Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
№ п/п | Содержание компетенции | Шифр |
Общекультурные компетенции | ОК-(№) | |
1. | владение культурой мышления; способностью к анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | ОК-1 |
2. | Владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке | ОК-2 |
Профессиональные компетенции | ПК-(№) | |
1. | Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии | ПК-1 |
2. | Свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме | ПК-3 |
3. | Способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов | ПК-6 |
4. | владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований | ПК-8 |
5. | Готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися | ПК-11 |
6. | владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текста | ПК-13 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ | - основные художественные тексты классических авторов 19 века; - выявленные закономерности развития трех литературных родов и их основных жанровых разновидностей; - основные события и факты гражданской истории, художественно-эстетические понятия и категории, необходимые для понимания зарубежной литературы и ее роли в становлении европейской и американской культуры; - имена ведущих переводчиков, отечественных и зарубежных исследователей, наиболее авторитетные издания текстов, основную учебную и методическую литературу, основные электронные ресурсы по истории и теории зарубежной литературы 19 века; - отношение классиков отечественной литературы к зарубежному культурному наследию и отдельным авторам; - основные теоретические положения и понятия, теоретико-терминологический аппарат изучаемой дисциплины. |
УМЕТЬ | - применять навыки литературоведческого анализа на разных уровнях (проблемно-тематическом, структурно-композиционном и др.), выявлять межпредметные связи; - конспектировать необходимую литературу, формировать индивидуальное отношение к классическим текстам; - рассматривать словесные произведения в единстве формы и содержания с учетом существующих в современной науке представлений о конкретных явлениях и природе искусства; - применять изученные на конкретном материале понятия и термины при анализе литературного процесса в целом; - выразительно читать наизусть и комментировать рекомендованные отрывки из произведений зарубежных авторов; - уметь анализировать существующие переводы; применять современные информационные технологии при написании реферата, доклада, подготовке презентации на заданную тему. |
ВЛАДЕТЬ | -необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями, методами и приемами научного исследования в области филологии с применением полученных теоретических и практических знаний; - навыками отбора, систематизации и анализа необходимой для решения учебных задач информации, пользуясь при этом научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами, в том числе и в среде Интернет; - умениями и навыками литературоведческого анализа и интерпретации художественных произведений; - основными методами и приемами исследовательской работы в области литературоведения; - навыками подготовки и выступления с докладами и сообщениями на заданную тему. |
6. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет:
4 зач.ед. (144 академических часов), из них:
2 зач.ед. (68 академических часов) – аудиторные занятия,
2 зач.ед. (76 академических часов) – самостоятельная работа.
Учебно-тематический план дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины (модуля) | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зач.ед. (часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | СРС | ||||
Раздел 1. Зарубежная литература 19 в. (часть 1) | |||||||
Тема 1. Периодизация и специфика литературного процесса XIX века | собеседование, проверка конспекта | ||||||
Тема 2. Романтизм как тип культурного сознания, как метод и направление в европейской литературе; эстетические принципы немецкого романтизма | собеседование, проверка конспекта, знания текстов наизусть, раздела учебника | ||||||
Тема 3. Своеобразие романтического мировосприятия в творчестве Э.Т.А. Гофмана | собеседование проверка знания текстов наизусть, раздела учебника | ||||||
Тема 4. Эстетические принципы английского романтизма: «Озерная школа», Д.Г. Байрон, В. Скотт | собеседование проверка знания текстов наизусть, раздела учебника, подготовка компьютерной презентации | ||||||
