Упражнение «Пульверизатор»
Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, сопровождайте движение рук звукоподражателями: Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! ….
Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении: второй и третий. Нажимайте на «грушу» то рывками (Ф! Ф! Ф! Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФФФФФФФФ!...).
Ведь надо только захотеть,
И приложить старание.
Чтоб ловко и легко уметь
«Переключать» дыхание.
Лишь в нужный ритм «переключишь» —
И ты свободно зазвучишь.
Непременно придумайте сами подобные упражнения, как это с увлечением делают все занимающиеся тренингом:
«Просверлить стену» звуком «З»: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ… (первый и второй типы дыхания).
«Рубанком стругать доску» на звуке «Ж»: ЖЖЖЖ! ЖЖЖЖ! (первый, второй виды дыхания).
«Подметать метлой сухие листья» на звуке «Ш»: ШШШ! ШШШ! (первый вид дыхания).
«Косить траву косой» на звуке «С»: СССС! СССС! ССС! (второй вид дыхания).
«Натирать пол щеткой» на звуке «Ш»: ШШШШ! ШШШ-ШШ! (второй вид дыхания).
«Выключающийся пылесос» ЖЖШШШШШ… Когда пылесос выключается, получается «запыхивающийся» звук «Ш» (первый и третий виды дыхания).
«Шипящие проскакивающие пули по песку»: ФУТЬ-ФУТЬ! ФУТЬ-ФУТЬ! (третий вид дыхания).
Упражнение «Пильщики».Взяли «пилу», проверили, как лежит «бревно на козлах». Начали распиливать его: С!С!С!С! Вначале звук «С» острый, короткий, как движения рук, потому что пила «входит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук ССССС…ССССС…ССССС…
Упражнение «Мотоцикл».Завели мотор и поехали на мотоцикле: Р! Р! Р…РРРРР… Кто дальше отъедет? Быстрее, быстрее едете, и звук переходит в мягкое РЬРЬРЬРЬРЬРЬРЬ…
Упражнение «Звонок».Много раз нажимаете на кнопку электрического звонка, настойчиво добиваясь ответа: рьрьрьрьрьрьрьрь…рьрьрьрьрьрь…рьрьрьрьрьрь…
Упражнение «Сорока-сплетница».Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!
Нафантазируйте, о чём говорите. Ощущаете резкие движения диафрагмы? Хорошо. Только не пытайтесь управлять ею (втягивать внутрь или выпячивать). Она сама делает движения такие, какие указано ей природой.
Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Голос и дикция
Голос – это удивительный оркестр, который состоит из инструментов, единственно способных передать всю тончайшую внутреннюю жизнь человека. Однако, забывая об этом, часто актёр или чтец, начиная говорить громче, чётче, медленнее, напрягает голосовой аппарат. При напряжении искажается тембр, пропадает благозвучие, эстетика звучащего слова. И тогда к чему и сила, и гибкость, и выразительность голоса, «если душа и ухо слушателя не принимают его».[8]
Надо знать о том, что восприятие речи это не только слуховой, но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата, который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего. Поэтому зажатость исполнителя непременно передастся слушателям, зрителям, и те либо инстинктивно временами отключаются от восприятия, давая отдых мышцам своего голосо-речевого аппарата, либо испытывают усталость к концу спектакля, выступления чтеца.
Свободное звучание голоса — необходимое условие публичного общения, обусловленное психофизиологией восприятия речи, а также и психофизиологическим состоянием самого выступающего. Хорошо, свободно звучащий голос, подчиняющийся актёру, по существующему закону обратной зависимости тонизирует всю его нервную систему, придаёт уверенность, вызывает творческое самочувствие.
Поиски свободного звучания голоса связаны с восприятием чувства атаки. Атака, или начало звучания — это момент установки голосовых связок на определённый тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак: придыхательную, твёрдую и мягкую. Наиболее характерна для физиологически верного формирования звука мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Естественно, сближенные и свободно колеблющиеся связки рождают плавный звук без придыхания или резких толчков.
