Эпиграмма Древ. Греции
Муравей в янтаре из ничтожества превратился в ценность. Отдельное существование надписи. 2 элегических дистиха - они не поместились бы на кусочке янтаря. Значит, функция эпиграммы отрывается от реального существования, сопровождает предмет только гипотетически, на бумаге, вызывая образ предмета в памяти тех, кто видел предмет. Остается память о предмете, а сам кусочек янтаря, которому посвящена эта древняя эпиграмма уже давно исчез и забыт. Посвященная же ему эпиграмма жива спустя тысячелетия.
Так произошло разделение функций.
Возникает новое направление - эпитафия - надпись на могильных камнях, сегодня их тоже пишут.
Сл. изменения
Эпиграмма начала свободное существование. Посвящена не только предмет, но и случаю.
Циал - римский автор, мечтает встретиться с любимой, пишет эпиграмму, в которой обращается с мольбой к волнам, чтобы они смиловались над ним и позволили ему доплыть до любимой, а топили бы его, если им так уж надо, на обратном пути, после свидания.
Остается краткость эпиграммы, размер, афористичность формулировок.
Со временем у эпиграммы появляется все больше и больше возможностей высмеять человека через воспроизведение ситуации или создание гиперболической ситуации, зафиксированной в этой эпиграмме. Появляется сатира, направленная против человека или явления действительности. (Высмеивание Лесбии, ее порочного образа жизни в одной из древних эпиграмм).
Утрачивается 1-оначальная функция, форма
Остается краткость, афористичность, заостренность, емкость.
=минимальная форма, максимальное содержание и воздействие на читателя.
Эпиграмма необязательно смешная. У Баратынского были лирические и философские эпиграммы.
В 20-ом веке эпиграммы на чекистов («Вы думаете, в этой квартире живет Брик - исследователь языка? Нет, здесь живет шпик, исследователь из ЧК»)
То, что появилось в 9 в. до н.э. существует и сегодня в 21-ом. Элементы памяти связывают с прошлым. Что надписью родилось, то надписью и осталось. Этим поддерживается существование жанра на протяжении нескольких тысячелетий. Обогащаясь новым, старое живет как основа.
Лекция № 13
Пародия, ее сущность и роль в литературе
Следует разграничивать понятие пародии, как явление, которое мы воспринимаем в быту и пародию как явление в литературоведческой науке
в быту слово пародия ассоциируется с известными пародистами, например, с Галкиным.
Признаки пародии:
высмеивание, передразнивание
смешные детали, комический эффект
направленность на кого-либо, пародирование
высмеивание недостатков (человека, политика)
Пример лектора:
Некоторые, собираясь в гости, не покупают подарок, а дарят свое творчество. Например, переделывают начало «Евгения Онегина» или переписывают «Бородино» в современном контексте в угоду имениннику. Но эти пародии направлены не на недостатки тв-ва Пушкина и Лермонтова
Не во всех пародиях встречаются вышеуказанные признаки. Бывают несмешные, не вызывающие желания улыбнуться пародии. (Например, высмеивание пристрастия Бунина к аллитерациям одним из пародистов)
Пародия может быть смешной и направленной на какое-либо лицо, может быть смешной, но не направленной ни на кого, может быть направленной на кого-либо, но не смешной.
Связано это с тем, что выделяется 2 типа пародий:
пародийность (пародийная функция) -пародировать кого-то, сделать смешным текст кого-то. таких текстов немного
пародичность (пародическая форма) -направлено не на автора, переделывание чьих-то текстов (пример с Пушкиным, переделанным для Дня Рождения в начале лекции). Об этом мы и поговорим.
Приемы пародии заключаются иногда в том, что для изменения смысла иногда достаточно заменить слово, звук, переправить заглавную букву на строчную и наоборот, изменить знак препинания.
Если функция не пародийная, то какая же она?
Жуковский написал «12 спящих дев» - 1 из первых русских баллад.
Сразу начали выходить пародии (например, «12 спящих будочников», на эту поэму, причем написанные не врагами, а друзьями - Пушкиным, Вяземским, А.И. Тургеневым. Оказывается, друзья таким образом «продвигали» в массы текст Жуковского, пародируя текст, к нему привлекают внимание.
Если обратиться к современности, то, к примеру, Брынцалов предлагал большие деньги, чтобы в программе «Куклы» перед выборами появилась его кукла. Это, несмотря на то, что это была бы пародия на него, увеличило бы его популярность.
Кроме того, пародируя текст, его лучше усваиваешь, понимаешь манеру писателя.
Ю.Н. Тынянов статья «О пародии» из книги «Поэтика, история литературы, кино».
О.М. Фрэйденберг «Происхождение пародии из книги «Семиотика. Труды по знаковым системам, выпуск 4
Лекция № 14
Литература и мифология
Мифология - недостоверные предания, легенды. Мы воспринимаем как недостоверное.
Для людей с традиционным сознанием мифы о человеке, природе, происхождении мира нужны были, чтобы объяснить устройство жизни. Мифы отражали все стороны существования мира. Человек с традиционным сознанием воспринимал миф как достоверную информацию. Люди того времени видели в мифе достоверное знание.
Жители Сан-бичевых островов рассказывали тем, кто приезжал, свои мифы как достоверные факты. Приезжие к этому относились с недоверием. Так же мы рассматриваем древнегреческие мифы. Так же люди СССР рассматривали религию - как набор заведомо ложных сведений, разоблаченных наукой
Верующий как должное воспринимает устройство мира, описанное в Ветхом Завете.
