная духовность личности.
Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения ею
духовной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представ-
ляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание и
самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла
и цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание го-
лоса совести, творчество. Эти процессы могут быть связаны с
религиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами.
Религиозная вера, совокупность религиозных представлений,
переживаний, надежд, ожиданий, приобщение к религиозной культу-
ре, религиозно-психологические процессы, в ходе которых совершается
катарсис, образуют религиозную духовность личности, а содержание
этой духовности зависит от религиозной принадлежности.
Глава II
ДЕТЕРМИНАЦИЯ РЕЛИГИИ
Система детерминант При объяснении религии важно ответить на
вопрос, под влиянием каких факторов она
возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему де-
терминант в разных аспектах, прежде всего выделим виды связей в
этой системе. Причинные отношения порождают религию, различные
религиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальные
связи являются главным генетическим фактором. Существенны и
исторические связи: религия - не только следствие причин, действо-
вавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и
результат развития общества в целом, его различных сфер, результат
саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются
и структурные связи - строения, внутренней организации общества,
его подсистем, сфер, самой религии, "склонные" к устойчивости, пос-
тоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают
функциональные отношения. В обществах определенных типов рад
функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций
способствует ее воспроизводству. Можно говорить о наличии в ком-
плексе детерминант религии и связей обусловливания, которые сос-