При твёрдой же атаке, когда связки до начала выдоха слишком плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос становится резким, "металлическим", малоподвижным. Перенапряженные связки быстрее изнашиваются.
Для придыхательной атаки характерно начало выдыхания воздуха до того, как сомкнутся связки. Не использованный в фонации "дикий" воздух слышится в речи. Голос тускнеет, быстро утомляется. Чтобы добиться свободного звучания голоса с мягкой атакой, с ощущением резонанса (отзвука) в "маске", рекомендуется ряд упражнений, построенных по типу стона. Стон — это свободный, беспрепятственно льющийся звук.
Упражнение "Стон"
Спокойно напряженье снять,
Свободно, мягко зазвучать
И отыскать удобный тон
Поможет упражненье "стон".
Вообразите, что у вас слегка побаливает горло или голова, или просто ощущается усталость. Возникла потребность "постонать", и вы на звуке "М" тихо стонете. Не кряхтеть! При кряхтении звук глухой, короткий, голосовые связки напряжены. Стон — свободный, тянущийся, монотонный.
Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук свободные. Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз... Запоминайте это мышечное чувство свободы (хочется спать). Не дремлет только дыхание. Оно действует—стонет. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину, "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос).
Подключайте к согласному "М" гласные звуки "А, О, У, Э, И, Ы". МммАммОммУммЭммИммЫмм...
Произносите гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот и сейчас же закрывая для продолжения стона (на М).
А теперь произносите во время "стона" слоги с согласными "Б" или "Д: БАмммБОмммБУмммБЭмммБИмммБЫммм... ДАнннДОнииДУнннДЭнннДИнниДЫннн...
Это напоминает звон колоколов: удар — бон! И отзвук — ммм... удар—дон! и резонанс—ннн... Вот и звоните в колокола: БУммм-БОммм! БУммм-БОммм! БУммм-БОммм!..
ДИньнь-ДОннн! ДИньнь-ДОнкн! ДИньнь-ДОннн!..
Произносите "на стоне" целые фразы, типа: Мам, меду нам.
Маму я молю упрямо: молока налей мне, мама.
Ax, больной я, ай-ай-ай!
Молока мне; мама, дай...
Такой характер речи в состоянии мышечного расслабления (релаксации) будем условно называть формой речи № 1. Она помогает снимать общее мышечное напряжение, а также напряжение с органов артикуляции и голосообразования.
Формой речи № 2 назовем речь диаметрально противоположного характера: волевую, уверенную, экспрессивную. Задача тренинга и состоит в том, чтобы при переходе от формы речи № 1 к форме речи № 2 сохранять ту же свободу мышц фонационных путей, которая уже натренирована в вариантах упражнения "стон". Значит, и при экспрессивной речи надо сохранять мягкую атаку звука. С тем, чтобы натренировать мягкую атаку и сохранять её во всех звучаниях речи, проделайте ряд упражнений на "переключение" дыхания во все три вида выдыхания.
Упражнение "Коварное "ам-ам!"
"Больны". Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая).
Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (Она не откликается.) Еще активнее звучит фраза — приказом, требованием: Ам-Ам! Мам!
Коварное междометие "ам-ам" (сокращенное обозначение слова "есть") может подвести. Если, активно требуя от мамы еды, излишне напряжётесь, и междометие зазвучит на твёрдой атаке, это дезориентирует маму: она превратно поймёт вашу просьбу.
Так не смущайте того, к кому вы будете обращаться с просьбой "ам-ам". Следите за тем, чтобы это коварное "ам-ам" звучало непременно на мягкой атаке. При твёрдой атаке слышен всегда своеобразный глухой щелчок в глотке.
Для того чтобы скорее понять, ощутить разницу в звучании голоса на мягкой атаке и слишком твёрдой, обратим внимание на простые жизненные явления. Чтобы ребёнок заснул при напевании "колыбельной", мать стремиться передать ребенку свою свободу, покой, сонливое состояние и голос её звучит непременно с мягким атакированием. А чтобы ребенок напрягся и произвел необходимый акт, мать специально напряженно, со сжатием голосовой щели, произносит междометия "а! а!". Ведь именно на основе слухового восприятия как слухо-мышечного процесса и рождены эти действия.
