Психолого-педагогические основания обучения и воспитания учащихся
П.Ф. Каптерев, указывал, что самое первое и весьма важное дело в эстетическом воспитании чувств – это развитие органов внешних чувств детей. Причём эта забота преимущественно должна падать на первые годы жизни ребёнка, поскольку позднее будет трудно восполнить упущенное. Достаточно развитые соответственными упражнениями они составляют, по его мнению, необходимую почву для настоящего эстетического образования. Одним из условий развития эстетического чувства у детей педагог считал возбуждение у них «любви и симпатий» к природе. Он предостерегал, что нельзя от детей требовать сразу эстетического совершенства, тонкости впечатлений. Подобно нравственному совершенству, умственной зрелости, восприимчивость к прекрасному достигается мало-помалу, исходя от крайне несовершенных форм. Причём первоначальные эстетические волнения имеют преимущественно чувственный характер и заключаются в чувственности к большому, величественному или же к непосредственно приятному в несложном сочетании цвета с формой и т. п.
Познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение. |
Эмоциональные процессы – эмоции, чувства. |
Воля. Волевые свойства личности – целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, решительность, выдержка, самообладание. |
Познавательные процессы.Окружающий мир познаётся нами с помощью ощущений, которые дают идеальное отражение реальных предметов, и их связей? ощущения отражают отдельные свойства объектов и явлений окружающей действительности, воздействующих на органы чувств непосредственно. В результате человек узнает о таких свойствах предметов, как цвет, шероховатость, гладкость, запах, и т. д. Ощущения являются первоначальным источником всех наших знаний об окружающем мире.
Восприятие обеспечивает ориентировку человека в окружающем мире. Оно связано с мышлением, речью, памятью, вниманием. В процессе восприятия происходит обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков, анализ и синтез. Восприятие – начальный этап эстетического освоения действительности. Восприятию присущи следующие особенности: оно выступает как движение образа воспринимаемой реальности; восприятие опосредованно информационным взаимодействием индивида со средой/ В процессе восприятия происходит преобразование информации, поступающей из окружающего мира. Вывод: в формировании духовной культуры школьников особое внимание следует уделять развитию у них потребностей наслаждаться прекрасным в действительности, природе, искусстве, совершать красивые, морально приемлемые в обществе поступки, стремлению не только сохранять красоту природы, но и приумножать её.
Память имеет особое значение в формировании духовной культуры школьников. Посредством памяти ребёнок накапливает знания и зрительные представления об окружающей действительности и использует их в нужный момент.
Таким образом, ощущение, восприятие и мышление представляют собой неразрывные части единого процесса отражения действительности, активно участвующие в формировании духовности личности.
Важная роль в формировании духовности школьников принадлежит речи.Анализируя эстетическое многообразие действительности, школьники учатся высказывать своё понимание прекрасного как в природе, так и во взаимоотношениях между людьми. Развивая речевое общение, полезно не только учить их восхищаться прекрасным, но и давать характеристику негативным изменениям, происходящим в природе там, где они живут (во дворе дома, в городе, в деревне и т. д.), оценивать отношение сверстников к природе, к людям и т. д.
Наряду с ощущением, восприятием, памятью и мышлением, ассоциациями огромную роль в формировании духовной культуры играет воображение, «… психическая деятельность человека, в процессе которой, путём преобразования имеющегося у него опыта, создаются новые чувствительные и мыслительные образы
Эмоциональные процессы.Эстетическое чувство даёт человеку возможность познать специфическое качество предмета – красоту, в то же время оно само возникает и развивается под воздействием красоты, в процессе специального на него воздействия, которое приводит к изменениям чувств в определённом направлении, к появлению их новых качеств.
