Темы докладов и сообщений. 1. Афинский Акрополь как архитектурный комплекс[4,10]
1. Афинский Акрополь как архитектурный комплекс[4,10].
2. Особенности древнеримской архитектура[12,13].
3. Ценности и идеалы греческой и римской семьи[6,10,11].
4. Город и храм в Средневековье (соборы Реймса, Кельна, Парижа)[1,7,14,15].
5. Образ Мадонны в живописи и скульптуре итальянского Возрождения[2,8].
6. Образы и сюжеты Ветхого и Нового заветов в живописи и скульптуре Ренессанса[2,8].
7. Тема Апокалипсиса в живописи Северного Возрождения: образы и символы эпохи (А. Дюрер, Е. Босх, П. Брейгель)[5,9].
Семинар 11.
Культура Нового времени
1. Культура эпохи Просвещения. Светский тип культуры. Становление национальных культур.
2. Утверждение индустриального типа общества XIX начала XX вв. Практицизм и утилитаризм, протестантские идеалы личности Нового времени. Романтизм и реализм в искусстве.
3. Рубеж XIX начала XX вв. – кризис европейской культуры. Декаданс. Стили и направления в искусстве.
Основные понятия:реформация, барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, протестантизм, романтизм, реализм, декаданс, символизм, импрессионизм, постимпрессионизм.
Основная литература
К вопросу 1
1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 326-329.
2. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство XVIII-XX веков: [Учеб. для вузов по спец. "История"] / ЛГУ. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1990. - 277 с.
3. Культура эпохи Просвещения. – М., 1993.
4. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.
К вопросу 2
1. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История нового времени. М., 1995. С. 290-467.
2. Калитина Н. Эпоха реализма во французской живописи. – Л., 1972.
3. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 335-337.
4. Турчин В.В. Эпоха романтизма. М., 1978. – 550с.
5. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века / Акад. художеств СССР .- М. : Изд-во Акад. художеств СССР , 1962 .- 79 с.
К вопросу3
1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 329-332.
2. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь: в 2 томах. – СПб., 1998.
3. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. Тверь, 1993. Ч. 3.
4. Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве. – М., 1994.
Дополнительная литература
1. Базен Ж. Барокко и рококо. – М., 2001. – С.11-48,63-81,81-104,112-150.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Вып. 1–3. М., 1986–1993.
3. Дьяков Л.А. Эжен Делакруа. М., 1983.
4. Кантор А.М. Искусство XVIII века. М., 1976.
5. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
6. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. – М., 1993.
7. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968. – 375с.
8. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. – М., 1974.
9. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. М., 1966.
10. Шнаппер А. Давид – свидетель своей эпохи. – М., 1984. – 279с.
Методические указания
Подготовка к семинару по теме «Культура Нового времени» предполагает знание исторической событийности, формационных особенностей в странах Западной Европы. Основная задача – обнаружить характерные черты культуры Нового времени, проследить смену направлений в искусстве данного периода, указать степень влияния Нового времени на дальнейшее развитие истории культуры.
XVII в., признав превосходство рационализма над экстатическими и эмоциональными состояниями, заложил основы новой буржуазной морали, восходящей к протестантской этике. В это время появились понятия естественного права человека на труд и собственность, общественного договора. Новый мир утилитаризма, прагматизма, буржуазного либерализма, создававшийся в XVIII в., предназначался для борьбы с миром феодализма. Взаимодействие феодально-абсолютистской и буржуазной культуры приводило к противоречивым явлениям в литературе и искусстве XVIII в. Ярче всего принципы буржуазной морали отразились в новом идеальном представлении о человеке эпохи Просвещения как человеке естественном, части природы, и человеке социальном, способном понять общественный механизм Творения.
Искусство в XVII в. продолжает выполнять важные познавательные и идеологические функции. Формируются национальные школы живописи. Ведущее значение в это время имеют испанская, голландская, нидерландская школы живописи. Классицизм, предусматривавший строгие каноны, становится и литературным течением. Поскольку объём материала большой, требуется остановиться на творчестве художников. Сделать выборочный анализ работ.