В этом упражнении в первом случае "воздух сам вытекает в природу", во втором — "с силой выгоняется", в третьем — "рывками выталкивается".
Главное — натренировать третий вид выдыхания, который разрабатывает чрезвычайную подвижность диафрагмы. А это самое важное в речи. Она (диафрагма) будет успевать опирать все звуки речи, выравнивать их в звучании, создавать "опору" звука, обеспечивать музыкальную кантилену речи. Для этого полезно включить упражнения, используемые междометия. Междометия являются самыми простейшими словесными сигналами, с помощью которых мы привлекаем к себе внимание объекта, воздействуя на его волю или чувства.
Упражнение "Собака"
Вообразите, что вы стали... собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи... Клонит ко сну.
Вдруг скрипнула садовая калитка... Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: "Ав-ав!" (что в переводе на язык людей означает "Я здесь!"). Не "облаивайте" зло своего друга, подайте ему голос. Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий: "облаять" и "подать голос". В первом случае — эмоция злости, ведущая к твёрдой атаке, которую следует избегать. Во втором — эмоция радости и лёгкого удивления, ведущие к мягкому атакированию звука. Значит, в формировании голоса по принципу подлаивания надо соблюдать следующие условия: 1) не имитировать "собаку", то есть не искажать тембр своего голоса; 2) "подлаивать" на мягкой атаке; 3) упражнения сопровождать положительными эмоциями, зная о том, что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо-речевой аппарат.
А теперь сосчитайте, сколько в аудитории стульев, хватит ли всем: Ав-ав-ав-ав-ав-ав-авв... Обязательно включите руку, которая подчёркивает счёт стульев... Рука помогает формированию звука. Затем пересчитайте в более быстром темпе: Ававававав-авав... Успевайте и в быстром темпе непременно "подлаивать". Этим тренируется третий вид выдыхания (когда воздух "рывками выталкивается").
Упражнение "В пляс"
Активными хлопками и эмоциональными приказами раззадоривайте людей, чтобы они "пустились в пляс": Гоп-ляля! ГОп-ляля! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! ГОп! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! гОп! гОп! гОп!..
Звуки междометий летят весело, свободно, как бы "подбрасываемые" диафрагмой вверх — в головной резонатор, но на низких тонах голоса.
Упражнение "Две собаки"
Первая: Эта кость моя. Отдай!
Вторая: Ты за это мне полай. Голос!
Первая: Аф!
Вторая: Голос!
Первая: Аф!
Вторая: Кость твоя, мой друг. Гав-гав!
Целевая установка: тренировка опоры звука на мягкой атаке.
Упражнение "Команды"
Подавайте команды: "Налее-вО!", "Напраааа-вО!", "Крууу-гОм!", "Шагооом-Арш!", "РАз-два! рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! лЕвой! лЕвой!..
При усилении звука не поставленный голос стремится к повышению. Не допускайте этого. Для этого первую часть команды (приготовительную) надо несколько повысить, чтобы во второй части (исполнительской) голос пошел вниз. Так как команда произносится в побудительной интонации, то голос всё равно несколько повысится.
Упражнение "Прыгуны"
Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав "сальто", вылетаете на арену. Разумеется, "прыжки-перевороты" делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают лёгкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием "алле!", а на междометии "гОп" руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — "Алле — гоп!" Делать всё надо артистично, без напряжения. Легко выбрасывайте руки и вслед за ними так же легко "выбрасывайте" звук голоса на междометии "гоп". Вместе с широко поднятыми вверх руками голова возвращается из наклонного положения в нормальное (уверенно смотрите на зрителей, гордясь своей ловкостью). Следите за тем, чтобы при звучании слова "алле" гласная А рождалась с мягкой атакой — без пересмыкания связок, без "щелчка". Держите темп, заданный первым прыгуном. Если он ускорил темп, то и все ускоряют.