Тема 5. Эстетика раннего французского романтизма: Ф.-Р. Де Шатобриан, Б. Констан, В. Гюго | проверка рабочих тетрадей, знания текстов, подготовка компьютерной презентации | ||||||
Тема 6. Формирование и художественное своеобразие американского романтизма: В. Ирвинг, Д.Ф. Купер, Э.А. По | собеседование проверка знания текстов наизусть, раздела учебника | ||||||
ИТОГО | Зачет | ||||||
Радел 2. Зарубежная литература 19 в. (часть 2) | |||||||
Тема 7. Историко-философский и эстетический контекст формирования классического реализма | собеседование проверка знания раздела учебника | ||||||
Тема 8. Философская основа, гносеологические и эстетические принципы французского реализма 1830-1848 гг. | собеседование проверка знания текстов наизусть, событий гражданской истории, раздела учебника | ||||||
Тема 9. Развитие английской реалистической литературы 1830-1870 гг. Творчество Ч. Диккенса, У.М. Теккерея | собеседование проверка знания текстов наизусть, подготовка компьютерной презентации | ||||||
Тема 10. Немецкая революционно-демократическая литература: Г. Гейне, Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт | собеседование проверка знания текстов наизусть | ||||||
Тема 11. Идеи трансцендентализма и аболиционизма в литературе США | собеседование проверка знания раздела учебника | ||||||
Тема 12. Французская литература после 1848 г.: Парнасская школа; Ш. Бодлер | собеседование проверка знания текстов наизусть | ||||||
Тема 13. Творчество Г. Флобера как новый этап в развитии французского реализма | собеседование проверка знания раздела учебника | ||||||
ИТОГО | Экзамен |
7. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения лекций
№ | Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание | Использование интерактивных форм | Зачетные единицы (часы) |
4 семестр | |||
Периодизация и специфика литературного процесса XIX века. Значение основных исторических вех XIX в. - Июльской революции 1830 г. и революций 1848-1849 гг. - для гражданской истории и литературного процесса стран Европы и Северной Америки. Общая периодизация историко-литературного процесса: I этап – 1789 г. по 1830 г., II этап – 1830 по 1871 г.; II этап в свою очередь делится на 2 периода: 1) 1830-1848 гг. и 1848-1871 гг. Социально-исторические и философско-эстетические предпосылки формирования романтического и реалистического искусства в XIX веке. Романтизм и критический реализм как главные творческие методы и направления в литературах этого периода. Их взаимосвязи. | лекция-визуализация, лекция-беседа | ||
Романтизм как тип культурного сознания, как метод и направление в европейской литературе; эстетические принципы немецкого романтизма. Метод романтизма, романтическое мироощущение, романтизм как литературное направление. Возникновение термина, проблема определения романтизма. Двойственность и стремление к универсальности как основные черты метода. Понятие о романтическом двоемирии. Связь с Просвещением и отталкивание от него; ренессансные черты в романтизме; роль средних веков в системе идей и форм романтизма; отказ от нормативности классицизма. Освоение идей И. Канта (1724 – 1804), И.Г. Фихте (1762 – 1814), Фр. Шеллинга (1775 – 1854). Субъективное начало в романтизме. Эволюция понятий об историзме и среде, изменение концепции личности; проблема индивидуального характера. Открытие «местного колорита», «живописность» романтизма. Принцип типизации. Роль воображения. Возникновение новых и эволюция основных жанров романтизма. Первый этап развития немецкого романтизма. Иенская группа романтиков. Эстетические теории Фридриха Шлегеля (1772 – 1829), концепция искусства, творчества, романтической иронии; «фрагмент – фермент познания» гротеска, личности художника; трактовка Бытия как плодородного хаоса. Август Вильгельм Шлегель (1767 – 1845), Фридрих Шлейермахер (1768 – 1834). Связь философии, теологии (Шлейермахер) с эстетикой и практикой романтиков. Философия Шеллинга как основа развития представления о романтической иронии, сущность понятия «романтическая ирония». Второй этап развития немецкого романтизма. Гейдельбергская школа: А. фон Арним (1786 – 1859), Клеменс Брентано (1778 – 1842), Якоб Гримм (1785 – 1863) и Вильгельм Гримм (1786 – 1859). Интерес к национальному фольклору и характер его интерпретации у писателей гейдельбергского кружка. Филологический характер школы. Значение издания народных песен (сборник «Волшебный рог мальчика») для развития немецкой лирики. Место братьев Гримм в истории немецкой литературы. Характер и значение филологических работ братьев Гримм. | лекция-визуализация | ||
