Котел. По другую сторону дома Рафаэль заметил изгородь из сухого терновника
Поставленную, вероятно, затем, чтобы куры не опустошали сад и огород.
Казалось, мир кончается здесь. Жилище было похоже на те искусно сделанные
Птичьи гнезда, что лепятся к скалам и носят на себе отпечаток
Изобретательности, а в то же время небрежности. Это была природа наивная и
Добрая, подлинно дикая, но поэтичная, ибо она расцветала за тысячу миль от
Прилизанной нашей поэзии и не повторяла никакого чужого замысла, но
Зарождалась сама собою, как подлинное торжество случайности. Когда Рафаэль
Подходил, солнечные лучи падали справа почти горизонтально, от них сверкала
Всеми красками растительность, и при этом волшебном свете отчетливо
Выделялись пятна тени, серовато-желтые скалы, зелень листьев всевозможных
Оттенков, купы синих, красных, белых цветов, стебли и колокольчики ползучих
Растений, бархатные мхи, пурпуровые кисти вереска и, особенно, ясная гладь
Воды, где, как в зеркале, отчетливо отражались гранитные вершины, деревья,
Дом, небо. На этой прелестной картине все сияло, начиная с блестящей слюды и
Кончая пучком белесоватой травы, притаившейся в мягкой полутени. Все
Радовало глаз своей гармонией: и пестрая, с лоснящейся шерстью, корова, и
Хрупкие водяные цветы, как бахрома, окаймлявшие котловину, над которыми
Жужжали лазоревые и изумрудные насекомые, и древесные корни, увенчавшие
Бесформенную груду голышей наподобие русых волос. От благовонного тепла,
Которым дышали воды, цветы и пещеры уединенного этого приюта, у Рафаэля
Появилось какое-то сладостное ощущение.
Торжественную тишину, которая царила в этой рощице, по всей
Вероятности, не попавшей в списки сборщика податей, внезапно нарушил лай
Двух собак. Коровы повернули головы ко входу в долину, а затем, показав
Рафаэлю свои мокрые морды и, тупо посмотрев на него, продолжали щипать
Траву. Коза с козленком, точно каким-то волшебством повисшие на скалах,
Спрыгнули на гранитную площадку неподалеку от Рафаэля и остановились,
Вопросительно поглядывая на него. На тявканье собак выбежал из дома толстый
Мальчуган и замер с разинутым ртом, затем появился седой старик среднего
Роста. Оба эти существа гармонировали с окрестным видом, воздухом, цветами и
Домом. Здоровье било через край среди этой изобильной природы, старость и
Детство были здесь прекрасны. Словом, от всех разновидностей живых существ
Здесь веяло первобытной непосредственностью, привычным счастьем, перед лицом
Которого обнажалась вся ложь ханжеского нашего философствования и сердце
Излечивалось от искусственных страстей. Старик, казалось, мог бы служить
Излюбленной натурой для мужественной кисти Шнетца: загорелое лицо с сетью
Морщин, вероятно, жестких на ощупь; прямой нос, выдающиеся скулы, все в
Красных жилках, как старый виноградный лист, резкие черты -- все признаки
Силы, хотя сила уже иссякла; руки, все еще мозолистые, хотя они уже не
Работали, были покрыты редким седым волосом; старик держался, как человек
Воистину свободный, так что можно было вообразить, что в Италии он стал бы
Разбойником из любви к бесценной свободе. У ребенка, настоящего горца, были
Черные глаза, которыми он мог смотреть на солнце не щурясь, коричневый цвет
Лица, темные растрепанные волосы. Он был ловок, решителен, естествен в
Движениях, как птица; одет он был в лохмотья, и сквозь них просвечивала
Белая, свежая кожа. Оба молча стояли рядом, с одним и тем же выражением на
Лице, и взгляд их говорил о совершенной тождественности их одинаково
Праздной жизни. Старик перенял у ребенка его игры, а ребенок у старика --
Его прихоти, по особому договору между двумя видами слабости -- между силой,
Уже иссякающей, и силой, еще не развившейся. Немного погодя на пороге
появилась женщина лет тридцати. Она на ходу сучила нитку. Это была овернка;
У нее были белые зубы, смуглое, веселое и открытое лицо, лицо настоящей
Овернки, стан овернки, платье и прическа овернки, высокая грудь овернки и
Овернский выговор, трудолюбие, невежество, бережливость, сердечность --
Словом, все вместе взятое олицетворяло овернский край.
Она поклонилась Рафаэлю; завязался разговор. Собаки успокоились, старик
Сел на скамью на солнышке, а ребенок ходил за матерью по пятам, молча
Прислушивался и во все глаза смотрел на незнакомого человека.
-- Вы не боитесь здесь жить, голубушка?
-- А чего бояться? Когда загородим вход, кто сюда может войти? Нет, мы
ничего не боимся! И то сказать, -- добавила она, приглашая маркиза войти в
Самую большую комнату в доме, -- что ворам и взять-то у нас?
Она обвела рукой закопченные стены, единственным украшением которых
служили разрисованные голубой, красной и зеленой красками картины: "Смерть
Кредита", "Страсти господни" и "Гренадеры императорской гвардии"; да еще
Была в комнате старая ореховая кровать с колонками, стол на витых ножках,
Скамьи, квашня, свиное сало, подвешенное к потолку, соль в горшке, печка и
На полке очага пожелтевшие раскрашенные гипсовые фигуры. Выйдя из дома,
Рафаэль заметил среди скал мужчину с мотыгой в руках, который, нагнувшись, с