Упражнение "От стона к лаю"
От "стона" к "лаю" переход
Продуманный и верный ход:
Соединяет он бесспорно
Свободу звука и опору.
На стоне: МмамммЁдунаммм, МамммЁдунаммм (напоминаете, просите, но она не выполняет вашей просьбы).
МЁду нам, мам! мЁду! мЁду! мЁду! нам! — требуете всё более активно, не забывая "подлаивать":
На стоне:
Ах, больной я. Ай-ай-ай!
Молока мне, мама, дай.
Но мама несёт очень маленькую чашечку молока, останавливаете её приказом:
Мало! Мало! Поскорей
Молока ещё налей!..
От "стона" перешел к приказу.
И что ж? Как будто по заказу,
Звук диафрагма "оперла"
И напрягаться не дала.
Свободен голос, благозвучен?!
Так, значит, я уже обучен
Звук диафрагмой опирать
И напряжение снимать
При самой экспрессивной речи.
А это всех побед предтеча.
Дыхание должно легко "переключаться" с первого вида выдыхания на третий. Этот навык понадобиться актёру, когда возникнет необходимость изменить темп, ритм звучания речи, вызванный иным характером действия.
В первых же упражнениях необходимо выработать ощущение, что говоришь "диафрагмой". Так ведь оно и должно быть: она, диафрагма, тоже "артикулирует".
Упражнение "Наша река"
Вы — два ленивых, флегматичных человека — ведете диалог:
Первый: Наша река широка, как Ока.
Второй: Наша река широка, как Ока?
Как? Как Ока??
Первый: Так! Как Ока, широка наша река!
Оба вместе: Во кака наша река!!
Ощущение такое, что, открыв и не закрыв рот (ведь тугодумы ленивые, еле ворочают языком, хотя и спорят), говорите диафрагмой. Это хорошо ощутимо особенно при выделении ударных слов: "Ока", "Как", "Так".
После того, как найдена свобода звучания, меняйте обстоятельства. Например, вы очень темпераментные люди-холерики. Быстро-быстро ведёте спор. Но диафрагма по-прежнему (только теперь её движения частые) успевает "подпереть" каждое слово.
Придумайте другие обстоятельства, когда можно разговаривать с отключенной ротовой артикуляцией (при ослабленной чёткости действия языка, губ, нижней челюсти) и быть при этом понятным.
Упражнение "У зубного врача"
Вам поставили пломбу. Просят посидеть несколько минут с открытым ртом. А вам не терпится узнать, когда можно поесть. Не закрывая рот, говорите:
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда.
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя — не стану есть.
Активная "артикуляция" диафрагмы обеспечивает разборчивость речи. А главное, убеждаешься в необходимости мышечной свободы в области гортани и глотки, в мягком атакировании, "опоре" звука.
Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом. "Это первый и непременный этап. Действительно, от этого этапа зависит все дальнейшее. Звук, неверно атакованный, позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке — таким будет и всё звучание голоса".[9]
Итак, запомним:
Избави бог на "твердой" говорить.
При напряжении нельзя творить,
В атаке мягкой голос зарождён —
Ты, говорящий, будешь награждён:
Твой голос выразит всё точно до конца,
Всё, чем наполнена душа творца.
"При произнесении гласных добивайтесь не только мягкой атаки, но и единого качества звучания. Надо убрать пестроту звучания, когда звук А вылетает из живота, звук Е — из голосовой щели, И — протискивается из сдавленного горла, звук О гудит, точно в бочке, а У, Ы, Ю попадает в такие места, из которых их никак не вытащишь".[10] Надо научиться "собирать" звук ближе к губам при произнесении любого из гласных.
Упражнение "Колыбельная"
Вообразите, что у вас на руках или в коляске ребенок. Укачивайте его, напевая знакомый мотив сначала с закрытым ртом:
М М М
А затем напевайте ту же музыкальную фразу "колыбельной" гласными:
а а а а о о о о у у у у
а а а о о о у у у
Следите за тем, чтобы была полная мышечная свобода в области гортани (мягкая атака). Вам ведь надо передать ребенку свою телесную свободу. Раскрепощайтесь!