Своеобразие романтического мировосприятия в творчестве Э.Т.А. Гофмана. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822). Периодизация творчества; характер раннего творчества. Идея универсальной личности, роль музыки и творчества, двоемирие, фантастика, гротеск, романтическая ирония. Смысл названия первого сборника «Фантазии в манере Калло», его состав. «Кавалер Глюк» - концепция музыки, роль и смысл двоемирия. «Золотой горшок» – двоемирие, специфика фантастики, своеобразие мифологии, гротеск и романтическая ирония. Музыканты и «просто хорошие люди». Музыкальные новеллы Гофмана, «Дон Жуан» – слияние музыки и любви, проблема идеальной личности и идеального чувства: музыка как основа рассказа. «Крошка Цахес» - идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни, социальный и нравственный смысл центрального образа. Способы создания гротеска и романтической иронии. Диалектика добра и зла в «Песочном человеке». Объекты социальной сатиры в новеллах-сказках «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Повелитель блох». Тема двойничества, автомата и магического стекла в произведениях Гофмана. Итоговый характер романа «Житейские воззрения кота Мурра»; идейно-философское, жанровое своеобразие романа: двоемирие, ирония, сатира и гротеск как идейная и структурная основа романа; авторское и обыденное переосмысление личности музыканта; идея социальной тирании в романе. Новаторство Гофмана и поэтика заглавий художественных произведений; роль предметной детали. Оценка творчества Э.Т.А. Гофмана В.Г. Белинским и русской революционно-демократической и критикой. | лекция-визуализация, лекция-беседа | ||
Эстетические принципы английского романтизма: «Озерная школа», Д.Г. Байрон, В. Скотт. Особенности исторического процесса в Англии на рубеже ХVIII- XIX вв. «Озерная школа» – ранний этап английского романтизма. Предисловие к «Лирическим балладам» У. Вордсворта и Кольриджа как манифест «озерной» школы. Главные принципы и задачи новой поэтики. Основные мотивы и образы лирики поэтов озерной школы. Новаторство «озерной» школы. Лейкисты в оценке Байрона. А. С. Пушкин об «Озерной школе». Джордж Гордон Ноэл Байрон(1788 – 1824).Периодизация творчества; формирование и развитие мировоззрения. Скептицизм и рационализм. Титанизм героев и конфликтов. Сатирический обзор и оценка современной английской поэзии в «Английских бардах и шотландских обозревателях». Проблема цели жизни в стихотворении «Прометей», интерпретация античного образа. Художественное и политическое значение поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда»; «Чайльд-Гарольд» как новый тип лиро-эпической поэмы: изменения в сюжете, проблема связей лирического героя и героя произведения, превращение эпического произведения в лирический дневник автора. Поэма как обзор важнейших событий времени. Концепция личности байроновского героя. Тема природы и человека: новые стилевые черты. Политическая поэзия Байрона в 1812-1816 гг. Жанровые особенности «Восточных поэм» - связи с новеллой, «вершинность» композиции. Эгоцентризм романтического героя и отношение к нему автора. Тема любви и природы. Влияние «восточных поэм» на «южные поэмы» А.С. Пушкина и русскую романтическую поэму. Духовный кризис Байрона. Роман «Дон Жуан» причины и принцип использования «вечного образа», социальная, художественно-философская проблематика романа, сатирические черты, переосмысление романтических тем и героев (тема войны). Своеобразие стихотворной строфы. Итоговый характер стихотворения «В день моего тридцатишестилетия». Проблема «байронизма», критика трактовки этого понятия в литературоведении. А.С. Пушкин о художественных особенностях творчества Байрона. Вальтер Скотт (1771 – 1832). Эстетические принципы Скотта-романиста, сочетание в них романтического и реалистического начал; категория художественной правды, нравственного колорита; нарративная функция предисловий в романах В. Скотта. Изображение народа как активной силы исторического процесса в романах Скотта. «Квентин Дорвард», «Айвенго» - характерные образцы романов средневекового цикла. Романы о буржуазной революции («Пуритане», «Вудсток»). Значение В. Скотта для развития европейского романа. Восприятие творчества В. Скотта в России. В. Г. Белинский о Скотте. | лекция-визуализация | ||
