Казнь состояла в том, что осужденного садили в котёл, наполненный жидким веществом, вдевали его руки в специально вмонтированные в котел кольца и ставили котёл на огонь, медленно подогревая жидкость.

9. Вытягивание кишок применялось в Германии за кражу земледельческих орудий.

Казнь эта состояла в том, что вытянутую из разрезанного живота кишку приколачивали гвоздём к дереву и заставляли осуждённого ходить вокруг дерева, пока он не умирал.

Членовредительские и телесные наказания

Членовредительские и телесные наказания применялись очень широко. Эти наказания были вызваны стремлением причинить наказываемому боль и страдание, воздать ему тем же злом, которое он причинил потерпевшему, для удовлетворения чувства обиды потерпевшего.

Членовредительские наказания были порождены идеей талиона или внешнего соответствия наказания с преступлением. Например, за лжеприсягу отрезали пальцы. В этот период это было очень тяжелым наказанием, так как отрубание пальцев лишало возможности креститься. Членовредительские наказания также ставили цель обеспечить безопасность обществу. С одной стороны, они были направлены на то, чтобы сделать преступника безвредным на будущее время, лишив его того органа, при помощи которого им было совершено преступление. Таковы, прежде всего отсечение рук, ног и нескольких пальцев на руках, лишающие человека возможности совершать хищения имущества, подделку монеты.

С другой стороны, они состояли в наложении на преступника таких знаков, по которым его могли различать в обществе, причиняли неизгладимое обезображение как средство распознания преступника, оставляли преступнику навсегда отметку о его злодеянии, каковы клеймение (выжигание на лице или теле клейма, пятна), отрезание уха, языка, рвание ноздрей или губ. Рваная ноздря, урезанный язык, ухо, выжженное на лице или теле пятно были примитивными справками о судимости.

Членовредительские и телесные наказания были весьма дешёвыми наказаниями, быстро исполнялись и, таким образом, представлялись во всех отношениях удобными. Сословные различия также способствовали частому применению этих наказаний. В средневековой Западной Европе для лиц низших сословий употреблялись членовредительские и телесные наказания, от которых были освобождены привилегированные сословия.

Законодатель в течение многих веков считал, что низшие сословия (чернь) не способны к образованию, к осознанию личной чести и достоинства, а лишь пригодны к такой дрессировке, какой подвергают лошадей и собак посредством хлыста. С его точки зрения, у привилегированных лиц более развитое понятие о личном достоинстве, чем у низших сословий.

Лишение свободы

Лишение свободы могло быть четырёх видов: 1) изгнание; 2) ссылка; 3) тюремное заключение; 4) принудительные каторжные работы. Если государство ограничивается запрещением въезда в некоторые местности или пребывания в них, оставляя за наказанным право свободного жительства и переезда в иных местностях, то получается изгнание. Если наказанный принуждается жить в определённой и чуждой ему местности, то лишение свободы переходит в ссылку. Наконец, если наказанный помещается в изолированное от внешнего мира государственное сооружение, ограничивающее свободу передвижения его определенным пространством, то лишение свободы именуется тюремным заключением.

Лишение свободы применялось в этот период редко, так как европейским народам нельзя было применять ссылку за отсутствием у них в то время колоний. С другой стороны это объяснялось отсутствием организованных государственных работ. Не говоря уже о том, что лишение свободы является весьма дорогостоящим наказанием.

Изгнание представляло собой удаление преступника из определённой местности или из пределов государства на срок или пожизненно, но с правом свободного жительства и переезда в иных местностях. По различию запрещаемых для въезда местностей изгнание делится на два вида: 1) изгнание из государства; 2) изгнание из провинции внутри государства, которое называется запрещением жительства или высылкой. По продолжительности изгнание и высылка могут быть срочными или пожизненными. Пожизненное изгнание из пределов французского государства сопровождалось гражданской смертью и конфискацией всего имущества. За самовольный возврат предусматривались каторжные работы на галерах.

Тюремное заключение появляется сначала как мера предварительного досудебного задержания, местом задержания обвиняемого до суда, до наказания, а не для наказания. Лишение свободы в виде тюремного заключения при частом употреблении смертной казни и телесных наказаний применялось в виде меры отнятия у подсудимого способов уклониться от следствия и суда, чем в виде наказания. С конца XVI в. в Европе тюрьма стала применяться как наказание для изоляции преступников, бродяг, нищих. В XVI-XVII веках в государствах Западной Европы с развитием капитализма появилось огромное количество бродяг и нищих, не имевших работы и постоянного места жительства, кочевавших с места на место. Особенно много бродяг и нищих было в Англии в связи с массовым сгоном крестьян с земли. Они соединялись в бродячие шайки и представляли опасность для общества. Полицейское государство XVI - XVIII вв. стало помещать их в тюрьмы за сам факт бродяжничества и без всякого совершения преступления. Первоначальным типом тюрьмы были темницы, подземелья, сырые подвалы, наименее удобные для жизни. Поэтому тюремное заключение представляло собой мучительное телесное страдание.