Необходимо убирать открытый, вульгарно звучащий "белый" звук голоса. Этому способствуют упражнения с гласными У, О.
Упражнение "Гудок"
Слитно, как гудок, тяните гласный:
УУУУУУУУ... "Гудок" не громкий, без напряжения голосового аппарата, губы находятся в положении "хоботка". Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание уууОуууАуууЭуууИуууЫууу...
Переходите к тренировке формы речи № 2, произнося отдельные слоги: уО !уА! уЭ! уИ! уЫ! Слоги звучат как приказы: отчитывайте, стыдите, упрекайте.
Упражнение "Дудочка"
Люблю в саду дудеть в дуду:
Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!
И я иду, иду
И дую в дудочку — ДУДУ!
Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!
Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!
Следите за собранностью губ "в рупор", за легким возвращением губ из положения их при произнесении гласных А, И, Я — в положении на гласном У.
Упражнение "Буква У"*
Уля с Юлей букву "у"
Уронили вдруг в траву
Пусть лежит упавший звук!
Уля, Юля, — живо в круг!
Целевая установка упражнения: тренировка собранности звука на гласных У. Ю. При команде "живо в круг!" не забыть "подлаивание", которое позволит сохранить свободное звучание голоса (с хорошим тембром) при волевой речи с побудительной интонацией.
Упражнение "Бабушки"
Для верного звучания гласного А (это значит — близкого, собранного, "опёртого") полезно "передразнить" подруг, ахающих по любому поводу:
"Ахти! Ахти! Ахтушки! —
Разахалися бабушки.
"Ахти — ах! Ахти — ах!"
Не держатся на ногах.
Передразнивайте беззлобно, весело, как часто мы, желая успокоить "разошедшегося" человека, передразниваем его междометиями: "Ах-ах-ах!— скажите, какой хороший! Ой-ой-ой! Как страшно"— или что-нибудь в этом роде",
Упражнение "Хохлатки"
Представьте, что вы "хохлатки". Встаньте, немного нагнитесь вперед. Руки — это крылья хохлатки, которые отходят от боков при "кудахтании". Разбежались и куда-то спрятались цыплята. Надо их найти. Ищите и "кудахтайте!":
Кудах-тах-тах!
Кудах-тах-тах!
Кудахтают хохлатки.
Куда?
Ах-ах!
Куда?
Ах-ах!
Попрятались цыплятки?
На ударных гласных (указаны чёрточкой) руки отходят от боков и подбрасываются слегка наверх. Особенно широко отходят "крылья" на междометии "Ах-ах!", как будто звук отбрасывает в сторону от боков "крылья". Это приносит свободу звучания. Ищите и "кудахтайте" с верой в то, что делаете. Упражнение раскрепощает глотку, опирает звук, естественно открывает рот, тренируя свободу нижней челюсти. Хорошо подключается в работу грудной резонатор.
Упражнение "Птичий двор"
Приехали на отдых в деревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и курицы, и петух, и кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочется всех позвать к себе, разглядеть, приласкать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-тега-тега-тега-тега... Петь-петь-петь-петь... Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис-кис! и т. д.
Отлично тренируется опора дыхания, губы, язык, направленность звука, если действительно хотите призвать к себе животных и птиц. Тренируйте звучание голоса в различных тонах. Оправдывайте это разным отношением к каждому из животных, хорошо видя их. Одно дело — зовёте гуся, другое — голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов...
Упражнение "Айда гулять"
Обращаетесь к своим подругам с предложением пойти гулять:
Ия! Эля! Аля! Оля! Уля! Юля!
Айда гулять!
Следите за тем, чтобы все слова-обращения (специально подобранные имена, начинающиеся на гласные) звучали бы волево, но, тем не менее, с мягким атакированием. Междометие «ай-да» (с ударением на последний слог) употребляется как призыв или приказание идти куда-либо: пойдём, пошли.