Эстетика раннего французского романтизма: Ф.-Р. Де Шатобриан, Б. Констан, В. Гюго. Истоки французского романтизма на рубеже XVIII-XIX вв. Публицистика Луи Бональда (1754 – 1840) и де Мэстра. Франсуа Рене де Шатобриан (1768 – 1848). Эволюция его мировоззрения и творчества. Повести «Рене» и «Атала». Их художественные особенности. Романтический герой Шатобриана. Борьба направлений во французской литературе периода Империи. Либеральная оппозиция во французской литературе. Жермена де Сталь (1766 – 1817) как теоретик искусства. Оценка А.С. Пушкиным творчества Ж. де Сталь. Бенжамен Констан (1767 – 1830) и его роман «Адольф». А.С. Пушкин о романе «Адольфе». Виктор Гюго (1802 – 1885). Периодизация творчества. Усиление демократических тенденций в середине 20-х гг. Предисловие к «Кромвелю» как манифест прогрессивного романтизма: философско-эстетические категории гротеск, контраст, местный колорит; концепция личности, истории. Характеристика французского театра этого периода. Драматургия Гюго и ее значение в борьбе за утверждение романтизма в театре. «Эрнани» и литературно-общественная борьба вокруг постановки этой пьесы. Гюго и революция 1830 г. Антимонархическая направленность драм Гюго 30-х п. («Король забавляется», «Рюи Блаз»). Критика феодальной реакции в романе «Собор Парижской Богоматери». Специфика историзма и элементы реализма в романе. Образная система романа и его композиция. Русская революционно-демократическая критика о противоречиях мировоззрения Гюго. | лекция-визуализация, лекция-беседа | ||
Формирование и художественное своеобразие американского романтизма: В. Ирвинг, Д.Ф. Купер, Э.А. По. Идейно-художественная специфика американского романтизма. Зарождение романтического романа: Чарлз Брокден Браун (1771 – 1810) («Эдгар Хантли»). Зависимость его от поэтики европейского готического романа. Вашингтон Ирвинг (1783 – 1859) как представитель раннего этапа американского романтизма, создатель романтической новеллы; фольклорные источники творчества. Романтическая поэтизация Америки прошлого («Рип Ван Винкль»). Творчество Д.Ф. Купера (1789 – 1851). Его значение для дальнейшего становления и последующего развития американской литературы. Судьба романов Купера на родине и в России. Пенталогия о «Кожаном чулке» – своеобразный взгляд на историю Америки, соотношение культуры, цивилизации и природы. Своеобразие романтического героя Купера. Творчество Э.А. По (1809 – 1849). Его роль в американской литературе и значение его творчества для развития европейской поэзии (Бодлер, французские и русские символисты). Э.А.По и Ф.М. Достоевский. Значение теоретических и критических работ Э.А. По: «Философия творчества» и «Поэтический принцип». Лирика По: проблематика, поэтика, особенности поэтического языка. Новеллистика Э.А. По: основные особенности, проблематика. Страшные, фантастические, сатирические и детективные новеллы. Сочетание фантастического с предельной точностью изображения, роль гротеска. Э.А. По как предшественник научно-фантастической и детективной мировой литературы. Творчество Г. У. Лонгфелло (1807 – 1882); основные мотивы ранней лирики («Псалом жизни», «Excelsior»). Неприятие поэтом рабовладельческой системы («Стихи о рабстве»). Фольклорная основа, эпические черты и европейские источники поэмы «Песнь о Гайавате» (1855). Тема природы в лирике Лонгфелло. Восприятие творчества Лонгфелло в России. | лекция-визуализация, лекция-беседа | ||
Итого за 4 семестр | |||
5 семестр | |||
Историко-философский и эстетический контекст формирования классического реализма. Социально-исторические и философско-эстетические предпосылки формирования реалистического искусства в 1830-х гг. XIX века. Эволюция понятий об историзме и среде, изменение концепции личности; эстетические, аксиологические взаимосвязи с романтизмом (рациональные, каузальные, эмоционально-интуитивные аспекты); проблема индивидуального характера. Основные принципы отражения действительности и система жанров. Роман как ведущий жанр реалистической литературы. Научное знание (естествознание) как гносеологическая основа нового мировоззрения. Универсальное применение принципа эволюции. Принцип детерминизма личности. Смирение и претензии позитивистского разума. О. Конт. Культ фотографического, репортерски-точного описания жизни в ее социальном многообразии. Роль литературных критиков как посредников между писателями и выросшей читательской массой. Сент-Бев. И. Тэн. «Реализм» как «слово-знамя» (Шанфлери, Дюранти). Ш. Сент-Бев (1804 – 1869) и возникновение литературной критики. | проблемная лекция | ||