Тюремные помещения были низки, узки, без достаточного света и воздуха. Женщины, мужчины, дети, душевнобольные, страдающие заразными заболеваниями содержались вместе. Пища давалась скудная, обыкновенно хлеб и вода, постелью служили связки гнилой соломы на земляном, пропитанном подпочвенной водой полу. Оборванные, полунагие, голодные, покрытые вшами, арестанты содержались в смрадных и влажных подвалах. Тюрьма сопровождалась наложением оков, кандалов, приковыванием к стене. Для больных не было особых помещений. Они тут же умирали, и трупы их продолжали лежать неубранными долгое время. При этих условиях тюрьмы были рассадниками эпидемий, которые порой заражали и окрестное свободное население.

Применяясь как наказание, тюрьма являлась скорее видом мучительного телесного наказания, преждевременной тяжкой смерти. Тюрьма служила лишь средством физического изоляции преступника, дальнейшая судьба которого не интересовало государство. Принудительный режим был рассчитан на предупреждение побега. Цель исправления преступника не ставилась. У законодателя не было и мысли о заботах помочь заключённому по освобождении возвратиться в среду честного свободного общества.

В «Каролине» заточение в тюрьму, помимо функции предварительного заключения (ст. ст. VI-XI, CLXXVI), стало применяться и в качестве уголовного наказания. Так, например, «вор… [который] не в состоянии уплатить… денежный штраф, … должен быть наказан заключением в тюрьму на некоторый срок» (ст. CLVII). В этом же документе впервые устанавливаются правила обращения с заключёнными «при сем надлежит особливо заметить, что тюрьмы должны быть сделаны и устроены для удержания, а не для тяжкого и опасного наказания арестованных» (ст. XI).

В «Каролине» имелся такой состав преступления, как освобождение стражем заключённого: «Если страж уголовной тюрьмы освободит подвергнутого уголовному наказанию, то он подлежит тому же уголовному наказанию вместо преступника, которого он освободил. Если же узник сбежит из тюрьмы по нерадивости упомянутого стража, то за такую нерадивость надлежит наказать, смотря по обстоятельствам дела и запросов совета, как будет ниже сего указано» (ст. CLXXX). Принято считать, что само слово «тюрьма» в русском языке происходит от немецкого «Turm» (башня), ведь в Германии лишение свободы осуществлялось чаще всего в башнях городских стен.

Во Франции и других европейских государствах с XVI века государство нуждалось в гребцах для гребного флота. Однако тяжёлая и почти непрерывная гребная работа была гибельна для здоровья, а потому охотников до такой работы было немного, а платить большие деньги было не под силу государственной казне. Благодаря этому и появилась счастливая мысль заменить свободных работников преступниками, совершивших тяжкие преступления, бродягами, нищими, которые стали направляться на галеры и обыкновенно работали на этих судах до полного истощения сил или до самой смерти.

Галерами назывались парусно-гребные суда. Галеры именовались каторгами, отсюда способ лишения свободы стали называть каторжные работы. На галере находилось около 300 гребцов, помещенных на 25-30 скамьях по обе стороны судна, справа и слева. К каждой скамье было приковано цепями по 5-6 человек, совместно приводивших в движение одно тяжёлое весло под ударами хлыста по голой спине, которыми их наделял время от времени надсмотрщик. Гребцы-галерники оставались прикованными к скамьям постоянно. Тут же они ели и спали, чередуясь в работе, чтобы галера могла идти постоянно, не останавливаясь.

Работа на галерах вышла из употребления с заменой гребных судов парусными. С 1748 г. с уничтожением галер были организованы портовые тюрьмы в приморских городах. Режим этих тюрем многое унаследовал от галер: приковывание цепями, сперва к стенам, затем попарно или по одному, но с тяжелым чугунным ядром конце цепи; телесные наказания. Тем не менее работы большей частью производились на открытом воздухе, были не тяжелы, их даже не хватало для всех заключенных.