Упражнение "Победительницы"
Приветствуйте своих друзей (девушек — волейболисток), выигравших очередную очень трудную игру:
Ай да Аля! Ай да Уля!
Ай да Оля! Ай да Юля!
Ай да Эля! Аи даИя!
Спорт — родная вам стихия!
Просто чудо-мастера!
Браво, девушки! Ура!
Слова-приветствия звучат с оттенком восхищения, изумления, гордости, торжества. Напоминаем о том, что приятные эмоции раскрепощают организм, в том числе и голосо-речевой аппарат.
Упражнение "Частушки"
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вышла кошка за кота!
За Кота Котовича —
За Петра Петровича!
Представьте себе, что ваша грудь и лёгкие, заключённые в ней, — "гармонь". Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигаете меха своей "гармоники". Движения свободные.
Произносите текст так, как будто действительно пляшете под него, хорошо чувствуя ритм частушки. Тело, руки, плечи — всё свободно и даже легко подплясывает. Ещё минута — встанете и действительно пойдёте в пляс!
Ух ты, ох ты!
Мы надели кофты,
Руки радостно в бока,
Да с парнями "гопака"!
Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!..
Пляшем, сердце веселя...
Звуки междометий вылетают легко и свободно, как бы "подбрасываемые" диафрагмой вверх — в головной резонатор.
Упражнение "Междометия"
Целевые установки упражнений с междометиями заключаются в свободном и непосредственном восприятии увиденного, услышанного, при котором рефлекторно работают все части голосо-речевого аппарата. Это и позволяет добиваться лёгкого, непроизвольного рождения междометий, выражающих волю или эмоции говорящего.
Ах, какой цветок пахучий!
Ой-ой-ой! Да он колючий?!
(С подтекстом "Чуть не укололся. Хорошо, что слегка дотронулся! ")
Ах, какой зверек прекрасный!
Э-э-э! Да он зубастый?!
(С подтекстом "Хорошо, что успел отдернуть руку»)
Ой, как дует из окошка!
Эй-эй-эй! Прикрой немножко!
(Волево приказываете.)
Ах, какая красота!
Посмотри-ка ты сюда.
Видишь, бабочка какая?
Разноцветная такая,
Что неможно глаз отвесть!
Сколько красок в мире есть!
Ой! Вспорхнула, улетела...
Эй, взгляни! На кустик села.
(Восприятие сопровождается различными эмоциями: радостного изумления, восхищения, огорчения, удовлетворения.)
Кчки! Кчкэ! Кчко! Кчку!
В стену гвоздь забить хочу.
Ой, летит мой гвоздь в кусты!..
Погоди ж, найду, где ты!
(Действие сопровождается различными эмоциями и проявлением воли.)
Упражнение "Рыболов"
Рыболову рыболов
Говорил про свой улов:
— Нынче мой улов не мал.
— Сколько рыбы ты поймал?
— Два карасика, плотву.
— И всего-то? Ну и ну!
— С ними вот таких лещей!
— Хей!
— И метровых два ерша.
— Ша!
— Да! И щуку метров двух. - Ух!
— Вот такую камбалу!
— У-у!
— И горбушу — метров семь!
— Э, заврался, брат, совсем.
Упражнение "Шутка"
Представьте, что вам запрещено говорить и петь "по-человечьи". Только "по-собачьи". Послушно и радостно выполняете приказы своего "дрессировщика". Ведь он помогает вам закрепить навык "опоры звука".
Дрессировщик: Приветствую, друзья!
Группа: Ав-ав!
Дрессировщик: Спокойнее. Не напрягаться! По одному мне откликаться!
По одному: Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!.. (с подтекстом "Я здесь ")
Дрессировщик: Ну что ж, у вас веселый нрав.
На месте - марш!
Эй, запевала!
Споем, как пели мы бывало!
Все "поют": Ав! Ав-ав! Ав-ав-ав! Ав-ав-ав! (на мотив маршевой песни)
Дрессировщик: Стой!
Поняли, как "лаем",
"Опоры звука" достигаем?
