Эстетика возрождения 14-16 век

Джорджо Вазари впервые вводит термин – возрождение, ренессанс. Речь идёт о возрождении античности, идеалов античности. Коперник издал книгу «Обращение небесных сфер». Антропоцентризм – человек центр мира, человек подобие Бога, всё гармонично. Человек сам творит себя, свою жизнь, делает выбор. Человек в искусстве может творить, мимесис понимается по-другому (подражать нужно не только природе, но и художникам, лучшим художникам – античным). Живопись – ведущее искусство, самое демократичное искусство (всем понятно). Титанизм – всесторонне талантливые люди. Отделение искусства от ремесла. Появляется интеллигенция в современном понимании этого слова: умение играть на музыкальных инструментах и т.д. Идея гуманизма – каждый человек творец, как и бог.

Художники начинают вести индивидуальный образ жизни (средние века – цехи). Развивается музыка – скрипка, орган, клавикорды.

Были попытки возродить античную философию (салон, где обсуждали философию Платона).

Барокко (конец 16го века)

Конец 16го века – появление Барокко (весь мир театр, люди актёры). Барокко (причудливый, вычурный, странный) – мир изменить нельзя (сословные перегородки мешают человеку реализоваться), пессимистичный взгляд на мир, превышение меры, воздействие на чувства.

Человек чувствует своё бессилие перед злом, существующим в мире.

Скульптура Барокко

Лоренцо Бернини 1598 – 1680гг

· 1623г создаёт статую Давид. 100 лет после Давида Микеланджело. История Давида: он идёт на бой с Голиафом. Давид Микеланджело простой, строгий, уверенный, спокойный. Давид Бернини - в движении, гнев, напряжение, открыто передаётся волнение.

· Фонтан Четырёх рек на площади Навона 1648 -1651. Также перекличка с Возрождением.

· Площадь перед собором Святого Петра – сооружение двух округлых галерей.

Представители Барокко: Караваджо, Лондейк, Рембрант, Диего Эласкес.

Литература Барокко

Поэт Барокко Джанбаттисто Марино: искусство должно стать остроумной игрой с читателем (прим. любовь – пламя).

Эммануэль Тезауро

Подзорная труба Аристотеля – при жизни переиздавалась 8 раз

«Кто не нарушает иногда правила, тот не превосходит его никогда» - говорил Тезауро.

Классицизм (классикус – образцовый нач 17века)

Философия рационализма: Френсис Бэкон и Рене Дэкарт.

Пантеизм – бог растворён в природе, в каждом листочке ..

Ф. Бэкон: говорит о том, что Бог создал природу и создал её разумно, так что нужно с помощью разума знакомиться с природой, чтобы улучшить жизнь.

Декарт: «Я мыслю, значит, я существую (cogito ergo sum лат.)

Начинает развиваться естествознание (начало 17 века)

Бекон предлагал метод эмпиризма: познание с помощью опыта.

Рационализм приходит в искусство и начинается классицизм.

Никола Буало 1636 – 1711гг

Классик классицизма.

Написал трактат Поэтическое искусство: даёт основы театрального искусства – как писать пьесы. Говорит, что любой может это сделать. Не считает, что нужен талант.

1. Подчиняться античности. Мифология – источник нового искусства. Под античными именами и событиями – современные герои, современные характеры. Ориентация не на демократическую Грецию, а на императорский Рим – долг и патриотизм.

2. Прекрасно то, что разумно, логично, ясно, понятно.

3. Подражание природе, облагороженной, упорядоченной человеком: подрезанные деревья (привёл к моде садов).

4. Для того, чтобы всё было ясно и понятно нужно соблюдать три принципа единства:

· Единство времени (событие не больше 24 часов)

· Единство места (поместье, замок феодала)

· Единство характера (характер не меняется, за сутки он не может измениться)

5. Воспитательная цель: герой выходит как носитель недостатка, ярко выраженного (прим. лицемерие).

Чёткая иерархия жанров: высшие (трагедия и эпос: в них поднимается проблема власти), низшие.

Корнель, Лафонтен, Мольер – классики. Корнель «Цинна или милосердие Августа»

Эстетика эпохи Просвещения 18 век

Основа идеологии – прогресс общества, есть прогресс познания. Эпоха атеизма и бурного развития естественной науки. Разум – высший судья всего существующего. Оптимистичный взгляд на мир.

Два французских деятеля – Франсуа-Мари Аруэ де Вольтер и Жан-Жак Руссо - 1789г. Французская революция.

Вольтер (аристократ) предлагает революцию сверху. Был атеистом, но, как и все, осторожно, об этом говорил, т.к. вера сдерживающий моральный фактор.

Деизм – бог создал мир и отошёл в сторону.

Руссо был из низов и предлагал путь снизу. Он оправдывает любой террор и кровопролитие.

Дени Дидро

Базовая идея – воспитательная функция искусства

«Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок». Дидро стоял у истоков энциклопедии, написанной с точки зрения Просвещения.

Был сторонником просветительского реализма (пару шагов от классицизма). Эта теория была изложена в трактате «Философское исследование о происхождении и природе прекрасного». Художественное творчество это сознательная деятельность, которая имеет разумную цель, общие правила и законы. Нравственное предназначение искусства. Самой высокой оценки заслуживает демократичное искусство, которое пропагандирует нравственность простых людей, выходцев из неимущих слоёв, потому что именно это искусство выражает гуманистические интересы и идеалы.

Дидро «Парадокс об актёре»

Актёр должен играть не нутром, не спонтанными чувствами, а зажигать зал, с помощью холодной головы – видеть себя со стороны.

Новый жанр в литературе – роман. Большой шаг – можно рассказать историю жизни человека (отход от классицизма 24 часа). Сословные конфликты: Джейн Эйр.

Наши рекомендации