Для чего используется (сейчас и раньше)

Введение

Изделия из шерсти сопровождают человека на протяжении многих веков. Вначале использовали шерсть диких, затем одомашненных животных. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Войлоковаляние как ремесло, распространилось на обширных территориях Памира, Тибета, Кавказа, Алтая, Карпат и Балкан, Передней Азии.

Люди и спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода. У народов Азии можно встретить и валяные украшения, предметы обихода, обувь и одежду. Валяние - древнейшее искусство, возникшее несколько тысяч лет назад. Долгие годы это ремесло носило прикладной характер. Оно удовлетворяло в основном бытовые потребности кочевых народов. Постепенно валяние выходит из чисто прикладного ремесла, в нём зарождаются художественные элементы, которые украшают быт человека. Сегодня уникальная техника валяния дает возможность творить необыкновенно прекрасные вещи своими руками, формирует у человека представление о форме и цвете, развивает вкус, учить мыслить творчески.

Валяние у многих людей превращается в наши дни в увлекательное хобби.

Теперь изделия из войлока применяются в разных областях человеческой жизни. Предметы из войлока встречаются и в русской культуре, например, всем известные валенки - самая теплая обувь для настоящей русской зимы. Но возможности войлока сегодня значительно шире: любители этого прикладного искусства делают необыкновенной красоты одежду, сумки, обувь, картины, декоративные панно и ковры, рамки для фото, цветочные композиции, забавные игрушки, абажуры для ламп и многое другое.

Актуальность темы (Валяния).

Заключается в том, что шерстяные вещи очень мягкие, приятные, по-домашнему уютные и всегда вызывают восхищение. А валяние - замечательный творческий процесс, позволяющий создавать множество разнообразных вещей, способных преобразить любой интерьер, украсить предмет одежды или сделать неповторимый подарок для любимых и друзей. Валяние открывает широкие возможности для творческого характера труда.

Однако практика показывает, что изучению валяния уделяется недостаточно внимание. Ведь нет ни одного серьёзного научного труда посвящённого войлоку. Нет и учебников, рассматривающих войлоковаляние, как вид декоративно-прикладного искусства. Войлоковаляние обычно рассматривалось как историческая составляющая народов, в виде небольших статей или глав, включаемых в обзорные издания по ДПИ и народному творчеству. Нет научной литературы, рассматривающей исторический процесс становления данного искусства и современное состояние войлоковаляния. Именно этот недостаток источников и позволяет говорить об актуальности исследования. Недопустимо оставлять без должного внимания ремесло, жизнеопределяющее для многих народов, вид декоративно-прикладного искусства, обладающий обширной базой приёмов и техник исполнения и многообещающей перспективой развития.

Материал для работы (шерсть, войлок)

Основное сырье для валяния войлока - овечья шерсть с небольшим добавлением ягнячьей, верблюжьей и козьей шерсти, конского волоса и волоса, выпадающего при линьке крупного рогатого скота. Валяя шерсть диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду.

Шерсть — единственное волокно, обладающее валкоспособностью. Валкоспособность обусловливается сочетанием чешуйчатости шерсти, создающей неодинаковый коэффициент трения (больший в направлении корня, чем кончика волоса) и способствующей направленному перемещению волокон при валянии, и эластичности, позволяющей волокнам взаимно переплетаться, а затем сокращаться при механических воздействиях в условиях влажности, температуры и кислой или щелочной среды, которая дает возможность регулировать процесс валки.

Для чего используется (сейчас и раньше).

Валяние - древнейшее искусство, возникшее несколько тысяч лет назад. Долгие годы это ремесло носило прикладной характер. Оно удовлетворяло в основном бытовые потребности кочевых народов. Кочевники Евразии изготовляли из войлока следующие изделия: все виды покрытия для юрты, одежду (стельки, прокладки для подметок, чулки-вкладыши в кожаный сапог), предметы интерьера (войлочные подушки, дорожки, ковры, подстилки для сна), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и пр. мелких предметов, подстилки для новорожденных телят), скотоводческое снаряжение (детали вьючного седла верблюда, потник под верховое седло, чепрак и попона для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.) Скотоводы Кавказа, Средней Азии, Карпат и Балкан делали войлочные ковры, бурки и мужские головные уборы. В военном деле войлок использовался как заменитель кольчуги, как подкладка под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель, им обшивали снаружи верх крепостной стены при обороне города, чтобы в нем застревали стрелы. Из войлока делали прокладку в оборонительных валах вокруг селений и городов в местах с засоленной почвой, чтобы соль не разъедала стены. Войлок использовали в кузнечном деле, в медицине (при лечении переломов костей). В кочевой жизни легкий и прочный войлок был удобен для транспортировки.