Говорят сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Но в сказки не верят ни бабушки, которые их рассказывают, ни чуть повзрослевшие дети. Сказка - неправда, отражающая мифологические черты. В ней есть намек на правду.
Миф - реальное объяснение действительности, воспринимается как правда, миф не только что-то древнее, отжившее. Мифы создаются и сегодня.
Отношение современного искусства к традиционной мифологии.
1) Прямое заимствование.
Агата Кристи - «Подвиги Геркулеса». 12 рассказов. Современный Геракл совершает аналогичные подвиги - сама суть не изменяется. Эркюль (модификация имени Геракла-Геркулеса) Пуаро очищает Авгиевы конюшни в переносном смысле.
2) Образы из античной литературы в готовом виде вставляются в произведения другой эпохи.
А. Толстой читал ранние произведения Пушкина и его раздражало обилие образов древнегреческих богов - Вакха, Леля, граций, любимцев Цитереи. Пишет пародии на полях книг с произведениями Пушкина.
Пародическое осмысление поэта другой эпохи показывает то, насколько изменилось время.
3) В миф можно вкладывать иное содержание. Мифологический образ получает иное направление.
Аргонавты - из древней лит-ры - ездили за золотым руном на корабле «Арго».
Русская культура нач. 20-ого века.
Борис Бугаев (= Андрей Белый) студент МГУ – душа сообщества «Аргонавтов»
Пишет стихи, воспевающие аргонавтов. «...Зовет за собою старик аргонавт»
Сборник золото в лазури (=солнце в небе)
Золотое руно в понимании Белого - солнце, разливающее тепло на всю землю - и аргонавты этого сообщества должны добыть и привести в ощетинившуюся Москву это тепло, солнце.
Многие в то время искренне верили в эту теорию как в истину, ждали корабль «Арго».
20в. Лавров восстановил историю аргонавтов в своей статье. Живая и действенная мифология стала предметом описания.
В рамках тоталитарного строя создаются новые мифы. В СССР - о «благородном»
Павлике Морозове, который интересы партии поставил выше интересов своей семьи. После падения СССР была выяснена реальная подоплека этого мифа.
Сериал «17 мгновений весны» сегодня не отражение идеологии, а восхитительная актерская работа.
Новому обществу нужна дополнительная мифология, вокруг и на основании которой создаются фильмы, спектакли, лит-ра.
Мифы ограничены людьми, поглощенными этим сознанием. Мифологическое сознание - национальное, континентальное, мировое - явление универсальное.
Фрейд: индивидуальное бессознательное- то, что человек делает инстинктивно, то, что скрыто в нем глубинно и почти неизвлекаемо.
Люнг (ученик Фрейда): коллективное бессознательное (более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное) - за словом не только прямые значения, но и скрытые глубинные смыслы, которые для коллектива понятны на подсознательном уровне, к человеку с молоком матери приходят. Сумма проявлений, объединяющих людей единой общности.
Архетип - отдельная единица коллективного бессознательного.
Введенный автором «в лоб» архетип не срабатывает. Намного серьезнее, когда автор вводит архетипы исподволь, когда мы подсознательно чувствуем, что речь идет о чем-то большем, более высоком.
Трифонов. Повесть «Обмен». Думая об обмене, который претит ему, герой спускается в метро. Душно, люди с папками из хлорвинила.
Если поразмыслить и переступить бытовое осмысление произведение, мы понимаем, что герой спускается в ад. Этот глубинный смысл приближает бытовое произведение ко всечеловеческим, например, к «Божественной комедии» Данте.
Лекция №15
Культурная и литературная традиция.
Лингвист де Соссюр (Ввел категории языка и речи, синхронии и диахронии):
Синхрония - развитие языка на современном этапе, не одномоментное, несколько протяженное, но на этом промежутке стабильное
Диахрония - исторические изменения языка и литературы
Литература – отражение изменений и претерпевает изменения. То, что сегодня синхрония, завтра - диахрония
В каждый исторический момент было наследование традиций и внесение чего-то нового (новаторство). Однако это новое, становясь плотью литературы, превращается в традицию.
Синхрония и диахрония не застывшие категории. Традиционное может оказаться новаторством и наоборот.
Лит-ра 10-20 гг. 20 века - Маяковский - новаторство - непривычно по лексике, структуре, неточности рифмы, сложности метафор, изломанности строчек.
1935г. Сталин: Маяковский - талантливейший поэт.
Культ тв-ва Маяковского. 40-50гг. - массовость произведений Маяковского. Изучение в школе бедными детьми. Много подражателей. Тв-во становится традицией.
Бунт читателя, которому эта поэзия надоела. Переоценка. Стихи построенные только на идеях. Юрий Карапчиевский опровергает представление о Маяковском как о новаторе. Стремление примкнуть к тому, что было до Маяковского, к «реакционной» поэзии, с которой боролся Маяковский.
Кто-то умный сказал, что поэзия после Пушкина - это обращение к поэзии Державина через голову Пушкина. Смысл этого высказывания в том, что все новое, что приходит, (поэты после Пушкина)) отвергает то, что ему предшествует (Пушкин). Но на самом деле это предшествующее (Пушкин) когда-то было новым и отвергало то, что предшествовало ему (Державин). Так же происходит в мире моды. И в поэзии тех, кто был сразу после Пушкина есть отголоски тв-ва Державина.