И навык закрепили прочно?
Группа: Ав-ав!
Так точно!
Ритм марша возбуждает организм человека, делает ритмичным дыхание, снимает напряжение. "При ходьбе в работу включается весь организм сразу. Она как бы настраивает нервную систему и подготавливает мышцы для последующих упражнений".[11]
Верно используемый приём междометий в работе над голосом помогает:
а) найти и укрепить "центр" голоса;
б) сохранять и совершенствовать координационную деятельность трёх систем речеобразующего механизма: дыхания, деятельности гортани (голосовых связок) и ротоглоточного резонатора (ротовой артикуляции);
в) тренировать автоматизм дыхания и активность дыхательных мышц, особенно диафрагмы;
г) предоставляя полную свободу глоточной и ротовой полостям, рефлекторно расширять их, увеличивая объём резонатора, что способствует полноценному звучанию голоса;
д) развивать голосовую гибкость, лёгкость модулирования, перехода из одного тона в другой, при сохранении качественного звучания;
е) обогащать тембральную палитру, ощущать зависимость тембра голоса от подтекста, от чувства, отношения, всей внутренней жизни человека;
ж) воспитывать навык качественного звучания голоса при различных характерах речи, то есть при любых изменениях в силе, высоте, темпо-ритме речи обеспечивать звучание хорошей "опорой" дыхания.
Упражнение "Эхо"
Владеть навыком "эхового" звучания особенно важно чтецам. Ведь когда ведется рассказ о событиях, в которых герои действуя громко говорят и даже кричат, то нельзя самим исполнителям воспроизводить их звучание. Все равно не получится. Надо именно рассказывать о том, с какой внутренней силой, страстным желанием спасти товарищей, кричал, например, Тарас Бульба, сгорая на костре: "Занимайте, хлопцы, занимайте скорее горку, что за лесом: туда не подступят они!.."
В этих случаях, наполненное "подтекстом", отношением исполнителя "эховое" звучание дает возможность слушателям довообразить, внутренним слухом услышать, как звучала речь героев повествования.
Попробуйте трижды произнести знакомое с детства "Ау-у-у!". Первый раз, активно посылая звук, призывая кого-то к себе. Второй раз воспроизведите услышанное вами эхо на ваш призыв. А в третий — ещё более активно откликнитесь. При выполнении упражнения проследите за тем, что происходит с мышцами щек и губ, как звучит голос.
Заметили, что при звучании голоса на "эхо" губы и щёки несколько расслабляются и звук резонирует где-то далеко (в затылке)? Но как только откликаетесь на "эхо", так щёки и уголки губ становятся более напряженными (они в положении "рупора"). А звук как бы собирается в этом "рупоре"— в вытянутых губах.
Проверьте ещё раз близость и собранность звука, умение приближать звук к губам и отдалять его в свободное "эховое" звучание в таком тексте:
Это кто там каждый раз передразнивает нас?
Кто кричит там, вот потеха?
Эхо.
Эхо? Эхо, замолчи-ишь ты?
Ишь ты?
Ну дразни! Ты дразнишь скла-адно!
Ладно.
Первая кто в мире де-ева?
Ева.
А жила в каком краю-ю?
Раю.
Шутишь, эхо, так всегда-а?
Да.
За игру благодарю-ю!
Дарю.
Упражнение "Кончил дело — гуляй смело"
Вэтом упражнении попытайтесь оправдать и интонационно выразить пять способов мелодического звучания ударной гласной в русской речи.
Для того, чтобы легче ощутить это движение голоса в звучании одного лишь слога, мы заменим слово "мама" одним слогом — "ма". Этим междометием (условным, сокращенным названием, часто употребляемым нами) будем обращаться к маме с просьбой отпустить погулять.
Фантазируйте, чем занимаетесь, почему мама упорно стоит на своём и не пускает гулять. Чтобы оправдать различное интонационное звучание фраз, продумайте, какими глаголами будете действовать, пытаясь добиться своей цели: уйти к товарищам на улицу. Допустим, используете такие глаголы: сообщаю, напоминаю, упрекаю, умоляю, проверяю, поражаюсь.