В психологии различают низшие и высшие чувства. К низшим чувствам относят чувства, связанные с удовлетворением или неудовлетворением тех или иных физиологических потребностей (голод, жажда и т. п.). Низшие чувства связаны с физическим состоянием человека, они свидетельствуют об удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей. Высшие чувства включают в себя нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические чувства. Высшими они названы потому, что составляют наиболее важную и сложную сторону духовной жизни человека как существа общественного. Проявляясь в той или иной деятельности, высшие чувства свидетельствуют о темпераменте человека, его характере, интересах, умственных способностях. Высшие чувства тесно связаны друг с другом и в совокупности характеризуют личность человека. Нравственные чувства (моральные) возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей, в процессе их общения и во многом определяются нормами морали и нравственными принципами, существующими в обществе. Активные эмоции и чувства, как правило, связаны с радостными переживаниями, пассивные – с негативными переживаниями. Эмоции не могут возникать сами собой, без причины. Источником эмоций служит объективная действительность в её отношении с потребностями человека. Эмоция не есть само чувство любви к прекрасному, как особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое переживает, испытывает человек, всматриваясь, вслушиваясь в красоту окружающей среды. Эмоции побуждают человека к деятельности, помогают преодолеть трудности в учении, работе, творчестве, зачастую определяют его поведение и поступки в повседневной жизни. В научной литературе воля характеризуется как сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, которое проявляется в умении преодолевать трудности при достижении цели. Воля личности рассматривается как совокупность различных волевых проявлений и свойств. Она проявляется в целеустремленности личности, самостоятельности, настойчивости, решительности, выдержке, самообладании. Целеустремлённость связана с нравственным обликом личности, её мировоззрением. Для самостоятельности характерно умение совершать действие и поступки без помощи других, руководствуясь своими взглядами, убеждениями, мотивами, ценностями. Настойчивость проявляется в умении добиваться поставленных целей. Решительность проявляется в своевременности, без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Выдержка и самообладание характеризуют личность человека со стороны умения владеть собой, своими поступками и настроением в любое время, как во время не удачи, так и во время удачи.
Назовите цели
- эстетического --- 1) переживание красоты и выразительности природы на основе активизирования эмоционально-волевых сторон личности, предполагающее включение детей в непосредственно-чувственный контакт с природой, в процессе которого школьники учатся воспринимать эстетический образ природы; 2) элементарное эстетическое познание с преобладанием логически-мыслительных процессов, предусматривающее активизацию развития в эстетической практической деятельности школьников анализаторов, воспринимающих природно-прекрасное, накопление учащимися широких эстетических представлений о природе, красоте и выразительности форм, пропорций, конструкции, цвете, пространства, объёма её предметов и явлений; 3) формирование опыта общения с природой, в том числе и с человеком как частью природы, на основе законов Истины, Добра и Красоты.
- художественного --- воспитание любви и бережного отношения к природе; воспитание уважительного отношения к людям труда, материальным и культурным ценностям, созданными трудом человека; воспитание уважительного отношения к старшим, любви к матери; воспитание гордости за историческое прошлое страны, её выдающихся людей, прославивших страну своим трудом и ратными делами; приобщение школьников к героическому прошлому народа; воспитание ответственности за настоящее и будущее своей Родины.
- нравственного --- формирование у школьников представлений о разнообразных человеческих характерах и соответствующего отношения (доброжелательного и в форме порицания) к людям добрым и злым, щедрым и жадным, скромным и т.д.; формирование ответственности за свои слова, потребность быть правдивым; воспитание уважения к родителям, к людям старшим по возрасту; формирование у школьников понимания о необходимости жить честным трудом, негативного отношения к проявления глупости, лживости; формирование у учащихся понимания о необходимости жить своим умом; формирование гражданской позиции.
- экологического --- учить школьников понимать природу как источник эстетически ценных, жизненно необходимых объектов и явлений, нуждающихся в защите и сбережении для настоящих и будущих поколений от непродуманной хозяйственной и иной деятельности ччеловека в природе.
- этнического --- воспитывать качество характеров выражающихся отсутствием вражды, склонность к компромиссам, поиску справедливости без насилия; умение прислушиваться к чужому мнению, уважения к людям с другими взглядами, веротерпимости; любовь к родному краю, Родине; воспитание воздержания, терпения, любви к ближнему (христианские принципы); стремления к социальному равенству, помощи нуждающимся, нетерпимости к унижению слабых; трудолюбия; отсутствия национального превосходства, мирное сосуществование с другими народами.
- патриотического --- формировать устойчивые положительно-значимые представления о национальных интересах Родины, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества, государства, формирование у школьников духовных ценностей, которые отражают специфику развития государства и общества, национального самосознания, миропонимания, ответственности за судьбу Родины; формирование патриотических взглядов и убежденийи, норм поведения.
- идеологического --- воспитание у школьников гражданской ответственности за свои действия и поступки, понимания своего «Я» в школьном коллективе, семье, в обществе.
воспитания учащихся