Эстетика и искусство возрождения

Средневековый платонизм был платонизмом без Платона и античных неоплатоников: в латинских переводах были известны лишь два-три диалога Платона (“Тимей”, “Федон” и “Меном”), имевшие к тому же крайне незначительное распространение. Гуманизм, еще устами Петрарки провозгласивший Платона знаменем в борьбе со схоластической традицией, обращается к изучению античного, и особенно греческого, философского наследия В первые десятилетия XV в. неоднократно переводятся многие из диалогов Платона, в первую очередь “Государство”; преимущественное внимание гуманистов было обращено на проблемы этико-политического характера и на литературно-художественные достоинства платоновских сочинений.

Новый этап в освоении европейской философией наследия Платона и античного неоплатонизма связан с деятельностью Марсилио Фичино и возглавляемой им Флорентийской платоновской Академии.Фичино отличался невероятным трудолюбием и энергией, и вскоре его вилла в Кареджи близ Флоренции стала центром притяжения умственных сил не только Италии, но и всей ученой Европы. Сформировавшееся вокруг него широкое сообщество почитателей, единомышленников, учеников и друзей получает наименование Платоновской академии. Подобные вольные объединения писателей, ученых, художников, философов возникают в ренессансной Италии в противовес официальным формам общения – университетам и монастырским школам. Здесь не читают лекций, но ведут непринужденные беседы, не устраивают диспутов с целью получения официального ученого звания, но в память и в подражание платоновскому “Пиру” устраивают духовные “пиршества” и разыгрывают некое подобие античного диалога.Неоплатонизм (III-IV вв. н. э.) - это последний этап развития греческой философии и эстетики, стал своеобразным итогом всех предыдущих ее этапов. От этого периода дошло до потомков больше работ, иногда многотомных. Произведения неоплатоников еще слабо изучены. Самые известные представители этого направления - Порфирий, Ямвлих, Прокл и основатель первой школы неоплатонизма в Риме и выдающийся ее представитель Плотин (III в. н.э.). Основное произведение Плотина - "Эннеады", систематизированный уже после смерти автора его учеником Порфирием, - состоит из 54 трактатов. Они разделены на шесть разделов в соответствии с основной тематики, а именно: посвященных этике, натурфилософии, космологии, психологии, учению об уме, учению о категориях. В трактате автор рассматривает теоретические проблемы, центральным из которых является учение о трех субстанциях (диалектические триады): Единственное, Ум, Душа. Главные проблемы эстетики, его идеи освещаются в трактате "Об умоосяжной красоте". Суть его - учение о красоте как духовной сфере. Красота считается достижимой лишь через борьбу духа с чувственной материей. В духе античной традиции неоплатонизм стремится показать все абстрактное чувственно-конкретно. Так, каждый мифологический образ предстает проявлением основополагающих принципов бытия, определенной идеи.

НЕОПИФАГОРЕИЗМ – направление античной философии 1 в. до н.э.–3 в. н.э., связанное с пифагорейской традицией и философией т.н. среднего платонизма. Главные представители неопифагореизма: Евдор Александрийский, Аполлоний Тианский, Трасилл, Модерат, Никомах из Герасы, Теон из Смирны, Нумений. Все они в своих сочинениях уделяли большое внимание методам математического символизма. Началом всего в неопифагореизме полагали Единое (Евдор, Нумений), или монаду (Никомах), которым противопоставлялся принцип множественности – диада. Ум и область подлинного бытия рассматривали как рожденные от первоначала. Порождение порядка бытия описывалось с помощью образов точки – линии – плоскости – тела. Наиболее востребованными сочинениями Платона в данной традиции стали Парменид, Тимей и второе письмо Платона. Этическим идеалом в неопифагореизме служил пифагорейский образ жизни с его аскетизмом и предписаниями «очищений». Для неопифагореизма характерно обращение к символике чисел (Никомах), астрологии (Трасилл), магии, восточным учениям (Нумений), идеализация личности Пифагора (биографии Никомаха, Модерата). Многие черты неопифагореизма впоследствии были усвоены неоплатонизмом.

Аристотелизм Аристотелики Ренессанса способствовали этому процессу тем, что критиковали аристотелевский томизм. В рамках этой критики они часто выступали и против аверроизированной формы аристотелизма, которая была несколько ближе к подлинной философии Аристотеля. Возникают две полемизирующие друг с другом школы: александристов, которые сосредоточились вокруг университета в Болонье, и падуанских аверроистов. Их спор касался прежде всего вопроса о бессмертии души, характерным было, однако, то, что это уже не был спор, ведущийся с позиций защиты средневековых томистских традиций. Таким образом, падение «схоластического» Аристотеля было неотвратимо. Пьетро Помпонацци (1462—1525} принадлежал к александристам. Его творчество является наглядным доказательством перемены старого, средневекового университетского аристотелизма, превращения его в ренессансный. Его учение сохранило внешнюю форму средневековых традиций, однако содержало уже новую философию, которая отказывалась от схоластической косности. Согласно Помпонацци, бог не имеет свободной воли, его «деятельность» строго детерминирована, она сама является естественной, природной необходимостью. И лишь в этом случае он не должен обвиняться в ответственности за мирское зло. Зло также принадлежит к необходимости — борьба добра и зла выражает необходимую противоречивую гармонию мира. С этой точки зрения социальное неравенство лишь релятивно, но в общем принадлежит к целостной, противоречиво проявляющейся гармонии мира. Эти мысли можно оценить как подходы к диалектическому мышлению. Помпонацци отождествляет бога с фатумом, природной необходимостью, что показывает его ориентацию на пантеизм.

Наши рекомендации