В XIX в. все более острыми становятся социальные противоречия, усиливается власть денег, влияющая на быт и нравы общества. Кризис веры в возможность устроения жизни на разумных гуманных началах, веры в моральный и общественный идеал, достижимый при согласованных усилиях общества, приводит к усилению иррационального начала в духовной жизни, к вытеснению классицистического искусства романтизмом. В 40-х гг. XIX в. как самостоятельное художественное течение складывается и утверждается реализм.
Как и романтизму, реализму свойственно было отрицание бесчеловечных буржуазных порядков, обращение к духовному миру человека, осмысление проблем повседневной жизни, точное изображение “типичных характеров в типичных обстоятельствах”.
Имена Байрона, Гюго, Бальзака, Мериме, Стендаля, Флобера и др. в той или иной степени известны ещё со школы. Поэтому основываясь на предыдущем знании, необходимо обратиться к творчеству Делакруа, Домье, Курбье.
Постепенное осознание кризисных явлений в развитии капитализма привело к тому, что у отдельных деятелей европейской культуры появлялись настроения безнадежности, пессимизма, упадничества. Появляется новое художественное течение, отмеченное чертами субъективизма, мистицизма, символизма в изображении действительности. К концу XIX в. символизм превратился в общеевропейское направление в области культуры. Пафосом символизма становится героическая попытка преодолеть ущербность бытия при помощи воображения.
XIX в. породил иллюзии всемогущества научной мысли, представление о том, что воплощением прогресса человеческого общества является технический прогресс. В социальных моделях преобладали прагматические подходы, в течение века оформились основные идеи буржуазного либерализма, возлагавшего надежды на право как регулятор общественной и политической жизни, способный обеспечить осуществление естественных прав человека.
Безусловно, например, символизм как направление в культуре, по сути, требует большого внимания. Поскольку тема занятия очень насыщенна, требуется только указать основные тенденции развития культуры конца XIX – начала ХХ вв.
Стоит в конце подчеркнуть, все вопросы общесодержательного характера изучаются по учебникам (см. в основной литературе), специфика стилей и направлений – по предложенным дополнительным источникам. При подготовке и ответах обязательно использовать иллюстративный материал.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Укажите хронологические рамки культуры периода Нового времени.
2. Каково влияние оказала Реформации на формирование нового типа человека?
- Место и роль научной революции XVII в. Какие области научного знания получили развитие? Расскажите об основных достижениях науки XVII в. Как это повлияло на формирование светского типа культуры?
4. Укажите особенности культуры Просвещения. Назовите представителей эпохи в литературе, изобразительном искусстве, музыке.
5. Какова роль просвещения и воспитания в ХVIII веке? С чем связано возникшее желание людей сохранять прошлое?
6. Становление каких национальных культур произошло в период Нового времени? Назовите образовавшиеся в XVII веке национальные школы искусства. Что стало предметом изображения?
7. Назовите стили в искусстве эпохи Просвещения. Каковы место и роль барокко и классицизма в системе ценностей Просвещения?
8. Как повлияли идеи Просвещения на культурную жизнь Европы?
К вопросу 2
1. Что становится важным в историческом, мировоззренческом, политическом планах в Европе XIX века? Каковы ценностные ориентации личности?
2. Каковы исторические предпосылки возникновения романтизма? идейные и художественные задачи? В чем заключается романтический идеал личности? Покажите на конкретных примерах.
3. Какова необходимость появления реализма? Что становится главным для этого направления? Почему европейский реализм называют критическим?
К вопросу 3
1. Что такое декаданс? Каковы причины деградации в искусстве?
2. Каким образом высказывание Фридриха Ницше о том, что «Бог умер», повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры?
3. Какие направления в искусстве получили развитие на рубеже веков?