Как изделия ремесленного производства, войлочная продукция остаётся вполне жизнеспособной и сегодня. Валенки, потники, кошмы, ковры, подстилки и юрты ручного изготовления находят своё место и в современном мире.

Не утрачивает своих позиций промышленное производство изделий из войлока и фетра. Ассортимент постоянно расширяется, тут и знаменитые шляпы-федоры, и береты, и сумки. Большими объёмами выпускаются валенки, ковры, кошмы, войлоки бытового и технического назначения. Они могут выполняться без отделки, могут декорироваться вышивкой, аппликацией или стёжкой в подражание старым традициям. Поточное производство допускает раскрой, влажно-тепловую и машинную обработку войлока, в результате которых получаются доступные изделия массового потребления.

Как явление декоративно-прикладного искусства, валяние поражает воображение обширностью затрагиваемых сфер. Создаются исключительные по красоте головные уборы, и обувь, оригинальные аксессуары, предметы одежды, интерьера, быта… Валяные игрушки радуют и детей и ценителей, светильники, выполненные из войлока и в смешанных техниках, создают особую атмосферу в помещении.

Использование войлока, как сырья и техники в художественных работах позволяет «писать» полноценные картины, «ваять» скульптуры, создавать образные объёмные композиции камерного и монументального характеров. Войлок – универсальный материал для реалистического и абстрактного отображения действительности.

Помимо всего вышесказанного, валяние – это доступный досуг, средство самовыражения и самореализации.

Техники валяния

Технологически валяние представляет собой изготовление полотна из шерсти путем сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. При воздействии определенных факторов - перепада температур, механического воздействия и щелочной среды - чешуйки шерсти соединяются между собой, и получается прочный, теплый и совершенно уникальный по тактильным ощущениям материал - войлок.

Различают валяние «мокрым» способом, или по-мокрому, с использованием большинства традиционных приемов, когда шерсть после раскладки смачивается мыльным раствором или молочной сывороткой. Химический состав мыла способствует изменению структуры шерсти - естественного полимера. По-сухому, когда сваливание осуществляется за счёт принудительного спутывания волокон шерсти при помощи иглы особой формы.

Ручное валяние предполагает раскладывание шерсти по форме задуманного изделия, с учётом усадки и уработки. Для работы может использоваться сырьё кустарной выделки, шерстяная вата – отходы прядильного производства или продукт вторичной переработки, а также шерсть, прошедшая промышленную подготовку, так называемая гребенная лента или топс. Выбор способа и качество раскладки зависят от тонины и длины шерстяного волокна, его однородности, степени очистки, пройденных подготовительных процессов и, конечно, мастерства исполнителя.

Введение регулярной продольно-поперечной раскладки при «мокром» валянии дало возможность контролировать толщину изготавливаемого изделия и достигать уникальной тонкости без значительной потери прочности. Использование продольной или радиальной раскладок позволяет формировать воланы. Регулярная раскладка применима для шерсти, прошедшей промышленную подготовку, т.е. гребенной шерсти или топса.

Валяние по-сухому - новое направление в валянии, обладающее большими возможностями в формовании разнообразных объемных изделий с помощью специальной иглы. Это могут быть и броши, и игрушки, и скульптуры. Сухое валяние может использоваться как самостоятельный прием, так и в комбинации с традиционными. Сухое валяние может существовать и в виде отделки, когда на ткань накалывается рисунок. Для облегчения трудоёмкого процесса возможно применение бытовой фильцевальной/иглопробивной машинки, работающей одной иглой или блоком игл.

Применение так называемого нуно-войлока, когда к шерсти приваливается ткань, кружево или трикотаж, обогащает поверхность изделия богатой фактурой.

Это – очень молодое направление в войлоковалянии, обладающее значительным потенциалом. Нуно-войлок даёт инструмент создания новых, подлинно художественных результатов доступными средствами. Замечательных результатов в работе с данной техникой добились российские и зарубежные мастерицы-любительницы, во многом благодаря своему энтузиазму и неутолимой любознательности.

Актуальным остаётся производство полувойлоков на основе тканых и вязаных полотен, когда, в отличие от русского сукна, вяжется трикотажная заготовка их шерстяной пряжи, которая затем подвергается уваливанию и при необходимости дополнительной отделке. Применение данной техники даёт возможность создавать разнообразные фактуры, используя богатейшие ресурсы приемов вязания. Введение объемной вязки в полотно-полуфабрикат приводит к формированию фактурной поверхности.

Каждый из перечисленных приёмов может быть обогащён вваливанием природных, химических и синтетических волокон, инкрустацией различными материалами, вышивками, перфорацией, аппретированием и проч. Богатая цветовая палитра, достигается как путём использования окрашенного сырья, так и окрашивания готового изделия. Роспись по готовому войлоку возможна натуральными и химическими красителями в технике свободной росписи, по шаблону и штампами.

Наши рекомендации