Темы докладов и сообщений. 1. Техника в системе культуры[1,2, 5,8]
1. Техника в системе культуры[1,2, 5,8]
2. Техника и человек в концепции Х. Ортеги-и-Гассета[9].
3. Роль техники в современном обществе[3,4,12,13].
4. Н.А.Бердяев о соотношении человека и техники[2].
5. Виртуальная реальность[4,10,11,14,].
6. Инженерная этика[6,7,10].
Семинар 7.
Типологии культуры
1. Этнические и национальные культуры.
2. Восточный и западный типы культур. Общие и отличительные признаки.
3. Восточная культура и ее разновидности. Особенности конфуцианско-даосисткой культуры. Индо-буддийская культура. Специфика мусульманской культуры.
Основные понятия:тип, типология, этнос, этноним, традиция, народ, нация, менталитет, антропоцентризм, теоцентризм.
Основная литература
К вопросу 1
1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.— С. 296-302
2. Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1998; М.: Высшая школа, 2005. (Тема 2 §5, тема 3)
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Любое издание. (Часть 2. )
К вопросу 2
1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.— С. 302-315
2. Культурология: Конспект лекций / Г.В. Драч [и др.]; отв. Ред. Г.В. Драч.– Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С. 81-89.
3. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. - М.: Наука, 1997. - С.88-114.
К вопросу 3
1. Культурология: Конспект лекций / Г.В. Драч [и др.]; отв. Ред. Г.В. Драч.– Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 292 - 344
2. Культурология / отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Раздел II, глава 2).
3. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / Л. И. Климович. – М.: Политиздат, 1986. – 270 с
4. Васильев Л. С. История религий Востока : учеб пособие для вузов / Л. С. Васильев. – 6-е изд. – М.: Университет, 2001. – 432 с.
5. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — С. 115-137
Дополнительная литература
1. Бабинов Ю. А., Колесов М. С. И. А. Ильин и национальное самосознание русского народа // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3.
2. Бердяев Н. А. Россия и мир Запада // Бердяев Н. А. Самопознание. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков, Изд-во «Фолио, 1997 – С. 494-544.
3. Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т., Т. 2, М., Наука, 1993. – С. 435-457.
4. Булгаков С.Н. Нация и человечество // Там же. – С. 644-653.
5. Васильев Л. С. История религий Востока : учеб пособие для вузов / Л. С. Васильев. – 6-е изд. – М.: Университет, 2001. – 432 с.
6. Кармин А. С. Культурология. / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
7. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / Л. И. Климович. – М.: Политиздат, 1986. – 270 с.
8. Лашук Л. П. Преемственность и преобразование в историческом развитии этноса // Этнографическое обозрение. 2001. № 3.
9. Руткевич М. Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросы философии. 1999. № 5.
10. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Отв. редактор Радугин А. А.- М.: Центр, 1998.- 592 с. (Индия С. 249-261; Китай С. 261-266).
Методические указания
Мир культуры выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.
Целью занятия является выделение и изучение типов культур, рассматриваемых как целостные объекты классификации.
Подготовку к семинару следует начать с определения социально-культурных общностей: род, племя, народность, народ, этнос, нация. Этническая культура – это совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию.
Самосознание (осознание принадлежности к общности - этнониму) определяет границы данного этноса, выражается в установке «мы – они», «свое – чужое».
Национальная культура имеет социально-нормативную структуру, обеспечивающую координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности. В этом случае соотношение понятий нация и государство, нация и народ. Объясните разницу между полиэтническим и моноэтническим государством. Приведите примеры. Определите содержание национальной культуры. Приведите примеры, когда понятие нация шире понятия этнос и наоборот.
Для рассмотрения восточной и западной типов культуры, необходимо использовать литературу [1, 3, 4], а сравнительный анализ, для выявления общих и специфических черт, целесообразно проводить, используя литературу [2]. Результаты следует оформить в виде схемы или таблицы.
При подготовке к третьему вопросу занятия следует обратить внимание на специфику каждого типа культуры. В основе конфуцианско-даосисткого типа культуры прослеживается огромная роль традиций, со временем заменивших религиозно-мифологическое восприятие мира. Обратите внимание, что космически санкционированный коллективизм исключает из культуры индивидуализм и личность. Еще одной характерной чертой культуры является доверчивость к мудрости природы, некоторые качества которой возводятся в абсолют. Раскройте основные идеи даосизма. Приведите пример практики даосизма. Обозначьте роль даосизма в развитии науки и искусства. Определите время появления конфуцианства и раскройте роль основателя этого учения. Проанализируйте основы конфуцианской этики и модели идеального человека.
К особенностям индо-буддийского типа культуры следует отнести консерватизм, религиозность и строгая, замкнутая сословно-кастовая система. Это создавало предпосылки для своеобразного понимания жизни и смерти. Дайте определение важнейшим понятиям культуры: реинкарнация, карма, сансара, нирвана. Объясните причину распространения буддизма. Определите нравственную сущность буддизма. Через выявление сходств и различий, раскройте причину вытеснения буддизма индуизмом в Индии.
Проанализируйте мировоззренческие основы исламской культуры, изложенные в Коране. Раскройте факторы, способствующие распространению ислама. Дайте определение важнейшим понятиям исламской культуры. Обратите внимание, что в исламской культуре нет места для личности как ценности. Обособленность является важной характерной чертой мусульманской духовной традиции. Важной чертой является абсолютизация власти. Определите, какие характерные черты присущи искусству ислама.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Что понимается под типом культуры.
2. Дайте определение этносу, нации.
3. Что такое этноним?
4. В чем отличие понятий «нация» и «народ»?
5. Дайте определение понятиям «менталитет», «ментальность» и «национальный характер».
К вопросу 2
1. Назовите характерные ориентации западного типа культуры.
2. Назовите специфические черты восточного типа культуры.
3. Какова роль традиций и инноваций в восточном и западном типах культур?
4. Что такое антропоцентризм? Приведите примеры его проявления.
5. Что такое теоцентризм? Приведите примеры.
6. Что такое европоцентризм? Каковы его конкретные проявления.
7. Укажите отличия западного и восточного типа культуры в отношении к миру, природе.
8. Назовите отличия западного и восточного типа культуры в отношении к государству, власти, закону.
9. Чем отличается отношение к религиозной вере, истине на Западе и Востоке.
10. В чем специфика ценностных ориентаций личности и общества в западном и восточном типах культуры?
К вопросу 3
1. Укажите специфические черты искусства восточной культуры.
2. Какова роль традиций в китайской культуре?
3. Как идеи даосизма повлияли на культуру Китая?
4. Какова нравственная сущность буддизма?
5. Раскройте суть договора человека с Аллахом.
6. Почему живопись и скульптура не получили развития в искусстве ислама?