Философская основа, гносеологические и эстетические принципы французского реализма 1830-1848 гг. О. де Бальзак (1799 – 1850). Основные периоды творчества. Развитие мировоззрения, эстетические взгляды Бальзака: предисловие к «Человеческой комедии», «Неведомый шедевр». Особенности реалистического метода. Особенности историзма писателя. Философские этюды «Шагреневая кожа». Замысел и история создания «Человеческой комедии», влияние естественных наук на идейно-художественную структуру бальзаковских произведений. Противоречия мировоззрения Бальзака. Своеобразие легитимизма Бальзака и проблема народности в его мировоззрении и творчестве. Проблема характера и положительного героя в «Человеческой комедии». Разоблачение буржуазной практики, социально-временная детерминированность характера. Французская (А. Вюрмсер) и русская критика о Бальзаке. Ф. Стендаль (Анри Бейль 1783 – 1842). Формирование и развитие мировоззрения. Просветительские традиции в эстетике писателя. Роман «Красное и черное» как роман об эпохе Реставрации; политическая звучание и актуальность. Эволюция образа героя; особенности композиции и стиля; психологизм и демократический пафос. Особенности творческого метода Стендаля-романиста. Иронический скепсис, художественный аналитизм, эстетизм Стендаля. Идеал искусства как абсолютной искренности. Поиск стилистического эквивалента «правды жизни», значение психологического анализа. Творчество Ф. Стендаля в России. П. Мериме (1803 – 1870). Его место в развитии критического реализма во Франции. Периодизация творчества. Специфика стиля и композиции его новелл. Проблема историзма — множественности культурных миров, относительности критериев суждения. Скепсис как последовательная мировоззренческая позиция: невозможность веры и подозрительность страсти. Сознательный лаконизм новеллистики Мериме. Психология современного человека как невольной жертвы социального маскарада. Внутренняя полемика с эстетикой и аксиологией романтизма. Мериме как переводчик и популяризатор русской литературы. Творчество Мериме в России. | лекция-визуализация, лекция-беседа | ||
Развитие английской реалистической литературы 1830-1870 гг. Творчество Ч. Диккенса, У.М. Теккерея. Социально-политические условия в Англии после 1830-го года. Философско-эстетические воззрения чартистов. Литературная политика чартистов. Художественная практика Томаса Гуда (1799 – 1845). Томас Карлейль (1795 – 1881) как литературный критик, проблема нравственного как ценностной основы прекрасного. Чарлз Диккенс (1812 – 1870) – крупнейший представитель английского критического реализма. Характеристика четырех основных периодов творчества Ч. Диккенса. Эволюция творчества писателя. Ранние произведения («Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836 – 1837)). Диккенс-юморист, языковые средства создания художественных образов. Углубление социальной тематики в романах «Оливер Твист» и «Николас Никльби». Американская тема в творчестве Ч. Диккенса. Противоречивое отношение Диккенса к чартизму. «Рождественские рассказы». Роман «Домби и сын» (1848), его значение в творческом развитии Диккенса-сатирика и обличителя английской буржуазной морали. Соотношение сатиры и юмора в его творчестве. В.Г. Белинский, А.Н. Островский о романе. Эволюция мировоззрения Диккенса после 1848 г. Социальные романы Диккенса начала 50-х гг. Публицистическая деятельность писателя. Посмертная судьба творческого наследия; восприятие творчества Ч. Диккенса в России и его оценка русской критикой. У.М. Теккерей (1811 – 1863) как продолжатель традиций английских романистов XVIII века Пародии на романтический уголовный («ньюгейтский») роман. Ранние сатирические повести. «Книга снобов» (1846 – 1847) - сатира на викторианское буржуазно-аристократическое общество. Резкая критика английской буржуазной культуры. Роман «Ярмарка тщеславия» (1848) - вершина творчества Теккерея. Обличение лицемерия и продажности правящих классов Англии. Особенности типизации в романе («Роман без героя»), мастерство реалистической сатиры. Особенности хронотопа в романе; сюжетно-композиционные особенности «романа без героя». Авторские интенции и авторская оценка изображаемого, множественность повествовательных инстанций в романе. Ослабление критических тенденций в творчестве У.М. Теккерея 50-х гг. «Ньюкомы». Теккерей в руских переводах. | лекция-визуализация | ||