Лишение чести и прав

Лишение чести было направлено против нравственного достоинства человека и стремилось унизить последнего как в его собственных глазах, так и глазах окружающих. Лишение чести в виде позорящих наказаний широко применялось в средние века. Лишение чести или позорящие наказания состояли в прямом или символическом унижении наказываемого посредством разных обрядов или иных действий, которые должны были уронить уважение к нему общества.

Прямое унижение достигалось следующими действиями: проклятие, нанесение удара по лицу палачом за нанесение кому-либо пощёчины. За оскорбление словом устанавливалось испрошение прощения у обиженного, которое состояло в том, что на виновного судом налагалась обязанность публично признать свою вину и просить прощения у обиженного. Испрошение прощения иногда сопровождалось различными унизительными обрядами: стоянием на коленях, целованием руки обиженного.

Символическое унижение достигалось путем исполнения над виновным унизительных обрядов, имеющих целью сделать его посмешищем в глазах других лиц, и вместе с тем причинить ему нравственное страдание сознанием позора и унижения. В качестве таких унизительных обрядов применялись: выставление у позорного столба, надевание ошейника, изгнание из города мётлами, надевание вещей, добытых преступным путем. Например, совершившему кражу привязывали украденную вещь и заставляли его ходить по улице, сопровождая его шумом кастрюль. Широко применялось позорное шествие к месту казни. Например, еретикόв доставляли на место казни сидящими на осле, лицом к хвосту, одетых в шутовскую одежду. Средневековые французские сеньоры присуждали виновных в прелюбодеянии пробежать голыми определённое пространство, на протяжении владений сеньории, или от одних городских ворот до других.

Выставление у позорного столба заключалось в том, что заключённого фиксировали у столба за шею и руки и держали в таком положении длительное время. Приговорённый к выставлению у позорного столба оказывался беспомощным и беззащитным перед всяким, кто пожелал бы над ним поиздеваться. Толпа бросала осуждённым в лицо тухлые яйца, грязь, всякие нечистоты. Камни и другие вещи, которые могли бы ранить, запрещено было бросать. Несмотря на этот запрет, толпа могла нанести увечья приговорённым и даже убить их, с азартом бросая камни и другие предметы в голову осуждённым.

Позорящие наказания могли употребляться самостоятельно, или как дополнение к другим тяжким наказаниям, например, к смертной казни. При этом для вящего позора осужденных вешали вместе с двумя собаками или волками. Например, в Пруссии согласно эдикту короля 1739 г. в целях борьбы с судебной волокитой устанавливалась норма, «если кто осмелится подать его королевскому величеству докладную записку по поводу уже решённого дела, то такое лицо подвергается смертной казни через повешение без всякой пощады и рядом с ним должна быть повешена собака».

Лишение прав направлялось против правового положения лица и выражалось в бесправии или гражданской смерти осуждённого, который лишался правоспособности. Лишение прав означало полное бесправие человека в обществе и устраняло защиту его со стороны государственной власти. Человек в юридическом смысле превращался в бесправное животное, в волка, исключался из среды мира, охраняемого правом. С ним было запрещено иметь всякое общение, принимать его в дом, давать ему пищу. Он лишался всего своего имущества и мог быть безнаказанно убит.

Постепенно прежнее бесправие смягчается, переходит в институт гражданской смерти, при котором преступнику оставалось право на жизнь и некоторые другие права: право приобретать имущество на пропитание, право вступать в новый брак. Осужденный к гражданской смерти лишался имущественных и семейных прав. Брак осуждённого прекращался, так как бы вследствие естественной смерти, он утрачивал всё свое имущество, имущество его переходило к наследникам, он лишался права на получение какого-нибудь имущества путем завещания, приобретённое впоследствии им имущество переходило, после физической смерти осуждённого, к государству, как выморочное имущество. Новый брак осужденного не имел никаких гражданских последствий и считался простым сожительством. Гражданская смерть сопровождала осуждение на смертную казнь и пожизненное лишение свободы в форме изгнания, ссылки, каторжных работ.

Имущественные наказания

В этот период наказание нередко было направлено на имущество лица. Широкое применение получили конфискация имущества и денежные штрафы. Конфискация всего имущества осуждённого как дополнительная мера сопровождала смертную казнь и ссылку. Особенно часто она применялась за государственные и религиозные преступления. Государство тем самым стремилось обессилить своих политических противников, а иногда и пополнить государственную казну.

Денежные штрафы уже не являлись вознаграждением за вред и убытки, как выкупы, они направлялись государству. Однако в некоторых случаях штраф направлялся в пользу потерпевшего. Например, в случае оскорбления честиштраф шёл в пользу потерпевшего.

Наши рекомендации