— Ма, охота погулять. (Тон голоса ровный. Это простое сообщение о желании пойти погулять.)
— Сядь!
— Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминание маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.)
—Подождут.
— Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.)
—Помолчишь?
— Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, прогибая голос на гласной А, сначала поднимая, затем опуская тон.)
— Не канючь и не грусти.
— Ма, как камень, ты тверда?! (Поражённый, проверяете, окончательное ли это решение мамы. В интонации наивысшая степень удивления — голос опускается и тут же поднимается в слоге МА.)
— Да.
Кончишь дело — гуляй смело.
Делайте упражнение в движении. Пустите в действие руки и тело. Пусть в диалоге участвует не только слово, но и весь телесный аппарат. Допустим: потянулись, чтобы расправить уставшее тело, и обращаетесь с просьбой отпустить. На приказ: "сядь" реагирует тело — невольно от удивления поднимаются плечи и руки. Сопровождаете это движение словами: "Ма, меня друзья ведь ждут!" На ответ матери: "Подождут" — плечи и руки от недоумения (никогда такого не было) пошли вниз со словами упрека: "Ма, зачем так говоришь?!" И так далее.
Приучайтесь "одновременно наблюдать за разными областями своего существа. Такая работа тоже весьма полезна для артиста, так как она упражняет и вырабатывает очень важное в процессе творчества многоплоскостное внимание, которое тоже следует доводить до подсознательной работы, до механической приученности".[12]
Добившись свободы звучания, необходимо включать в голосовой тренинг и дикционные упражнения, которые также способствуют музыкальности речи. Ведь непрерывная линия звучания создаётся в речи тогда, когда не только гласные, но и согласные "сами по себе поют, как в вокальном искусстве"— говорил К.С.Станиславский. Надо ставить голос, попутно исправляя дикцию.
Красиво должен звучать не только голос актера, но и его речь. Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, 3 и другие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно согласных звуков нашей речи. А ведь психологическая значимость согласных выше гласных звуков потому, что они несут больше информации, выполняя главную смыслоразличительную функцию. По произнесению одних согласных звуков (Пшкн, Нкрсв, Ггль, Чхв, Лрмнтв) мы скорее поймем, о каких поэтах и писателях идет речь, чем по ничего не говорящим гласным, входящим в состав этих слов: уи, еао, бо, ео, еоо.
Нельзя переносить в сценическую речь привычные в жизни искажённые словесные комплексы, такие, например, как "чек" вместо "человек", "мо быть", вместо "может быть", "тащи" вместо "товарищи" и т. д. Это делает речь неразборчивой, звучащей не эстетично, не выразительно,
Необходимо учитывать акустические условия публичного выступления, знать, что расстояние, существующее между выступающим и аудиторией, "затушёвывает" согласные, а "звуковой поток" поглощает их, "размывает". И они в значительно ослабленном виде доходят до слушателей.
Разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (происходит скованность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании и низких точках голоса (снижается интенсивность звучания согласных). До зрителей долетают слова и фразы, изменяющие подчас смысл сказанного: не обратил внимания на активность произнесения согласных В — Ф, — и зрителю слышится: "Надо кусить плоды своих трудов" (вместо "вкусить"), "Дорогие товарищи тираны" (вместо "ветераны").
Нечёткое выговаривание согласных соединяется ещё и с "проматыванием" гласных звуков. И тогда фразы звучат вообще странно: "Она очень баятельна на кране" (Она очень обаятельна на экране), "Ленинградские странные артисты" (эстрадные), "Ки лики дела дела мы!" (Какие великие дела делаем мы!), "Наши де сё ярче расту" (Наши идеи все ярче растут). "Целый вечер на крылечке просидела я с душком" (вместо "с дружком").
Значит, разрабатывать свой речевой аппарат, занимаясь дикционным тренингом, постигать эмоциональную содержательность звуков речи — настоятельное требование к тем, кто овладевает речевым мастерством.