Немецкая революционно-демократическая литература: Г. Гейне, Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт. Эволюция творчества Генриха Гейне (1797 – 1856) в 30-х - 40-х гг. Гейне в эмиграции. Интерес к утопическому социализму. Литературно-критическая деятельность Гейне. Расцвет политической поэзии Гейне. «Современные стихотворения». Социалистические мотивы в поэзии Г. Гейне. Поэма «Германия. Зимняя сказка» как политическая сатира; отражение в поэме социалистических идей; стиль и композиция поэмы, авторская позиция в поэме. Творчество Г. Гейне после 1848 г. Рост противоречий в мировоззрении поэта. Творчество Г. Гейне в России. Поэзия гражданского романтизма Творчество Георга Гервега (1817 – 1876), Фердинанда Фрейлиграта (1810 – 1876), Георга Веерта (1822 – 1856). | лекция-беседа | ||
Идеи трансцендентализма и аболиционизма в литературе США. Философские, эстетические истоки трансцендентализма и его значение для развития национальной культуры Америки. Роль Ралфа Уолдо Эмерсона(1803 – 1882). Генри Дэвид Торо (1817 – 1862) «Уолден, или Жизнь в лесу» (1851). Восприятие творчества трансценденталистов Л.Н. Толстым. Аболиционистская литература 50-х - 60-х гг. Романы Г. Бичер-Стоу (1811 – 1896) «Хижина дяди Тома» (1852) как наиболее значительные образцы аболиционистской литературы. Особенности творческого метода Бичер-Стоу. Оценка ее творчества Л.Н. Толстым. Творчество Германа Мелвилла (1819 – 1891). Аллегорическое изображение Америки в роман «Моби Дик, или Белый Кит» (1851) как выражение романтического бута. Философская символика в романе. Своеобразие творческого метода Г. Мелвилла. Уолт Уитмен (1819 – 1892). Влияние событий 50-х - 60-х гг. на формирование его мировоззрения; Сборник «Листья травы» (1855), тема созидательного труда. Особенности творческого метода поэта. Новаторство У. Уитмена, восприятие и оценка поэзии У. Уитмена в России. | проблемная лекция | ||
Французская литература после 1848 г.: Парнасская школа; Ш. Бодлер. Французская литература после революционных событий 1848 г. Социальные, исторические и эстетические предпосылки для утверждения принципа «чистое искусство», «искусство для искусства». Парнасская группа поэтов: Теофиль Готье (1811 – 1872), Шарль Леконт де Лиль (1818 – 1894), Жозе-Мария де Эредиа (1842 – 1905), Теодор де Банвиль (1823 – 1891), Жерар де Нерваль (1808 – 1855). Противоречия в эстетике парнасцев. Характерные черты поэзии Т. Готье и Леконта де Лиля. Основные теоретические положения литературной теории И.Тэна. Творчество Шарля Бодлера (1821 – 1867). Влияние творчества Э.А. По на эстетические воззрения Ш. Бодлера. Сборник «Цветы Зла», интерпретация заглавия, место в развитии французской поэзии. Композиционная структура, основные темы (роль и функции искусства, философские основы феномена красоты, прекрасного, противостояние поэзии и действительности) сборника. Поэзия Ш. Бодлера в русских переводах. | лекция вдвоем | ||
Творчество Г. Флобера как новый этап в развитии французского реализма. Гюстав Флобер (1821 – 1880). Философские и эстетические взгляды Г. Флобера. Противоречия в творчестве («башня из слоновой кости»), борьба за «точное слово». «Объективная манера», самоустранение всезнающего автора, новый этап в эволюции техники повествования и художественного психологизма. Путь Флобера к созданию романа «Госпожа Бовари» (1856). Мир «цвета плесени» в романе; образ Эммы Бовари и отношение автора к персонажу. Проблема «объективной манеры» Флобера; «муки слова». Эволюция творчества Флобера в 60-х гг. Тема «утраченных иллюзий» в романе «Воспитание чувств» (1869); реализм в новеллах Флобера («Простое сердце» (1876). Восприятие творчества Г. Флобера в России. | лекция-визуализация, лекция-беседа | ||
Итого за 5 семестр | |||
Итого |
8. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения
лабораторных работ
№ | Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание | Использование интерактивных форм | Зачетные единицы (часы) |
_ семестр | |||
Итого за _семестр | |||
_ семестр | |||
Итого за _ семестр | |||
Итого |
9. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения
практических (семинарских) занятий